Владимир Великий и значение его деятельности



Владимир Великий (980-1015рр.)-Один из самых ярких политических деятелей европейского масштаба. Он, использовав междоусобную борьбу за власть двух своих братьев - Олега и Ярополка, заручившись поддержкой варяжской дружины, в 980 г. стал великим киевским князем.

Княжение Владимир начал с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Он завершил длительный процесс формирования территории Киевского государства: в 982 г. - покорил окончательно вятичей, в 984 г. - радимичей, походом 981 г. вернул Перемышль и Червенские города, восстановил западные границы Руси. В 988 г. Владимир провел административную реформу, по которой вождей племенных объединений заменили в разных городах государства сыновья Великого князя. Этим самым были уничтожены сепаратизм племенной верхушки и обеспечено единство Руси. В результате реформы окрепла система государственной власти на местах.

При Владимире завершился процесс формирования государственной территории. Киевская Русь превратилась в крупнейшую европейскую державу, которая протянулась от Карпат до Волги, от Балтики до Черного и Азовского морей. Большое внимание князь Владимир уделял защите рубежей государства от нападения степных кочевников, особенно печенегов с юга. Он начал строить новые города (пограничные) и заселять их сильными и ловкими воинами. В конце Х в. создал огромную и сложную систему валов, крепостей, укрепленных городов, должна была защитить Русь от врагов.

Христианство стало официальной государственной религией на Руси с 988 г. после крещения Владимира Великого, которое состоялось в Херсонесе. Христианство, во-первых, укрепило международный авторитет Киевской Руси, во-вторых, вывело Русь в число передовых европейских стран, в-третьих, способствовало расширению экономических и культурных связей, в-четвертых, стимулировало развитие письменности, литературы, архитектуры, искусства, в-пятых, способствовало объединению населения Киевской Руси под руководством единого князя, наместника Бога на земле.

Итак, князя Владимира можно назвать первым реформатором Руси (кроме административной, он провел и судебную реформу. При нем родоплеменное общество стало перерастать в раннефеодальное.

 

ЭПОХА ЯРОСЛАВА МУДРОГО

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Говоря о территориальном росте государства и внешней экспансии, стоит отметить наиболее важные даты его правления:

1029 год – поход на прибалтийскую чудь. Основан город Тарту.

1036 год – отбиты и сокрушены печенеги.

1038 год – поход на Ят-ягов.

1040 год – поход на литовские племена

1041 год – поход на Мазовию

1043 год – война с Византией в союзе с печенегами. Однако Византия на тот момент была еще очень сильной державой, поэтому союзные русско-печенежские войска потерпели сокрушительное поражение.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Наиболее важным моментом также стало и то, что стали распространяться грамота и просвещение, поскольку князь сам очень любил читать. Также именно при Ярославе Мудром впервые, без участия Константинопольского патриархата, митрополитом русской церкви был назначен епископ Илларион.При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы, что безусловно было важно для авторитета страны (К примеру, в 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского — просить руки дочери Ярослава Анны). Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. За это Ярослава Мудрого часто называли "тестем Европы".

Составление «Русской Правды» связывает с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки.

Также она вводила наказания за оскорбление чести и достоинства, что свидетельствует о развитии общественных отношений.

Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины.

Благодаря «Правде Ярослава» новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

В «Правде Ярослава» еще не прослеживается сословного расслоения общества.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 814; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!