Римский папа – один или трое?



 

Увы, в те годы даже страх перед кострами не мог препятствовать падению нравов. Католическую церковь поразил очередной раскол – по‑древнегречески «схизма». [7]

Церковные расколы случались и раньше. В 325 году на 1‑м Никейском вселенском соборе осуждено было арианство – еретическое учение александрийского священника Ария, в 451 году Халкидонским собором – учение монофизитов.

В V веке тридцать пять лет длилась Акакианская схизма – церковный раскол между Востоком и Западом, названный по имени константинопольского патриарха Акакия. К IX веку относится так называемая «Фотианская схизма», когда от церкви был отлучен патриарх Фотий. В 1054 году римский легат Гумберта и патриарх константинопольский Кируларий взаимно предали друг друга анафеме, положив начало разделению Христианской церкви на Католическую и Православную. 1378 год – началась Великая схизма Запада, когда на папский престол были выбраны двое пап.

Предшествовало расколу так называемое «Авиньонское пленение пап», когда в течение почти семидесяти лет французский король насильно удерживал понтификов в своих владениях, объявив Авиньон официальной папской резиденцией. Петрарка назвал образ жизни авиньонского двора «вавилонским пленом», подразумевая невиданную роскошь и утрату Святым престолом духовных традиций.

Лишь в 1377 Григорий XI вернулся в Рим; на этом закончилось «пленение пап», но не история папства в Авиньоне. После смерти Григория XI в 1378 году сначала два, а позднее – три претендента объявили себя папами. Каждый из них называл «истинным папой» себя, а конкурентов клеймил как еретиков и антихристов.

Причиной раскола стал отвратительный характер новоизбранного папы Урбана VI: он был столь гневлив, неуживчив и капризен, что значительная часть кардиналов объявила его сумасшедшим и низложенным с папского престола. Они избрали альтернативного папу – Климента VII (в миру – Роберт, граф Женевский). Урбан остался в Риме, Климент стал править из Авиньона, который выкупил за ничтожную сумму у неаполитанской королевы Джоанны. Фактической ценой было признание этой недоброй и немудрой королевы невиновной в убийстве мужа – Андрея Венгерского.

 

Королева Неаполя Джованна Первая (правила в 1343–1382 гг.)

 

Эта правительница была наследницей двух древних династий – Анжуйской и Дураццо. Столь неблагозвучное для русского слуха название происходит от римского города Дуррес, который известен также под греческим названием Диррахий и итальянским Дураццо, расположенного на территории современной Албании примерно в тридцати километрах западнее Тираны.

Дед Джованны, король Неаполитанский Роберт, прозванный Мудрым, умер в середине треченто. Это был достойный монарх, покровительствовавший Джотто, Боккаччо и Петрарке. Однако была у него слабость: остров Сицилия, который он долго и безуспешно пытался завоевать.

Роберт пережил своего единственного сына, не оставившего наследника мужского пола. Король был стар, немощен и во многом утратил реальную власть. Вдовы его братьев Екатерина де Куртене и Агнесса де Перигор со своими фаворитами разоряли страну бесконечными увеселениями, требовавшими немало денег. К тому же от их безудержного темперамента страдала и репутация Неаполитанского двора, напоминавшего публичный дом.

Старый Роберт принял решение выдать свою внучку Джованну замуж, выбрав ей в мужья младшего сына венгерского короля – Андрея. На тот момент и жениху, и невесте было по семь лет. Их торжественно обручили в 1333 году, а обвенчали – в 1343‑м. Роберт предполагал, что Джованна с супругом будут совместно коронованы и станут вместе править, но Джованна была иного мнения!

Андрей ей совсем не понравился, она посчитала мужа диким и невежественным и вовсе не хотела делить с ним власть. В августе 1344 года с согласия авиньонского папы Климента VI, номинального сюзерена Неаполя, Джованна I была коронована одна, без супруга.

Вскоре она совершила свое первое убийство, отравив Агнессу де Перигор. Вместе с Екатериной де Куртене они поставили хворавшей тетушке клизму с ядом. Агнесса скончалась в страшных мучениях; все время пока она корчилась и звала на помощь, Джованна и Екатерина насильно удерживали ее в постели, не выпуская из комнаты.

Напуганный Андрей написал своей матери, вдовствующей венгерской королеве Елизавете, сообщив о своем намерении бежать из Неаполя. Елизавета, не желая терять Неаполитанскую корону, отправилась к папе Клименту и уговорила его короновать ее сына. Потом она навестила Неаполь, сделав там богатые подарки дворянам, а сыну вручила кольцо, обладатель которого, как считалось, не может погибнуть от холодного оружия или яда. Недовольная всем этим Джованна решила устранить будущего супруга. Но как? Она была суеверна и верила в мощь амулета, поэтому кинжал или отрава исключались.

В заговоре участвовал ее любовник, сын уже покойной Екатерины де Куртене Людовик Тарентский (1308–1362) и Карл Дураццо (1323–1348), муж младшей сестры королевы. Сентябрьской ночью 1348 года они подкараулили Андрея у дверей его супружеской спальни; подкупленный слуга быстро запер дверь, чтобы принц не мог скрыться в комнате. Джованна в это время лежала в постели и не сделала ни малейшей попытки помочь мужу, который пытался защищаться и звал на помощь. После довольно долгой борьбы убийцы повалили его на пол и задушили шелковым шнурком, так как тоже верили в силу «охранного» кольца. Потом тело выбросили из окна, во дворе его увидели стражники и слуги, и весть быстро разнеслась по городу. Толпы жителей Неаполя окружили дворец с криками: «Смерть изменникам и королеве‑блуднице». Джованна спаслась, выдав второстепенных участников убийства. Уже после смерти Андрея Джованна родила от него сына, увезенного родственниками в Венгрию и там умершего в раннем детстве.

Николо Макиавелли: «…скончался Роберт, король Неаполитанский, оставив в качестве наследниц только двух внучек, дочерей своего сына Карла, умершего уже задолго до того. Перед смертью он распорядился, что престол унаследует старшая внучка, Джованна, с тем чтобы она вышла замуж за его племянника, венгерского короля Андрея. С этим своим супругом Джованна прожила недолго ибо вскоре умертвила его и вышла за другого своего родича, князя Тарантского Людовика. Однако король Венгрии Людовик, брат Андрея, стремясь отомстить за смерть Андрея, поспешил с войском в Италию и изгнал из королевства Джованну и ее мужа».

Джованна вскоре вышла замуж за Людовика Тарентского, одного из убийц ее первого мужа. Людовик был коронован и стал королем Неаполя. Венгерский король Лайош I, брат Андрея, вторгся в Неаполь, желая отомстить за смерть брата. Он захватил в плен Карла Дураццо, предал его суду, признал виновным в убийстве Андрея и казнил его. Джованна также была объявлена соучастницей, но заочно, так как она вместе с мужем бежала в Прованс. Дальнейшим планам Лайоша помешала начавшаяся именно в этом году – 1348‑м – страшная эпидемия чумы.

Оба монарха согласились на беспристрастное расследование под контролем папы Климента. Джованна I могла сохранить свой трон только при условии невиновности в смерти мужа, в противном случае Неаполь должен был перейти под власть Лайоша I. Вердикт папы был неожиданным: Джованну признали участницей убийства, но не виновной, поскольку она действовала по наущению дьявола. Убийцей Андрея был назван уже казненный Лайошем I Карл Дураццо. Лайош вернулся во Францию, признав Джованну королевой Неаполя. Вскоре стала ясна причина столь мягкого приговора: Климент выкупил у Джованны за 30 тысяч флоринов Авиньон, место своей постоянной резиденции. А Лайош Венгерский получил от неаполитанской королевы 300 тысяч флоринов в качестве откупа. Чтобы уплатить ему эти деньги, Джованна даже была вынуждена заложить свою королевскую корону.

Авторитет королевы был совершенно подорван, в разоренной стране одно за другим следовали восстания; бароны отказывались подчиняться верховной власти, а во дворце на берегу Неаполитанского залива по‑прежнему царили разврат, разгул, постоянно звучала музыка, и лилось рекой вино, «нередко густо подмешанное кровью».

В 1362 году умер второй муж королевы, а уже в следующем году она вышла за молодого и замечательно красивого, но совершенно нищего Джакомо Арагонского, который уже через несколько дней после брака сбежал прочь из Неаполя. За ним выслали погоню, он был пойман, возвращен, снова бежал и вел бродячую жизнь, пока не умер в 1375 году в нищете и безвестности. Брантом передает сплетню, согласно которой бедняга был убит своей брошенной супругой.

В 1376 году уже стареющая Джованна в четвертый раз вышла замуж за рослого и здорового немецкого феодала Оттона Брауншвейгского. Так как старость была уже не за горами, а выживших детей у Джованны не было, она усыновила своего родственника – Людовика Анжуйского.

И снова разгорелась междоусобная война! Карл Малый, герцог Дураццо, внук отравленной Агнессы де Перигор, в 1382 году штурмом взял Неаполь, а после долгой осады и королевский замок. Джованна вынуждена была сдаться. В ноябре 1381 года Карл III Малый был коронован как король Неаполя, а 22 мая 1382 года Джованна I была по его приказу задушена. Это убийство было объявлено отмщением за смерть Андрея Венгерского. Но мир в Неаполе так и не наступил: еще долгие годы Карл Дураццо был вынужден воевать с Людовиком Анжуйским.

 

Балтазар Косса

 

Среди пап и антипап встречались личности совершенно жуткие и одиозные. Один из них – папа Иоанн XXIII, второй папа, избранный в Пизе. Его мирское имя – Балтазар Косса. Он родился на острове Искья в Неаполитанском заливе, в семье, традиционно промышлявшей пиратством. Современный Балтазару историк Ватикана Дитрих фон Нихайм, служивший в папской канцелярии, называет пиратом и самого Коссу, однако других подтверждений этому нет. Зато известно совершенно точно, что оба его старших брата были судимы за пиратство.

Примерно лет в девятнадцать Балтазар, по настоянию матери, поступил на богословский факультет университета в Болонье, а по окончании обучения оказался в числе приближенных папы Урбана. К тому времени паранойя наместника св. Петра переросла уже в настоящее сумасшествие: боясь за свою власть, он обрушил на Италию волну репрессий, по подозрению в измене им были арестованы, преданы пыткам и казнены пятеро кардиналов! Известно, что Балтазар был участником этого процесса, некоторые историки приписывают ему самую мрачную роль – палача.

После смерти Урбана Балтазар стал пользоваться доверием нового папы – Бонифация IX, который возвел бывшего пирата сначала в архидиаконы собора Святого Евстафия в Ватикане, а затем, в феврале 1402 года, в кардиналы.

Биографы приписывают Балтазару Коссе самые невероятные грехи.

Дитрих фон Нихайм: «Неслыханные, ни с чем не сравнимые “дела” творил Косса во время своего пребывания в Риме. Здесь было все: разврат, кровосмешение, измены, насилия и другие гнусные виды греха, против которых обращен был когда‑то гнев Божий… Только в Болонье Коссе удалось совратить более 200 женщин. Он поехал туда по поручению папы для решения различных вопросов, касающихся церкви и политики, но не забыл при этом и своих любовных дел. Любовницами его были замужние женщины, вдовы, девушки и монашки, жившие в монастырях. Некоторые из них любили его и добровольно становились его любовницами, но некоторые были грубо изнасилованы прямо в монастырях».

Позднее, в обвинительном заключении, составленном Констанцским собором, присутствовали следующие пункты: изнасилование трехсот монахинь; сексуальная связь с женой своего брата и монахами; растление целой семьи, состоявшей из матери, сына и трех сестер, причем самой старшей из них было всего двенадцать лет. Конечно, если бы все эти обвинения соответствовали истине, то оставалось бы только удивляться, как у Балтазара Коссы оставались время и силы на какие‑то другие дела. А дел этих было много! Следующий папа Бонифаций IX решил использовать пиратские навыки Балтазара, поручив ему привести к покорности области, отпавшие от Ватикана. С задачей бывший пират справился блестяще, хотя и крайне жестоко: хронисты упоминают о пытках и казнях тысяч невинных людей. Болонья, Перуджа и Ассизи, формально вернувшиеся под управление Ватикана, фактически оказались в безраздельной власти папского легата кардинала Коссы. Это позволило ему сколотить огромное состояние, он не брезговал для этого ничем: позднейшие обвинения говорят о торговле епископскими кафедрами, индульгенциями и даже отлучениями.

С богатым и властным кардиналом вынужден был считаться и новый римский папа Иннокентий VII, сменивший умершего Бонифация IX. А вот пришедший за ним Григорий XII, хоть и был избран при деятельном участии Балтазара, решил поубавить прыть зарвавшегося пирата‑кардинала; он лишил Коссу сана и прав легата, а затем и вовсе предал анафеме.

В ответ Косса предпринял контрмеры: он объявил себя правителем областей, где был легатом, и созвал дружественных ему кардиналов в Пизу, на церковный собор, целью которого было низложение обоих уже действующих пап – авиньонского и римского, и избрание вместо них нового. Не зная, чем кончится затея, он отвел свою кандидатуру и настоял на избрании кардинала Петра Филарга, славившегося праведной жизнью, под именем Александра V. Так в католическом мире стало сразу три папы, причем формально все трое были избраны законно, и естественно, что все они не преминули предать друг друга анафеме.

Александр V правил всего несколько месяцев, а затем внезапно умер. Само собой, преемником его стал Балтазар Косса, принявший имя Иоанн XXIII.

Леонардо Бруни из Ареццо, писатель, историк и секретарь Иоанна XXIII: «Монсеньор Косса – человек, прекрасно разбирающийся в сиюминутных земных проблемах, но совершенно глухой к делам духовным».

Четыре года он правил подвластной ему частью католического мира, но, конечно, когда‑нибудь все это не могло не кончиться. В мае 1415 года совет кардиналов сверг папу Иоанна XXIII и заключил его в крепость Хаузен неподалеку от Мангейма. Косса попытался бежать, но был схвачен и отправлен в Гейдельберг. Констанцский собор предъявил бывшему папе обвинение из 74 пунктов, некоторые из которых даже не разглашались, настолько они были ужасны. В их числе было и отравление его предшественника – пизанского папы Александра V. Свергнутому антипапе грозила смертная казнь. Но одно лишь смущало его судей: Балтазар Косса не только был несметно богат, но и сумел припрятать денежки так, чтобы никто их не нашел. Схизма прекратилась в 1418 году, когда XVI Вселенский собор в Констанце официально низложил всех трех пап и избрал четвертого – Мартина V, который вернулся в Рим и стал наводить там относительный порядок. Конечно, не все его конкуренты с этим смирились: двор в Авиньоне существовал еще десяток лет, не признаваемый никем.

В январе 1418 новый легитимный папа Мартин V пожелал увидеться со злодеем Балтасаром Коссой. Посредником выступил именитый банкир – Джованни де Бичи, родоначальник династии Медичи, из бумаг которого следует, что за свободу Коссы было уплачено 35 тысяч гульденов. В июне 1419‑го Косса прибыл во Флоренцию и склонился к ногам Мартина V, он принес покаяние и заверил нового наместника св. Петра, что добровольно отрекается от сана и просит о снисхождении. Мартин V милостиво вернул ему не только свободу, но и сан кардинала. Косса прожил еще несколько месяцев, умер во Флоренции и удостоился торжественных похорон. Над могилой возвели величественный саркофаг работы Донателло.

Стефано Инфессура: «В лето господне 1420, 28 сентября, в субботу в Рим прибыл папа Мартин. Он прошел через Порта Пополо и всю ночь пробыл у Санта Мариа дель Пополо; в воскресенье утром он направился во дворец св. Петра под балдахином через квартал Колонна. От всех кварталов города выступили римские граждане; папе была оказана величайшая честь. Префекты, другие власти и много римских граждан в течение нескольких вечеров ходили по городу с зажженными факелами в руках и восклицали: «Да здравствует папа Мартин! Да здравствует папа Мартин!»

По прибытии в город папа Мартин решил установить строгий порядок, так как Рим совершенно одичал и полон был разбойников. Главным образом он выступил против тех, кто грабил за стенами Рима, и против разбойников, грабивших бедных паломников, приходивших в Рим за отпущением грехов. Папа узнал, что разбои и грабежи происходили на Монте делла Гвардиа и в некоторых других местах. Его святейшество тотчас же принял меры».

Увы, Мартину лишь частично удалось восстановить авторитет папства. Преемники Мартина, последующие папы слишком часто вели себя так, что вызывали у христиан не уважение, а ненависть и презрение. За деньги они даровали прощение убийцам и ворам, руководствуясь правилом: «Господь не хочет смерти грешника, но хочет, дабы он жил и платил».

 

 

...


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!