Современные модели зарубежной арт-терапии



Теоретические предпосылки и составные элементы системной арт-терапии

Принципы системной клинической арт-терапии

Современные модели зарубежной арт-терапии

В настоящее время в лечебно-реабилитационной практике психиатрии и психотерапии в разных странах мира используются разные модели арт-терапии. Они складывались постепенно, вместе с развитием методов лечения психических расстройств и структурными изменениями системы психиатрического обслуживания. Определенное влияние на формирование моделей арт-терапии оказала культурная среда и система общественных отношений.

Исторически формирующиеся модели арт-терапии психических расстройств тесно связаны с разными профессиональными группами, стоявшими у истоков развития западной арт-терапии в целом и продолжающими оказывать влияние на ее развитие на современном этапе. Для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в развитие первых форм арт-терапии в психиатрической среде начиная с середины ХХ века. Значительное число пионеров арт-терапии в этих странах являлись художниками или арт-педагогами (Эдит Крамер, Адриан Хилл, Эдвард Адамсон, Сьюзан Бах и другие). Развиваемые ими модели арт-терапии, по сути, являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:

· инновационная художественная педагогика с более свободным, чем это характерно для классического художественного образования, подходом к художественному образованию,

· креативистские концепции художественно-творческой деятельности, рассматривающие изобразительную деятельность как акт свободного самовыражения самоактуализирующейся личности,

· концепции целостного воспитательно-образовательного воздействия на личность больного посредством искусства.

На развитие первых форм арт-терапии также оказали определенное влияние представители психодинамического подхода – психоаналитики и врачи-психиатры, включавшие в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства (К.Г. Юнга, М. Наумбург, И. Чампернон). В отличие от художников и арт-педагогов, они строили свою работу, опираясь на теоретико-методологический аппарат аналитической психологии, теории объектных отношений, а в последующем также на теоретические разработки в области групповой динамической психотерапии В. Биона, С. Фолькиса, динамической психиатрии Г. Амона.

По сути, эти два «крыла» арт-терапии продолжают оставаться основой ее применения при разных психических расстройствах за рубежом. При этом первое из них превалирует в сфере «большой» психиатрии, а второе – «малой» психиатрии, дополняясь новыми, активно развивающимися в последние два десятилетия моделями социально-ориентированной арт-терапии (нарративная и феминистская модели арт-терапии, мультикультурный подход и другие). Имеется определенная связь между теоретико-методологической основой работы зарубежных специалистов и практикуемыми ими организационными формами арт-терапии. Так, креативистское и художественно-образовательное направление реализуются в основном в форме студийной (групповой) арт-терапии, тяготеющей к терапии занятостью, в то время как динамически-ориентированные модели нередко используются в интерактивных арт-терапевтических группах, а также индивидуальной арт-терапии (арт-психотерапии).

В последние годы, под влиянием ряда внешних факторов отмечается также определенное сближение художественно-образовательных и динамически-ориентированных моделей. Так, сокращение сроков стационарного лечения в 1980-1990-е гг. стимулировало развитие арт-терапии в виде короткого курса. При этом некоторые арт-терапевты для того, чтобы интенсифицировать процесс лечения, шли по пути объединения студийного подхода с элементами динамического и стали опираться на разработки в области краткосрочной групповой вербальной психотерапии (Allen P., 1995).

K. Killick (1996) также пишет об эффективности подобной комбинации. В ее случае это было связано с сочетанием свободных посещений пациентами студии с индивидуальными, динамически-ориентированными занятиями. В те же годы некоторыми специалистами были сделаны попытки использовать сочетание студийного и динамического подходов на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса, в том числе, с пациентами с острыми психическими расстройствами (Луззатто П., 2001, McClelland S., 1992, Filip C., 1994).

P. Allen (1983) описала вариант краткосрочной групповой арт-терапии в условиях непродолжительного курса стационарного лечения. Особенностью работы данного специалиста являлось включение в открытую группу пациентов с разными психическими расстройствами и потребностями: некоторые пациенты приходили на занятия лишь для того, чтобы наблюдать за другими или общаться; другие же более активно участвовали в художественной практике.

Аналогичный подход использовала П. Луззатто (2001). Работая в условиях «острого» психиатрического отделения и осознавая невозможность регулярных посещений пациентами арт-терапевтических занятий, она использовала разные тактики «сопровождения» пациентов, в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Благодаря развитию в 1980-1990-е гг. в некоторых странах профессиональной арт-терапии и ее внедрению в медицину, арт-терапевты получили возможность систематической работы в психиатрических учреждениях. Это стимулировало эмпирические исследования, стандартизацию подходов к практической работе и решение организационных задач, связанных с взаимодействием арт-терапевтов с другими специалистами. При этом стали все больше осознаваться трудности использования сложившихся ранее моделей зарубежной арт-терапии в условиях современной системы психиатрического обслуживания.

Так, касаясь проблемы интеграции арт-терапии в сложившуюся систему лечения и реабилитации психически больных, F. Moloy (1984) отмечает, что в лечебно-реабилитационной практике в психиатрии все большее внимание обращается на социализацию (ресоциализацию) больных, применение дифференцированной системы лечебных и режимных воздействий. При этом арт-терапия продолжает апеллировать к внутреннему миру больного и ничем не ограниченной свободе самовыражения, отдавая предпочтение недирективному подходу в условиях студии.

R. Perkins and P. Dilks (1992) указывают на неудовлетворенность многих зарубежных арт-терапевтов работой с хронически больными пациентами в атмосфере методологических и режимных ограничений, свойственных психиатрическим больницам. Получив подготовку в области психоанализа и имея недостаточную клиническую подготовку, такие специалисты ориентированы на более динамичную работу с пациентами, игнорируя при этом ограничения, вытекающие из природы психических заболеваний.

Более активное применение динамически-ориентированных моделей арт-терапии в клинике пограничных психических расстройств в последние годы является одним из факторов дальнейшей дифференциации ее форм и методов, а также активизирующихся дискуссий относительно преимуществ разных стилей проведения индивидуальной и групповой арт-терапии у пациентов с невротическими расстройствами и аддикциями.

Так, работающие с пациентами с пограничными психическими расстройствами британские арт-терапевты (McNeilly G., 1983, 1987, 1990; Waller D., 1993) более активно используют центрированный на группе подход. В противоположность им, многие американские специалисты используют центрированную на ведущем модель групповой арт-психотерапии (Wadeson H., 1980; Landgarten H., 1981, Rhyne J., 1996, 2001). Большинство американских арт-терапевтов в своей работе ориентируются на решение конкретных терапевтических задач за сравнительно короткие сроки, более четко определяют мишени для терапевтического воздействия, проявляют директивность и иногда применяют техники когнитивной, поведенческой психотерапии и гештальт-терапии.

В интересах повышения эффективности лечебно-реабилитационного использования арт-терапии в условиях современной отечественной системы психиатрического обслуживания нами была разработана авторская модель системной клинической арт-терапии (САТ). Она имеет ряд существенных отличий от используемых за рубежом моделей арт-терапии, с одной стороны, и некоторые принципиальные отличия от отечественных аналогов, с другой стороны.

Некоторые принципиальные отличия САТ от наиболее распространенных моделей зарубежной групповой арт-терапии приводится в табл.

 

Таблица 1

Сопоставление САТ с наиболее распространенными системами зарубежной групповой арт-терапии

САТ Студийная арт-терапевтическая группа, основанная на креативистистской и художественно-образовательной моделях Динамическая (групп-аналитическая) арт-терапевтическая группа ( McNeilly G., Waller D.) Тематическая поведенчески-ориентированная арт-терапевтическая группа (Liebmann M., Thornton R., Wadeson H.)
1 2 3 4
Транстеоретический подход Креативистический (гуманистический), психодинамический или холистический подход Психодинамический (групп-аналитический или интерперсональный) подход Игровой, гештальт-терапевтическаий, или поведенческий подход
Используются в основном изобразительные средства, допускается применение иных средств творческого самовыражения в критические моменты процесса Используются исключительно изобразительные средства Используются исключительно изобразительные средства Используются исключительно изобразительные средства
Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях, связанных с этапами лечебно-реабилитационного процесса, уровнями и стадиями терапевтических изменений, групповой динамикой и нозологией Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях отсутствует, раскрытие и проработки проблемных аспектов опыта клиента происходит спонтанно в процессе творчества Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях, связанных с содержанием терапии, стадией и уровнем терапевтических изменений и групповой динамикой Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях, связанных преимущественно с содержанием терапии
Работа имеет процессуально-ориентированный характер, синхронизирована с этапами лечебно-реабилитационного процесса в целом Работа не имеет процессуально-ориентированного характера Работа имеет процессуально-ориентированный характер, но не синхронизирована с этапами лечебно-реабилитационного процесса Работа имеет частично процессуально-ориентированный характер, синхронизация с этапами лечебно-реабилитационного процесса незначительна или отсутствует
Применяются техники из арсенала разных направлений психотерапии, в том числе, психодинамического, поведенческого и иных подходов Какие-либо психотерапевтические техники, как правило, не применяются Применяются техники, характерные для определенного подхода к групповой психодинамической психотерапии Иногда применяются психотерапевтические техники, характерные для игровой и игровой семейной психотерапии, гештальт-терапии, поведенческого и иных подходов
Директивность ведущего сравнительно высока, но зависит от контингента больных, стадии и уровня терапевтических изменений и групповой динамики Ведущий недирективен Ведущий преимущественно недирективен Директивность ведущего, Как правило, высокая

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!