ЛЕКЦИЯ № 3: Правила по подбору цвета в интерьере



Лекция № 2

 

Воздействие цвета

Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные мысли и чувства. Воздействие цвета можно разделить на физиологическое, психологическое и эстетическое.

Физиологическое и терапевтическое воздействие.

Красный

Cамый длинноволновой в оптической области. Поэтому он глубоко проникает в живые ткани, воздействуя на их питание; увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. Способствует рассасыванию воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красный свет используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и др. кожных заболеваний. «Красные и желтые лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения… Было замечено, что ношение красных очков спортсменами может в некоторых случаях облегчить достижение ими высоких результатов, повышая реакцию и выносливость». (М. Дерибере. Цвет в деятельности человека. — М., 1964) Красным светом также лечат неврастению, головные боли, головокружения, боли в позвоночнике. Красные лучи «пробуждали силы больного, увеличивая его аппетит, регулируя пищеварение и улучшая общее питание организма. Мы думаем, что в этих счастливых случаях…действие света имеет в основном психический характер и находит благоприятное применение в лечении нервной астении». (М. Дерибере, с. 74)

О действии красного цвета следует добавить, что длительная фиксация его вызывает отрицательную реакцию — утомление, раздражение, депрессию. Особо чувствительные люди не выносят красного.

Оранжевый

Этот цвет — промежуточный между красным и желтым; действие его в некоторой степени объединяет действия того и другого. М. Дерибере отмечает его благоприятное действие на пищеварение и кровообращение, повышает уровень нейроэндокринной регуляции, действует омолаживающе, способствует регенерации тканей, излечивает патологию лёгких и ослабленную деятельность сердца. Способствует увеличению мышечной силы.

В больших количествах оранжевый может утомлять и раздражать не менее, чем красный. Впрочем, передозировка любого цвета вызывает негативные последствия.

Желтый

Желтый цвет — физиологически оптимальный; видимость его наибольшая среди чистых спектральных цветов, а насыщенность наименьшая. Поэтому утомляющее действие — наименьшее. Желтый стимулирует зрение, нервную систему и мозг. Он может быть эффективен в случае умственной недостаточности, успокаивает некоторые нервные состояния (психоневрозы). (См. М. Дерибере, с. 76, 77).

По данным Э. Гоникман, желтый цвет исцеляет слабость пищеварения, стимулирует желудочную секрецию, производит очищающее воздействие на весь организм, возбуждает аппетит, лечит бессонницу, кожные заболевания.

Зеленый

Зеленый цвет — совершенно особенный в ряду спектральных цветов, хотя он и не экстремальный, а скорее нейтральный. Это цвет девственной природы, молодой Земли, покрытой растениями. Орган зрения человека формировался и развивался в среде, заполненной зеленым светом; цвет этой среды стал привычным и комфортным, то есть физиологически оптимальным. Главное действие зеленого — гипнотизирующее, болеутоляющее. Он эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус; зеленый расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Используется для лечения психических болезней (истерии, нервного переутомления). (см. М. Дерибере, с.74-76)

Голубой

Голубой, так же, как желтый и зеленый — физиологически оптимальный цвет, но в противоположность тонизирующему желтому, он производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания. Согласно данным М. Дерибере, голубой — антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зеленый. Однако, от слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность. Голубой рекомендуется для сверхвозбужденных и буйнопомешанных. Используется для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых идей и наваждений; под его влиянием падает мускульное напряжение. Голубым светом лечат невралгические явления, он имеет болеутоляющее действие. Приведем цитату из М. Дерибере, с. 72: «Давно уже …художники указывали на влияние цвета на наш организм. Небо дает нам каждый день убедительное подтверждение этому. Лазурный берег и голубые морские просторы с давних пор лечат людей цветотерапией; там рождаются люди, которые сильно отличаются от живущих под серым экраном северных туманов».

Синий

Действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее действие, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим. Поскольку этот цвет коротковолновой, он обладает антисептическим действием. Применяется для лечения эндокринной сферы, почек, легких, верхних дыхательных путей, глазных заболеваний. Эффективен для лечения детских инфекций, коклюша, желтухи, кожных заболеваний. (См. Э. Гоникман. Ваш талисман. — М. 1997, с.266)

Особенно сильно влияние этого цвета на нервную систему Синим светом лечат бессонницу, ипохондрию, шизофрению, истерию, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсию.

К. С. Петров-Водкин в своей книге «Самарканд» рассказывает местную историю о синем цвете: «В Константине, в северной Африке, до сей поры сохранился Голубой город. Историю его я узнал от образованных арабов. В семнадцатом веке местный правитель заболел странной формой удрученного состояния, сделавшей кошмарной его жизнь. Чтоб развлечь себя, этот бей прибегал то к жестоким расправам над подданными (в Константине одна из скал, примыкающая к дворцу, носит название «Скалы жен», с которой швырялись заподозренные больным беем в неверности женщины его гарема), то ипохондрик-тиран отдавался благотворительности, то бросался в корсарские авантюры, то к врачам и знахарям, но ничто не помогало осилить болезнь.

Среди пленников бея случился один врач, который предпринял оригинальное лечение. Под его руководством комната правителя была окрашена в синий цвет, и мебель и все, по возможности, предметы, находившиеся в ней, приведены были к этой расцветке. В этой комнате больной начал чувствовать себя лучше; тогда было решено окрасить в синее весь дворец. Эффект оказался удивительным: бей вошел в норму, и, чтоб своим подданным доставить возможность пользоваться таким благом, он повелел, чтоб весь город был окрашен по рецепту врача-цветолечителя в синюю гамму.

В городе голубого бея небо кажется лёгким по контрасту с чистой синевой зданий. Среди его улиц испытываешь легкость в движениях, не чувствуешь удручения от жары, и четче, яснее думается в его расцветке».

При передозировке синий угнетает и вызывает торможение нервной системы.

Фиолетовый

Этот цвет — самый коротковолновой, на нем заканчивается оптическая область электромагнитных волн — более короткие волны (ультрафиолетовые) уже невидимы. Фиолетовый обладает уникальным действием на функциональные системы человека, в том числе на психику (высшую нервную систему). Процитируем Мориса Дерибере: «Фиолетовый действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Аметистовый свет имеет стимулирующее действие красного и тонизирующее действие голубого. …Я поместил одного помешанного (буйного) в комнату с фиолетовыми окнами; на следующий день больной попросил отпустить его домой — он выздоровел. Он покинул психолечебницу, живет счастливо и совершенно здоров. Французский врач Шере замечает: «Насколько красный цвет возбуждает к деятельности, настолько фиолетовый, наоборот, задерживает ее и ослабляет.

 

Цветовые предпочтения

  • Объективные факторы
  • Субъективные факторы
  • Личностные тесты

При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, или колорита среды его обитания, необходимо учитывать цветовые предпочтения потребителя. Факторы, влияющие на выбор того или иного цвета, можно подразделить на объективные, субъективные и индивидуальные.

Объективные

По объективным качествам все цвета можно разделить на группу А и группу Б.

Группа А

Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Они действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребности людей со здоровой, цельной, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. Действительно, мы встречаем цвета и сочетания такого типа в следующих случаях:

  • в детском художественном творчестве
  • в молодежной моде на одежду
  • в народном декоративно-прикладном искусстве разных стран
  • в самодеятельном «городском фольклоре»
  • в искусстве художников-революционеров, ломающих классические каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский, футуристы, дадаисты…)

Группа Б

Смешанные, приглушенные, разбеленные, зачерненные, ахроматические цвета, нюансные сочетания. Цвета группы Б скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, они удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня.

По всем этим причинам цвета группы Б предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной или тонкоорганизованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях:

  • европейский костюм для среднего и пожилого возраста
  • интерьер жилищ городской интеллигенции
  • живопись и прикладное искусство классов, сходящих с исторической арены (ХVIII в. — рококо, ХIХ и ХХ в. — модерн )
  • искусство, основанное на тысячелетних традициях и крайне медленно развивающееся — китайская графика, японская классическая живопись и прикладное искусство;
  • современная проектная графика и окраска подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.

Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя.

Субъективные факторы

Подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые

Цвет природной среды, этническая группа, культурные традиции, классовая принадлежность, мода, стиль в искусстве.

Влияние этой группы факторов комплексно отражается в искусстве всякого культурно- исторического региона.

Индивидуальные

Возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада (характер, темперамент, бытовая среда).

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых позволяют сделать вывод, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания, обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому.

Популярность различных цветов среди подростков и взрослых распределяется следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.

При решении конкретной задачи проектирования какого-либо объекта (комнаты, квартиры) для небольшой социальной группы (семьи) можно получить представление о цветовых предпочтениях потребителя путем тестового опроса.

Личностные тесты

Цветовые предпочтения могут свидетельствовать (с известной степенью вероятности) о характере человека, его личных и деловых качествах. Среди психологических тестов большое распространение получили цветовые тесты М. Люшера. Подробно можно узнать об этом из книги: В. В. Драгунский. Цветовой личностный тест. Практическое пособие. — Москва — Минск, 2001.

Перескажем вкратце основные выводы описанных в книге экспериментов.

Испытуемым предъявляются четыре цвета: красный, синий, зеленый и желтый. Каждый человек выбирает самый любимый цвет (со знаком +) и самый отвергаемый (со знаком −). Выбор первого цвета на шкале предпочтений может означать как положительные черты характера, так и отрицательные. В зависимости от выбора делается вывод о самооценке и самовосприятии человека.

Предпочтение: красный

Означает: уверенность в себе, готовность к действию, приложению своих сил и способностей. Высокий уровень активности.

Возможно: самопреувеличение, самопревозношение, раздражительность.

Отклонения: страх перед возбуждением или тяжелыми переживаниями, органическая слабость, физическое и психическое истощение.

Предпочтение: желтый

Означает: чувство свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения.

Возможно: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, бесполезная деятельность, неуверенность в будущем.

Отклонение: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.

Предпочтение: зеленый

Означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, сила воли, постоянство.

Возможно: самопреуменьшение, сомнение в себе. Низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

Отклонение: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации (напряженное давление).

Предпочтение: синий

Означает: удовлетворение, покой, гармония с миром, верность, чувствительность, способность проникновения, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленным размышлениям. Флегматический темперамент. Возможно: заболевание, недомогание, печаль, уныние.

Отклонение: бегство от разрядки и покоя, боязнь слабости и депрессии. Неудовлетворенное честолюбие, недостаток дружеских связей в коллективе, стремление к превосходству.

Четырехцветный тест может быть дополнен до восьмицветного четырьмя цветами: фиолетовым, коричневым, черным и серым (по М. Люшеру).

Предпочтение: фиолетовый

Означает: стремление очаровывать, чувственную предрасположенность, высокую внушаемость.

Отклонение: защита от угрожающего конфликта между стремлением к слиянию и потребностью руководить, контроль чувствительности, этико-эстетическое стремление к порядку.

Предпочтение: коричневый

Означает: возврат к телесному и бегство от проблем. Потребность в комфорте, желание физического и духовного удовлетворения.

Отклонение: подавление, вытеснение и затормаживание физических потребностей.

Предпочтение: черный

Означает: стремление к абсолютному, связь с авторитетом, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность.   Возможно: выражение протеста, негативизм, агрессивно-деструктивная импульсивная динамика. Способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.

Отклонение: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам.

Предпочтение: серый

Означает: отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность и социальная изоляция.

Отклонение: эмоциональная возбудимость и стремление к успеху, обусловленному участием в групповой деятельности.

Предпочтение: белый

Возможно: усталость от жизни, желание покоя и чистоты, активность духовного начала, обширность индивидуального пространства («образ Марии»).

Отклонение: приверженность к материальному, к житейской суете («образ Марфы»), душевная пустота, требующая заполнения впечатлениями извне, страх смерти.

ЛЕКЦИЯ № 3: Правила по подбору цвета в интерьере

 
1. Оформляя цветовую гамму жилого помещения жилища, ориентируйтесь на создание в нем эмоциональной атмосферы, соответствующей функциональному назначению комнаты.
В общей интерпретации это значит, что, например, цветовое оформление помещений для активной деятельности должно стимулировать ее, т. е. быть выдержанным в активных и холодных тонах, а, скажем, помещения для отдыха - в спокойных и теплых.
Там, где требуется концентрация внимания, должны преобладать черные или желтые цвета или близкие к ним. Помещениям, где должна соблюдаться идеальная чистота, желательно придать светлые тона. Иначе говоря, цветовой климат помещения должен соответствовать психофизиологическому настрою человека, который он ожидает получить в данном помещении.

 Например: Если вы входите в комнату, где кровать и прочая мебель окрашены в черный цвет, стены и пол - грязно-серого оттенка, а постель, в довершении ко всему, - грязно- коричневого цвета, и вас будут уверять, что это спальня, вряд ли вы согласитесь с этим утверждением и уж тем более с утверждением, что в ней приятно спать.
Правило соответствия цветового фона помещения его функциональному назначению вовсе не означает, что все элементы  интерьера должны быть выдержаны в одном цвете - цветовая монотонность утомительна. И напротив, чрезмерная «напичканность» комнаты различными цветами контрастность - утомительна не менее монотонности.

Следует заметить, что монотонность может проявляться не только в чередовании одного и того же цвета, но и в повторяющемся чередовании двух контрастирующих цветов.

Примером контрастирующей монотонности может служить комната, в которой покрытие пола выполнено в черно-белой мозаике плит, выложенных в шахматном порядке, вся мебель - черная, а на чисто белых стенах висят картины в черных рамах.

Можно мысленно заменить темно-коричневым, а белый - желтым. Впечатление монотонности от этого не исчезнет - разве что ощущение холодной строгости изменится на ощущение сонливой теплоты.

2. Избегайте монотонности в цветовом оформлении интерьера, равно как и чрезмерной контрастности.


3. Ищите гармонию:

Цвет в жилище во многом определяется фактором изначальности слагающих элементов интерьера, а именно: цвета строительных и отделочных материалов, оборудования (мебели, утвари, предметов бытового обслуживания), украшений (декора), особенностями естественного и искусственного освещения. Искусство создания цветового климата в жилище обуславливается, таким образом, искусством гармоничного подбора цветовых сочетаний предметов домашней обстановки и отделочных материалов.  


В интерьере жилища важна цветовая гармония, возникающая при уравновешенных цветосочетаниях. Количество же таких сочетаний практически не ограничено, поскольку возникают они от взаимодействия различных условий - характера освещенности, размеров и форм сочетаемых по цвету предметов, размеров и форм сочетаемых цветовых пятен и отношения их площадей, структуры поверхностей материалов, из которых изготовлены предметы, ассоциативной уместности цветов и цветовых сочетаний для некоторых предметов и т. д.

4. В основе цветового решения интерьера не должно быть элемента случайности.

Гармоничная сочетаемость цветов может быть однотонная, контрастная и смешанная. Однотонная сочетаемость - это комбинация, состоящая из оттенков одного цвета. Контрастная сочетаемость основана на соединении цветов противоположных квадрантов. Смешанная комбинация представляет собой сочетание контрастной и однотонной гармонии.

 

Какая же из трех названных видов сочетаемости предпочтительна для дома, комнат? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Здесь все зависит от вкуса, характера и возраста жильцов, а также назначения комнат и условий их освещенности.

Некоторые правила сочетаемости цветов:


* Комбинации насыщенных цветов теплых тонов выражают энергию, повышают тонус и зрительно уменьшают пространство комнаты, приближая предметы.
* Сочетания холодных цветов успокаивают, придают интерьеру элегантность и строгость, отодвигают предметы в пространстве.
* Интерьер, решенный в контрастной комбинации цветов, менее статичен, чем однотонный, но более утомителен и более назойлив.
* Контрастный интерьер устраняет недостаток слабого освещения и смотрится теплее однотонного, который, в свою очередь, более прохладен и нуждается в ярком освещении.

* Свет ламп накаливания подчеркивает красные цвета и приглушает желтые. Лампы дневного света (люминесцентные) скрадывают красные и серые тона и усиливают цвета синего спектра, дневной свет выделяет желтые и желто-зеленые тона и ослабляет красные и синие.

* Крупный или пестрый рисунок чаще всего не годится для небольших помещений.

Общие рекомендации по сочетаемости цветов интерьеров жилища можно свести к следующим:
* для детей предпочтительны контрастные сочетания теплых цветов яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - различные сочетания холодных цветов средней насыщенности, для пожилых - однотонные ахроматические сочетания цветов ненасыщенных тонов;
* при яркой освещенности предпочтительна однотонная комбинация холодных цветов, при слабой - контрастная;
* для небольших помещений рекомендуются комбинации светлых и пастельных (ненасыщенных) цветов, для очень больших - комбинации чистых (насыщенных);
* если комнаты ориентированы на север, то для основных площадей нужно употреблять теплые тона, а для деталей - холодные, если на юг - наоборот;
* стены должны быть светлее пола и темнее потолка;
* цвет оконных штор должен быть темнее цвета стен;
* в жилых комнатах полы должны быть теплого цвета; в прихожей, в ванной, в туалете и на кухне могут быть полы холодных цветов;
* цвет дверей должен контрастировать с цветом стен;
* для небольших помещений более подходящие одноцветные стены, ковры и мебельная обивка;
* в кухнях, даже небольших, а также в ванных уместны контрастные цветовые комбинации;
* в рабочих кабинетах желательны однотонные комбинации строгих цветов, состоящие из двух-трех тонов.

Цветовая выразительность интерьера зависит от выбора цветовых доминант - господствующих по насыщенности или по площади цветов, придающих основной колорит помещению. Цветовой доминантой может быть цвет отделочного материала стен, покрытий пола и потолка, мебели, оконных занавесей и даже картины на стене. Если все остальные цвета интерьера отличаются от доминирующего только насыщенностью одного и того же цвета, получаем однотонную комбинацию.

 Цветовых доминант в интерьере может быть несколько, и тогда цветовая комбинация строится по принципу контраста. Степень выразительности интерьера зависит от того, какой элемент или какая группа элементов имеет доминирующий цвет. Необычность и оригинальность форм мебели, например, можно подчеркнуть, сделав ее цвет доминирующим в интерьере комнаты. Это значит, что все остальные цвета должны быть менее насыщенными или же занимать меньшую площадь. В очень большой комнате доминирующим должен быть цвет ее стен или пола. Если комната длинная и вытянута в сторону окна, ее можно «сжать», повесив на окно красные занавеси, а на противоположную стену - красный ковер. Если вы хотите придать доминирующий статус картине или картинам на стене, вы должны подобрать цвет отделки стен и цвет мебели более приглушенными, чем цвета на картине или на картинах.
1. В общей комнате доминирующим может быть цвет обивки мягкой мебели; цвет пола и стен в этом случае должен быть мягче.

2. В детской самым насыщенным должен быть цвет мебели, так как дети хуже взрослых ориентируются в пространстве.

3. В спальне должны господствовать оконные занавеси и покрывала и цвет светильников.

4.На кухне — цвет утвари и оборудования, в прихожей - стены и пол, в ванной и туалете - цвет санитарного оборудования.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!