Образование древнерусского государства относится к IX веку.



Тема I. ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И НАЧАЛО ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Занятие 1. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства.

Славяне (праславяне – предки славян) жили задолго до нашей эры.

Праславяне длительное время находились с племенами ариев на землях современного Русского Севера и прилегавших к нему районов, где климат в то время был тёплым. Совместное проживание нашло отражение в сходстве языка, культуры, религиозных верований.

После похолодания праславяне и арии перебрались на юг (районы между Волгой и Уралом). В конце III – начале II тысячелетия до н.э. арии переселились на территорию современных Ирана, Индии и Афганистана.

Праславяне остались в Европе. Они занимались скотоводством и кочевали по европейским пространствам, ассимилируя другие народы. В XV – XII вв. до н.э. областью проживания праславян было всё пространство от Днепра до Одера.

В письменных источниках начала I тысячелетия н.э. славяне называются венедами, склавинами, антами.

В ходе Великого переселения народов, проходившего в III – VII веках, славяне, осваивая различные территории, разделились на три ветви: южную (болгары, сербы, хорваты, македонцы, боснийцы, словенцы), западную (поляки, чехи, словаки) и восточную (русские, украинцы, белорусы). Но при этом следует иметь в виду, что само оформление национальностей произошло значительно позже. Только в XV веке возникли Великая Русь (великороссы, то есть русские), Малая Русь (малороссы, то есть украинцы) и Белая Русь (белорусы).

Восточные славяне в VI – VII веках заняли территорию: с севера на юг – от Невы и Ладожского озера до среднего Приднепровья и с запада на восток – от Карпатских гор до средней Оки и верховьев Дона. То есть фактически восточные славяне возвратились в те места, которые были освоены их далёкими предками праславянами ещё в древнейшие времена. Здесь они встретились с уже населявшими эти территории фино-угроскими и балтийскими племенами. Славяне с ними ассимилировались или соседствовали.

Соседями восточных славян на западе и северо-западе были балтийские племена пруссов, латлагов, куршей, фино-угорские племена ливов, чудь-эстов, а также западные славяне и угры (венгры). В районах Западной Двины, Немана и Нижней Вислы жили племена жмудь и литва. На севере и северо-востоке находились такие угро-финские племена, как ижора, саами, карелы, весь и другие. В верховьях Северной Двины и Камы проживал народ пермь, или зыряне. По верхнему и среднему течению Волги с восточными славянами соседствовали мурома, меря, мещера, мордва, мари, черемисы. На востоке располагались волжские булгары, а на юго-востоке, на нижней Волге – хазары. На юге, в Причерноморье – печенеги и другие тюркские племена.

Восточные славяне объединялись в крупные племенные союзы, каждый из которых включал в себя огромное количество более мелких по численности различных племён. В свою очередь, в каждое племя входило большое количество родов.

Во главе каждого племени или рода стоял старейшина, или родоначальник. Существовал совет старейшин, где обсуждались различные вопросы, а также общее собрание рода или племени – вече. Верховным судьёй и предводителем войска был князь. Ему подчинялись военные люди, составлявшие княжескую дружину.

Селились славяне в основном по берегам озёр и рек. Наиболее крупные и важные в торговом и стратегическом отношении селения окружались рвом, огораживались земляным валом, по которому возводилась крепостная стена, носившая название «кремль» или «детинец». Такие селения стали называться городами. Учитывая частые нападения соседних народов, а также войны между самими славянскими родами и племенами, число укрепленных городов было очень велико. В скандинавских источниках страну славян называли Гардарикой, то есть страной городов. Это были, в первую очередь, Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Чернигов, Муром и другие.

Главными хозяйственными занятиями славян были охота, рыболовство, скотоводство, бортничество (от старославянского слова «бортя» - «дупло дерева»), то есть добыча мёда диких пчёл. Позже славяне начали заниматься земледелием.

На юге, где была лесостепь, ведущей системой земледелия стал перелог. Участки земли обрабатывали и засевали два-три года, а затем, после их истощения, переходили (перелагались) на новые. На севере, где росли непроходимые леса, в основном была подсечно-огневая система земледелия. В первый год срубали деревья, во второй год их сжигали и засевали участок зерном. После того как через два-три года земля истощалась, переходили на новый участок и всё начиналось заново. Основными сельскохозяйственными культурами были рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо, гречиха, репа, капуста, морковь, чеснок и другие.

По своим верованиям древние славяне были язычниками (язычество – многобожие). Они обожествляли природу, смотрели на неё как на живое существо и силы природы представляли как различные божества. Главными богами у восточных славян были Перун – грозное и воинственное божество, бог грома и молнии; Волос, или Велес – покровитель стад, скота, скотоводства; Стрибог – бог ветра; Симаргл – бог подземного мира; Макоша, или Макошь – богиня плодородия, женского начала, мать-земля. Особо почитался бог солнца, который выступал под разными именами: Даждьбог, Хорос, Ярило.

Кроме того, весь мир населялся низшими духами. В реках и озёрах жили водяные, русалки. В лесах обитал лесной дух-леший. В домах селился домовой. Славяне верили в загробную жизнь, особо почитая своих умерших предков, которые будто бы и после смерти охраняли живых от различных бед. Это были щуры.

Из летописного рассказа о расселении восточных славян нам известно полтора десятка крупных славянских племенных союзов. Назовём только некоторые из них.

В среднем течении Днепра, в районе современного Киева, жили поляне. Они получили такое название, видимо, потому, что расселялись в полях, лесостепи. К северу от них, в районе современного Чернигова, находились северяне. К западу, на правобережном Днепре, проживали древляне (от старославянского слова «древо» - «дерево»), то есть лесные люди. Таким образом, эти племена жили на территории современной Украины.

На территории нынешней Белоруссии находились дреговичи (от старославянского слова «дрягва» - «болото»), то есть болотные люди, и полочане, расселявшиеся вдоль реки Полоть, которая и дала название этому племенному союзу.

Вокруг реки Волхов и озера Ильмень, в районе современного Великого Новгорода, проживали словене. А по рекам Оке и Москвевятичи. Вятичи получили своё название по имени легендарного князя Вятко, который, по преданиям, привёл их в те места.

По русским летописям, западным и восточным источникам можно говорить о том, что эти и другие славянские племенные союзы образовали два наиболее крупных объединения славянских племён, которые предшествовали созданию Древнерусского государства. Одним из таких объединений, возникшим на рубеже V – VI веков, был союз племён во главе с князем Кием, основателем Киева. Другим – славянское объединение с центром в Новгороде или Старой Ладоге, появившееся не позже VIII века.

К этому времени уже достаточно широко было известно имя народа «русь» или «рос». От него затем пошли названия нашей Родины – «Россия» и её жителей – «русские».

Источники упоминают также государство «Русь» или «Русская земля». Летописи указывают, что одно из племён, входившее в союз полян, имело имя «русь». Оно и дало название будущему государству. Существует версия, что имя «русь» имело прибалтийское славянское племя, располагавшееся недалеко от Новгорода. Но это лишь некоторые из объяснений.

Следует отметить, что термин «русь» или «рос» до настоящего времени так до конца и не объяснён. Но можно однозначно утверждать, что уже в VI веке славяне под именем «русь» в качестве «народа богатырей» были известны далеко за пределами мест их расселения.

Образование древнерусского государства относится к IX веку.

В ряде русских летописей говорится о том, что новгородцы, чтобы прекратить внутренние распри, по совету старейшины Гостомысла направили послов к варягам с просьбой прислать им князя. Варяги удовлетворили эту просьбу, направив Рюрика, ставшего княжить в Новгороде, а также двух его братьев – Трувора и Синеуса. Первый стал князем в Изборске, недалеко от Пскова, а второй в Белозере, на севере современной Вологодской области.

Данное событие древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» датирует 862 годом. Этот год является началом княжеской династии Рюриковичей на Руси и традиционно трактуется как легендарная дата образования Древнерусского государства.

Летописное известие о призвании варягов стало основанием для появления так называемой норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями являются немецкие учёные Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлёцер, приглашённые в Россию в середине XVIII века на службу в Петербургскую Академию наук.

Суть теории заключалась в том, что сами русские были неспособны создать своё государство и оно возникло только благодаря варягам, которых немецкие учёные однозначно трактовали как выходцев из Скандинавии, германцев, норманнов, то есть северных людей.

Следует отметить, что подобный подход к данным событиям появился ещё в начале XVII века в Швеции, которая на протяжении ряда столетий пыталась захватить у России её Северо-Западные земли с Новгородом. В агрессивных шведских кругах варяги были объявлены скандинавами-шведами, которые якобы и создали государство в «диких» восточнославянских землях. Спустя столетие немецкие историки только окончательно оформили эти утверждения.

Первым противником норманской теории стал выдающийся русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. В своём историческом труде «Древняя Российская история» на основе критического изучения исторических источников он писал, что история России, её государственность начинаются не с призвания варягов, а русский народ и русский язык уходят корнями в глубокую древность. При этом он считал, что варяги, «из которых был Рюрик с братьями», происходили из «народа славянского», «говорили языком славянским» и «всегда себя русью называли». Так началось противостояние в исторической науке норманистов, то есть сторонников норманской теории, и антинорманистов, то есть её противников.

Спор этот, то, затухая, то, возникая вновь, продолжается уже два с половиной столетия. Многие историки поддерживают точку зрения Ломоносова, считая, что варяги были славянами и проживали не в Скандинавии, а между реками Вислою и Двиною, недалеко от нижнего течения реки Неман, которая и по сей день обозначается на немецких и польских картах как река Русс. От неё варяги и получили название «Русь». Позже земли прибалтийских славян были захвачены в результате немецкого нашествия.

Ряд историков, на основе дошедших до нас сведений, разделяет точку зрения о том, что Рюрик был сыном дочери новгородского старейшины Гостомысла по имени Умила и одного из южно-балтийских славянских князей, то есть являлся внуком Гостомысла. Оставшись без сыновей, погибших в войнах, Гостомысл, возможно, призвал своего прямого наследника Рюрика.

При этом учёные отмечают, что имя Рюрик – это чисто славянское имя, означающее «сокол». Отсюда и древний символ княжеской власти Рюриковичей – сокол в атакующем полёте, а не трезубец, как было принято считать раньше. Эти и многие другие современные данные дают основания вполне определённо говорить о славянском происхождении Рюрика.

Следует подчеркнуть, что славянское происхождение варягов в последнее время получило подтверждение в ходе археологических раскопок на южном побережье Балтийского моря, прежде всего, в Калининграде.

Таким образом, в Новгород пришли не чужие славянам викинги-завоеватели, а родственные им славяне – варяги, среди которых, вероятно, были и норманны-скандинавы, входившие в тот период в состав многих княжеских дружин. Но никакой роли в образовании Древнерусского государства они не играли.

Тем более что ещё за два года до прихода в новгородские земли варягов войско руссов-славян, напав на столицу Византии, могущественного в то время государства, заставило её заключить 25 июня 860 года договор «мира и любви» между Византией и Русью. Тем самым Византия официально признала Русь и сам факт русской восточно-славянской государственности. Этот день, как утверждают некоторые историки, сегодня вполне может считаться официальной датой исторического начала Древнерусского государства.

Конечно, у норманистов есть свои доводы в пользу их теории. Но, в целом, можно отметить следующие положения, которые разделяют многие учёные.

Во-первых, образование государства Русь, Древнерусского государства явилось закономерным итогом внутреннего развития восточнославянского общества, тем более что государство нельзя навязать или создать извне. У восточных славян ещё задолго до призвания варягов сложились устойчивые традиции государственности. Поэтому призвание Рюрика означало не возникновение русской государственности, а начало происхождения княжеской династии Рюриковичей на Руси.

Во-вторых, не вызывает сомнения сам факт наличия различных связей между варягами-норманнами и Русью, нахождения варяжских дружин на службе у славянских князей. При этом следует уточнить, что варягами восточные славяне называли все народы, жившие на побережье Балтийского моря, среди которых были и западные росы: варяги-русь.

И, наконец, в-третьих, варяги-норманны, которые имелись в княжеской дружине Рюрика, принимали участие в политической жизни Руси, но не столь значительное, как об этом говорят норманисты. Следов сколько-нибудь заметного влияния варягов-скандинавов на язык, культуру, уклад жизни славян не обнаружено. В очень короткий срок они растворились в древнерусском народе.

В конечном счёте все споры норманистов и антинорманистов возможны лишь в том случае, если Рюрик и его род были скандинавами. Если же они были славянами, как об этом говорит сегодня большинство учёных, то исчезает и сама почва для подобных дискуссий.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!