Сознание как сущностная характеристика человека.



Главной характеристикой человека является его способность к самодетерминации, то есть способность самому определять свой жизненныйпуть, самого себя и свое поведение. Эта способность делает егосвободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности.

Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно не являетсяни функцией телесной организации человека, ни функцией среды.Оно свободно, и свободу эту дает человеку сознание. Осознавая своеповедение, человек приобретает способность строить его произвольно,освобождаясь от власти своего натурального, природного состоянияи от власти внешней среды.

Осознание своего поведения предполагает отношение к нему, взглядна себя как бы со стороны. Но для того чтобы встать в отношение к чему-то, это ≪что-то≫ должно быть дано как не совпадающее со мной. Покая действую автоматически, неосознанно, я не могут отделить себя отнатурального течения жизни и сливаюсь с условиями своей жизнедеятельности.Для осознания своего поведения у человека должен случитьсявыход за пределы непосредственного, натурального теченияжизни, который и сделает возможным отношение к себе.

Однако проблема заключается в том, что природных, врожденныхспособов для такого ≪выхода≫ у ребенка нет. Имеющиеся у него органическиеспособности позволяют лишь сливаться, совпадать с условиямисвоей жизнедеятельности. Для того чтобы встать в отношениек этим условиям и к самому себе, этих врожденных условий как разнедостаточно. И в то же время практически каждый ребенок проходитэтот путь развития сознания, в процессе которого он преодолевает характернуюдля всех животных детерминацию поведения внешнимистимулами или внутренними органическими потребностями. Как жеэто возможно?

Продуктивное решение этой проблемы было предложено великимпсихологом Львом Семеновичем Выготским, который является основателемкультурно-исторической психологии. Именно ему принадлежитидея знакового опосредствования сознания человека, которая дает новыеответы на вечные вопросы о развитии психики ребенка.

Знаковое опосредствование высших психических функций человека

Как мы уже отмечали выше, человеческий ребенок, в отличие от детенышей животных, при рождении попадает не в природную среду, а в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и пр.). В этом пространстве есть и особые предметы — знаки, обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. С одной стороны, они являются материальными предметами, имеющими свою внешнюю форму (зрительную, слуховую и пр.), а с другой — несут в себе значение, вбирающее в себя идеальное представление (образ) некоторого предмета, процесса или явления.

Таким образом, знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму. Самым распространенным примером знаков являются слова человеческой речи. Например, слово ≪зима≫ имеет вполне определенную предметную форму (его можно увидеть, услышать, записать и пр.). Но суть этого слова не в сочетании конкретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в сознании человека совершенно определенный образ, который никак не связан с его звуковой или графической формой. В самом деле, само сочетание звуков ≪зима≫ не содержит ничего холодного, белого, снежного, и в то же время эти звуки вызывают именно эти ощущения и представления.

Гениальная мысль Л. С. Выготского заключается в том, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда, знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Согласно концепции Выготского человеческое поведение осуществляется посредством знаков, то есть оно опосредствовано знаками. Основная функция знаковых средств заключается в объективации собственного поведения, в превращении его в особый предмет, отдельный от человека. Это поведение перестает ≪совпадать≫ с субъектом активности, в результате чего становится возможным отношение к нему и его осознание. Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь.

Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по Выготскому, является развитие речевого опосредствования. Универсальное значение речи состоит в том, что она освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. Сказав (вслух или про себя), что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и отнестись к нему. ≪С помощью речи ребенок создает рядом со стимулами, доходящими из среды, другую серию вспомогательных стимулов, стоящих между ним и средой и направляющих его поведение.

Именно благодаря созданному с помощью речи второму ряду стимулов поведение ребенка поднимается на более высокий уровень, обретая относительную свободу от непосредственно привлекающей ситуации; импульсивные попытки преобразуются в планируемое, организованное поведение≫ (Л. С. Выготский, т. 6, с. 24-25).

 Исследования и наблюдения клинических психологов показали, что любые речевые расстройства (афазии) резко повышают зависимость человека от ситуации, делают его рабом зрительного поля. Таким образом, именно речь делает поведение человека свободным и осознанным. Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия. Ученик и последователь Л. С. Выготского Д. Б. Эльконин связывал становление произвольного и осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу.

Действия ребенка становятся осознанными и произвольными, когда они опосредованы представлением о том, как ≪нужно действовать≫. То есть наличие некоторого средства, с помощью которого человек может выйти за пределы непосредственной ситуации и отнестись к себе и своему поведению как бы со стороны, с точки зрения этого средства (речевого знака, образца, правила, нормы и пр.). Это делает его свободным от непосредственной ситуации и позволяет овладеть собой и своим поведением.

Психика человека с позиции культурно-исторической концепции имеет опосредствованный характер. Она опосредствована достижениями той культуры, в которую ребенок попадает с первых дней своей жизни. Способы человеческой деятельности, произведения искусства, правила социального поведения, научные понятия и проявляются своеобразными средствами, с помощью которых человек строит себя, свой

 внутренний мир, свои способности. Конечно, у человека есть врожденные, натуральные психические функции и процессы (условные и безусловные рефлексы, непроизвольное внимание и память, защитные и пищевые реакции и пр.). Но они не определяют специфику и сущность психики человека, а являются лишь предпосылками ее развития.

Над этими ≪нижними этажами≫ надстраиваются (и во многом преобразуют их) другие, высшие психические функции, которые имеют не натуральную, а культурную основу. Высшие психические функции опосредствованы и произвольны по своей природе. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, запомнить то, что требуется, подумать над проблемой, вести себя определенным образом и пр.

Эти высшие психические функции и составляют сущность и своеобразие человеческой психики и коренным образом отличают ее от психики всех животных. Психическое развитие ребенка исходя из этого можно представить как процесс освоения и присвоения культурно заданных средств овладения собой или как становление высших психических функций.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 493; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!