XI династия, 2. Нахт-Небтепнефер Интеф



Годы до н. э

 

После смерти старого царя около 2221 года до н. э. трон Юга унаследовал его сын Интеф, принявший имя Сокола Нахт-небтепнефер, «Могущественен владыка на вершине удачи». Обнаруженная в Абидосе стела с именем этого царя доказывает, что он все еще удерживал Тинитский ном, захваченный его отцом. Тот факт, что он наследовал Уаханху Интефу, отмечен на заупокойной стеле Чечи. Последний сообщает, что сохранил свою должность главного казначея, когда Уаханх «отправился к своему горизонту и его сын занял его место». Вероятно, он был уже немолод, когда стал правителем после своего старого отца, и его пребывание на троне, видимо, было коротким – скорее всего, не больше 10 лет, хотя точное количество неизвестно. Похоже, он взошел на престол примерно в то же время, когда смерть фараона Мерикара Ахтои привела к концу правления династии Ахтои. Положение династии Интефа в связи с этим изменилось: от почти благожелательного бездействия царь перешел к тревожной готовности к защите. Фиванский двор не знал, когда на него нападут правители так называемой Десятой династии, и следующий царь Юга, должно быть, начал свое правление, с опаской глядя в будущее.

 

XI династия, 3. Санхибтауи Ментухотеп

Годы до н. э

 

Личное имя этого нового царя было не Интеф, а Ментухотеп. Оно включало имя бога войны Монту – местного божества Гермонта. Можно предполагать, что он приходился прежнему царю скорее братом, чем сыном. В действительности он мог занять место царя Интефа, который, вероятно, был слабым правителем, не способным справиться с новой опасной ситуацией, вызванной падением династии Ахтои. Новый царь принял имя Сокола Санхибтауи, означавшее «Оживлено сердце Обеих земель». Его место в этой династии определяется благодаря заупокойной стеле

чиновника по имени Интеф, упоминающей трех царей в следующем порядке: Уаханх Интеф, Нахт-небтепнефер Интеф и Санхибтауи Ментухотеп. От времени правления этого владыки, кроме данной стелы, сохранился только один памятник, который тем не менее крайне важен. Речь идет о заупокойной стеле некоего Хенуна, где не только упоминаются те же три царя, но и говорится, что сама стела была установлена «на 14-м году [правления Санхибтауи], в [тот] год, когда Чени взбунтовался». 14-й год соответствовал приблизительно 2198 году до н. э., а в следующем, 2197 году до н. э., как я предположил, пала Десятая династия, удерживавшая трон всего 25 лет. Восстание в Тинисе, вероятно, было связано с некой попыткой Десятой династии, правившей в Гераклеополе, расширить свои владения на юг. Похоже, это привело к ответным военным действиям со стороны царя Санхиб-тауи. Можно предположить, что гераклеопольский властитель в процессе этой кампании лишился трона, да и сам Санхибтауи, видимо, умер в разгар событий. Престол занял второй царь по имени Ментухотеп.

 

XI династия, 4. Небхепетра Ментухотеп

Годы до н. э

 

Новый царь принял имя Тростника и Осы Небхепетра,  «Владыка справедливости солнечного бога» (слово хепет  буквально означает «правильность»). В качестве царя-Сокола и Господина Коршуна и Кобры он принял имя Небхеджет, «Владыка белой короны (Верхнего Египта)». Фрагменты часовен, обнаруженные в Дендере и Гебелейне, изображают его побивающим египтян, ливийцев, негров и азиатских кочевников восточной Дельты, в то время как надписи называют его «Связавшим вождей Обеих земель, захватившим Юг и Север» и т. д. Эти факты могут означать только одно – подавление восстания в Тинисе привело к вторжению фиванских воинов в Средний Египет, а затем к быстрому завоеванию Дельты. По завершении кампании новый царь фиванской династии взошел на трон объединенного Египта.

Данное событие имело огромное значение для истории долины Нила, поскольку впервые с древнейших времен царь с далекого Юга стал фараоном всего Египта. Должно быть, люди в Нижнем Египте считали, что настал конец света, и испытывали ужас от перспективы быть подданными варвара из южных областей. Должно быть, они задавались вопросами: что есть Фивы, как не маленькое незначительное поселение в сотнях миль вверх по Нилу? кто такой этот завоеватель Ментухотеп, если не темнокожий потомок династии мелких властителей? кем были его приближенные, как не невежественной толпой крестьян и воинов? Вероятно, было достаточно оснований говорить о нем как о том, кто нарушил все представления о порядочности, ибо у него была не одна жена, как у цивилизованных людей Нижнего Египта, а целый гарем наложниц в Фивах. Что касается искусства и образования, то эти завоеватели едва умели читать или писать, а работу их мастеров отличало низкое качество. Однако новый фараон оказался умным человеком и вскоре собрал в Фивах прекрасных художников и архитекторов из северной части страны. Мы обнаруживаем, что убогие памятники, отмечавшие ранние годы правления этой династии, исчезли, уступив место работам высокого качества, несомненно выполненным мастерами, обученными в школах Нижнего Египта, где поддерживали традиции Шестой династии. Египтологи склонны думать, что с падением Шестой династии искусство и цивилизация на всей территории Египта пришли в упадок и начали возрождаться к концу Одиннадцатой династии. На этих страницах я постарался доказать, что такого упадка не было. Династия Ахтои в значительной степени сохранила эту культуру, особенно в литературе, и только в Верхнем Египте вымирание крупных феодальных семей, всегда поддерживавших тесные связи с Мемфисом, привело ко временному возврату к грубым привычкам. Если бы в Нижнем Египте сохранились памятники периода между Шестой и Одиннадцатой династиями, думаю, мы обнаружили бы в них явное продолжение прежних художественных принципов. Поскольку Верхний Египет был практически независим и отрезан от влияния царского двора на Севере, не нужно ожидать найти на Юге что-то, кроме самых простых условий жизни. Однако это не должно привести нас к заключению, что искусство в Нижнем Египте также пришло в упадок.

Я только что упомянул о двух небольших храмах, построенных царем Небхепетра в Гебелейне и Дендере. Гебелейн находится на западном берегу Нила, всего в нескольких милях к югу от Гермонта и Фив, в том месте, где прямо у воды возвышаются две огромные цепи известняковых скал. Это место было посвящено богине Хатхор и было известно как Пер-Хатхор, «Дом Хатхор». Царь в надписи именует себя «сыном Хатхор, владычицы Дендеры». Дендера находится в нескольких милях севернее Фив. В древние времена здесь находился главный культовый центр этой богини. Кроме упомянутых храмов, сооружениями, время постройки которых можно отнести к правлению Небхепетра, были лишь заупокойные часовни, возведенные над гробницами шести его жен (одновременно являвшихся жрицами Хатхор) у подножия западных холмов в Фивах. Сами горы, в тени которых они похоронены, были посвящены Хатхор. Трудно сказать, каково было значение такой тесной связи именно с этой богиней, но предлагаю читателю обратить внимание на два момента. Во-первых, Хатхор была покровительницей женщин и материнства, и, во-вторых, женщины в Одиннадцатой династии, несомненно, играли важную роль, чего, вероятно, и следовало ожидать в семье, живущей так близко к территории Эфиопии, где царицы занимали более высокое положение, чем цари. Фараоны из этой семьи иногда изображаются вместе со своими матерями или же упоминают о них. Династия возводила свой род к Икуи, матери первого князя Интефа. Разумеется, можно говорить, что то же самое существовало и в другие периоды египетской истории, поскольку наследование по женской линии всегда было отличительной чертой египетского права. И тем не менее меня не покидает чувство, что с возвышением этих южных правителей произошло заметное возрождение обычаев матриархата и значения женщин в обществе.

Рассмотрим эти гробницы и часовни шести жен фараона. Они располагались на засыпанной гравием площадке скалы у подножия вздымающихся ввысь фиванских скал в том величественном пустынном амфитеатре, который в наши дни известен как Дейр-эль-Бахри. Эти гробницы представляли собой небольшие, вырезанные в скале помещения. Перед каждой из них находилась часовня, где стояла статуя той женщины, которой она была посвящена. Дверь в каждой часовне была сделана из дерева, их открывали в дни праздников и совершали подношения перед статуями. Этих цариц звали Хенхенет, Кемсит, Кауит, Са-дех, Ашаит и Муит. Каждую из них величали «женой царя, единственной любимицей царя». Это доказывает, что последнее выражение едва ли было чем-то большим, нежели просто изысканным оборотом. Они были погребены в красивых саркофагах, сделанных из белого известняка и украшенных искусно выполненными прелестными изображениями. На них эти дамы сидят перед грудами продуктов, пьют молоко, полученное от коров, которых доят в их присутствии, ждут, пока служанки делают им прически, обмахивают их опахалами и подносят благовония, или же вдыхают тонкий аромат цветов лотоса – в общем, наслаждаются всеми доступными в гареме  удовольствиями, в то время как любимые собаки лежат под их креслами, а слуги ходят взад и вперед, спеша выполнить их повеления.

Мумия женщины по имени Ашаит, найденная во время раскопок мистера Уинлока, доказывает, что ей было не более 22 или 23 лет, когда она умерла. Мистер Уинлок описал ее как «небольшого роста полную женщину с короткими волосами». Поверх ее головы было намотано огромное количество кусков льняного полотна, на которых были пометки с именем царя Ментухотепа или же со словами «прекрасные льняные одежды». Внутри крышки саркофага над ней был написан длинный список амулетов и талисманов с подходящими магическими изречениями, которые должны были уберечь ее маленькую душу от осуждения. Статуя Ашаит изображает ее одетой в узкое, облегающее платье красного цвета, которое начиналось чуть выше ее талии и закрывало ее чуть ниже колен. Его удерживали на плечах две белые широкие лямки, наполовину скрывающие ее грудь. Оказалось, что даме по имени Муит, чье имя означало «Кошка», было всего 5 лет или около того. Вероятно, это была дочь некоего вельможи, официально принятая в царский гарем в ожидании достижения зрелости – этот обычай был распространен как в древнем, так и в средневековом Египте. На ее маленькой шейке были найдены пять прекрасных ожерелий из золота, серебра, сердолика и зеленого полевого шпата. Я не знаю, сколько лет было другим женщинам, мумии которых обнаружили Навилль и Холл, но полагаю, что некоторые из них должны были быть постарше. Тот факт, что шесть жен умерли во время правления своего супруга, доказывает, что царский гарем был велик, если только внезапное несчастье не послужило причиной их одновременной смерти.

В Дендере была обнаружена интересная надпись того периода, где говорится о добродетелях некоего Хнумерду, управляющего царицы по имени Нефру-каит. Царица здесь названа «любимицей царя, великой предками, высокой предками [по женской линии], наследницей Южной земли, дочерью царя, супругой царя, унаследовавшей от своей матери власть над людьми от Абу [Элефантины] до нома Уад-жет [Афродитополя]». Следовательно, эта царица-мать обладала собственными правами на территории от первого порога Нила до северной границы Тинитского нома. Весьма вероятно, что она была старшей из выживших дочерей и, соответственно, наследницей Уаханха Интефа, захватившего именно эту область. Она могла стать женой Нахт-небтепнефера Интефа или Санхибтауи Ментухотепа, а их дочь Нефру-каит могла выйти замуж за Небхепетра Ментухотепа, который получил «в приданое» Южное царство. Любопытно, что царица Нефру-каит, как сказано в данной надписи, отправила Хнумерду в Дендеру, чтобы он следил «за великим архивом [?] ее матери, обученной письму, известной работами в науке в большом зале [библиотеке?] Юга». Хнумерду рассказывает: «Я сделал добавления к архиву, обогатив его множеством ценных текстов, чтобы не было недостатка в чем-либо в границах моих знаний вещей. Я привел его в порядок, я укрепил то, что нашел испорченным, я связал [рукописи], которые нашел несвязанными, я упорядочил то, что нашел перепутанным». Довольно любопытно, что царицы того периода были образованными женщинами и покровительницами наук. Заслуживает внимания тот факт, что и здесь они связаны с Дендерой – священным городом богини Хатхор.

Продолжительность правления этого царя неизвестна, однако общая сумма в 160 лет, указанная в Туринском папирусе для данной династии, неизбежно свидетельствует, что он занимал трон примерно 25 лет. Некоторое время назад Картер открыл огромную подземную гробницу в Фивах, известную как Баб-эль-Хасан. Отверстие в скале глубиной примерно 50 футов (около 15 м) вело к наклонному тоннелю длиной 450 футов (около 137 м), в конце которого находилась глубокая шахта. Это сооружение использовалось скорее как кенотаф (или гробница для духа), чем в качестве реального места погребения. Хотя она и найдена нетронутой, тело в ней обнаружено не было. На небольшом ларце было написано имя царя «Сына солнечного бога Ментухотепа», однако нельзя с уверенностью сказать, какому из правителей, носивших имя Ментухотеп, принадлежит это сооружение. При этом вокруг имени нет картуша, то есть «царского овала», и этот факт наводит на мысль, что, скорее всего, она принадлежала именно тому Ментухотепу, о котором мы говорим сейчас, или же его предшественнику. В гробнице была найдена большая статуя, изображавшая царя сидящим в короне Нижнего Египта и в одеянии, которое обычно использовалось во время празднования царского юбилея. В настоящее время этот памятник выставлен в Каирском музее. Когда статую нашли, она была завернута в льняное полотно и лежала на боку. Под головой у нее была подпорка, как будто ее осторожно положили, чтобы она покоилась, словно мертвое тело.

 

XI династия, 5. Небхапетра Ментухотеп[85]

Годы до н. э

 

Новый фараон также носил имя Ментухотеп. В качестве царя-Тростника и царя-Осы он принял имя Небхапетра,  «Владыка наставления солнечного бога». Слово, которое я здесь читаю как хапет, буквально означает «рулевое весло». Вероятно, оно имело то же звучание, что и слово хепет в имени предыдущего царя, переводившееся как «правильность». Однако транслитерация египетских иероглифов предоставляет подобную свободу, и поэтому более разумным кажется указать на четкое различие этих двух имен. В качестве царя-Сокола и Господина Коршуна и Кобры царь носил имя Сематауи, «Объединивший Обе земли [Египта]», а перед своим именем Ментухотеп он использовал освященный временем титул «Сын солнечного бога». С его восшествия на престол началось долгое царствование, которое стало кульминацией владычества Одиннадцатой династии. В Абидосе были обнаружены развалины храма, построенного этим правителем. Гранитные алтари доказывают, что при нем велись работы в каменоломнях Асуана. В Гебелейне были найдены остатки другого сооружения, а также стела № 20001, хранящаяся в Каирском музее. Она была изготовлена, чтобы почтить память казначея Ити, который, вероятно, жил именно при этом царе. Ити сообщает: «Кормил я Гебелейн в годы голода, 400 человек были в беде, но я не забрал дочь человека [в уплату], я не забрал его поле. Составил я [для них] десять стад из коз, и за каждым стадом смотрел человек. Составил я два стада коров и одно стадо ослов, разводил я все виды мелкого скота. Построил я 30 кораблей и потом 30 других кораблей. После того как Гебелейн был накормлен, давал я зерно Эсне и Туфиуму [то есть районам к югу и северу от Гебелейна]. Фиванский ном приплыл вверх по течению [за едой], но никогда никто вокруг Гебелейна не должен был торговать с другим номом. Следовал я за моим великим господином, и следовал я за моим малым господином, ничто не было потеряно там. Построил я дом… наполненный каждой роскошной вещью. Люди говорили: „Он неповинен в жестокости к другому“». В надписи имеется постскриптум: «[Эта стела была сделана] для него его возлюбленным сыном», который доказывает, что именно сын казначея Ити вложил в уста своего отца эти слова, прославляющие самого себя.

Здесь интересно упоминание о великом господине и малом господине. Оно заставляет предполагать, что при этом фараоне существовал некий зависимый правитель, обладавший властью над этими областями. На скале в Шатт-эль-Ригаль – пустынном вади рядом с Гебель-Сил-сила – была вырезана большая плита, на которой царь Небхапетра Ментухотеп изображен стоящим рядом со своей матерью Иах (ее имя означает «Луна»). Перед ним показан царь меньшего значения, который назван «сыном солнца Интефом», а рядом с ним изображен главный казначей Ментухотепа по имени Ахтои. Следовательно, здесь мы видим как раз того самого «малого господина», то есть вассала, который упоминается на заупокойной стеле Ити. Тот факт, что в Шатт-эль-Ригаль начинался караванный путь, ведущий в оазис Куркур и Нижнюю Нубию, предполагает, что этот человек являлся правителем района к югу от Асуана. В четырех разных частях Нижней Нубии я нашел высеченные на скалах картуши с именем «Хакара, сын солнца Ин», по стилю письма соответствующим рассматриваемому периоду. Весьма возможно, что это был тот самый правитель-вассал или один из представителей его династии, поскольку имя Интеф иногда писалось в краткой форме Ин (например, на заупокойной стеле Уахан-ха Интефа). Быть может, эти вассалы Интефы являлись представителями боковой ветви Одиннадцатой династии. Возможно, восшествие на трон в качестве третьего царя династии Ментухотепа вместо Интефа свидетельствует о некой семейной вражде, в которой наследник по имени Интеф лишился права владения и удалился в Нижнюю Нубию. В любом случае мы больше ничего не знаем об этом «малом господине» Интефе, но нам известно об экспедиции в Нижнюю Нубию (в страну Уауат) под руководством того самого главного казначея Ахтои, отправившейся на 41-м году царствования Небхапетра. Об этом написано на скале в Асуане, и, возможно, в тот год вассал по имени Интеф встретил свою смерть. Брэстед в своем труде «Надписи Древнего Египта» предположил, что этого казначея Ахтои следует отождествить с Ахтои, который был последним номархом Асиута, основываясь на том факте, что их матери носили одинаковые имена. Однако две даты разделяют 90 лет. Кстати, на скале в Асуане есть и другая надпись, составленная неким Мерерти, в которой также упоминается 41-й год.

В своих различных строительных проектах фараон теперь использовал умелых мастеров, и их работа обычно заслуживает высокой оценки. Один из художников по имени Мертисен оставил надпись, в которой поведал о своем мастерстве в любопытных выражениях. Я добавил в скобках необходимые пояснения. «Я знаю тайны божественного языка [искусства]. Художник, умелый в своем искусстве, я знаю, что подходит этому [украшению гробницы], а именно опускание [или отщелкивание] воды [то есть наложение жидкой красной краски на приготовленную поверхность посредством намоченной веревки, чтобы получить прямые линии], положение, достигаемое пониманием этих меряющих линий, как сделать фигуры идущими [в одном направлении] и возвращающимися [в другом], чтобы каждый член был на своем месте. Я знаю походку фигуры мужчины, манеру женщины, простирание [крыльев] сокола, [образы демонов] двенадцати кругов [или часов] тьмы, глаз, который смотрит без другого [то есть когда лицо изображено в профиль] и который ужасает злых [то есть грабителей гробниц и святотатцев], положение руки, чтобы удержать гиппопотама внизу [охота на гиппопотама была одним из самых распространенных сюжетов в росписи гробниц] и движение бегущего. Я умею делать талисманы, которые дают нам пройти без [опасности, что] огонь обрушит свое пламя на нас или без [опасности, что] наводнение смоет нас. Никто не преуспел в этом, лишь я один и старший сын моих чресел. Бог повелел, чтобы он [тоже] смог отличиться в этом, и я увидел совершенство его рук в работе главного мастера в каждом виде ценного камня, золота и серебра, слоновой кости и эбенового дерева».

Что касается других памятников того правления, то в Турине выставлена стела некоего Меру, которая важна тем, что упоминает о 46-м годе правления Небхапетра, и это число указывает нам минимальную продолжительность его царствования. В Британском музее хранится надпись Интефа, который был сыном женщины по имени Муит («Кошка»), где он сообщает, что кормил стариков и давал пищу детям собственными пальцами, а также что он разбогател благодаря своему владыке Небхапетра. Известны и два скарабея с именем этого фараона, а также стела человека, звавшегося Тету, которая была найдена в Абидосе. В ней упоминается о царской пирамиде, которая была главным памятником данного правления. Она была возведена прямо перед рядом гробниц, в которых были похоронены жены предыдущего фараона. С течением времени окружающие сооружения так разрослись, что эти гробницы были включены в общую планировку. Белая пирамида стояла на скальном основании у подножия огромных гор Дейр-эль-Бахри, представляющих собой величественный природный амфитеатр, из которого открывается вид на восток – на поля долины Нила. Утром солнце заливает эту «бухту» в пустыне, и она превращается в сияющую дугу, похожую на огромную, обрамленную скалами сцену. Горы образуют ее задник, а ярко-голубое небо – крышу. Однако после полудня это место утопает в тени, пока солнце спускается за вершины гор.

Длина стороны основания пирамиды, кажущейся маленькой на фоне скал, составляет около 60 футов (примерно 18 м). Она была окружена тремя рядами колонн, вокруг которых, в свою очередь, шла стена, образуя квадрат со стороной около 138 футов (около 42 м). Снаружи стена была окружена еще двумя рядами колонн. Позади пирамиды между ней и скалами находился обрамленный колоннами открытый двор. В его центре расположен большой квадратный в плане тоннель, вырубленный в толще камня и спускающийся к длинному наклонному коридору. Последний приводит к подземной гробнице, в которой находилась алебастровая часовня. В этом месте должны были похоронить царя, хотя, когда Навилль и Холл несколько лет назад проводили здесь раскопки, никаких следов погребения найдено не было. Перед пирамидой находится наклонная рампа, спускающаяся в огромный передний двор длиной 200 ярдов (около 183 м) и шириной 100 ярдов (91,4 м), который окружен высокой стеной, сложенной из белого известняка. В этом дворе росли сикоморы, причем каждое дерево было посажено в круглую яму, вырезанную в скале и заполненную землей, и каждое из них окружала низкая побеленная стенка. От входа в этот двор к кромке полей спускается прямая аллея почти в милю (около 1,6 км) длиной и 100 ярдов (91,4 м) шириной. По центру этой аллеи шла мощеная дорога шириной около 18 ярдов (примерно 16,5 м). По обе стороны от нее росли деревья, в тени которых стояли статуи фараона. Это было величественно задуманное и великолепно воплощенное сооружение. Справа и слева от него находились вырезанные в скалах гробницы виднейших вельмож двора, перед каждой из которых находился дворик, подходивший к склону у подножия скалы.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!