ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (1959 – 1969 гг.)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»

 

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «История России»

Наименование темы: «История развития телевидения в Вологодском крае»

Код работы КР: направление 44.03.01 Педагогическое образование, историческое образование

 

Руководитель                              к. и. н., доцент Ильина Ольга Викторовна

Выполнил студент                        Ерошкин Евгений Владимирович

Группа, курс                                                                   зПИО-21, II курс

 

Дата сдачи                                                             ___________________

Дата защиты                                                          ___________________

Оценка по защите                                                  ___________________

 

Вологда

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (1959 – 1969 ГГ.)......................................................6

1.1 Декабрь-ноябрь 1959 года.........................................................................6

1.2  1959 – 1964 гг..............................................................................................7

1.3  1965 – 1969 гг............................................................................................10

ГЛАВА 2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (1970 – 1988ГГ.)......................................................13

2.1  1970 – 1979 гг............................................................................................13

2.2  1980 – 1988 гг............................................................................................16

ГЛАВА 3. «НОВОЕ ВРЕМЯ» ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(1989 – 2005 ГГ.)........................................................................................................20

3.1 1989 – 1994 гг............................................................................................20

3.2 1995 – 2005 гг............................................................................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Большой советской энциклопедии в СССР опыты по передаче изображения начались в первые годы Советской власти. Большое значение перспективам развития и практическому применению телевидения придавал В. И. Ленин. Получив 18 апреля 1921 года сообщение о создании в Нижегородской лаборатории прибора, позволяющего «видеть на экране подвижное изображение», он просил оказать содействие и информировать о результатах.

В 1932 году осуществлена первая передача движущегося изображения, в 1934 – со звуковым изображением.

Центральная студия телевидения, позволившая осуществлять ежедневное телевещание в Москве, расширить объем документальных и общественно-политических передач, была создана в 1951 году.

15 сентября 1954 года был принят план дальнейшего развития телевидения в СССР, по которому предусматривалось в течение трех лет построить программные телецентры в 27 городах, а ретрансляционные телестанции в 13 городах. Одновременно планировалось быстрое развитие приемной телевизионной сети, к 1957 году промышленностью должно было быть выпущено более 2,5 миллионов телевизоров.

В 1957 году образован комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (в 1970 году преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию – Гостелерадио СССР).

К концу 50-х годов телевидение стало общесоюзным. В 1960 году действовало 103 студии телевидения. Телевизионное вещание стало одним из массовых средств пропаганды и информации, воспитания, просвещения, организации досуга населения. С момента своего появления телевидение часто является направляющей в различных исторических процессах и формирования исторического сознания у широких масс населения мира, страны и Вологодской области, в частности. Тем и определяется актуальность исследования истории телевизионного вещания.

Однако если о развитии телевидения на территории Советского Союза, а затем и Российской Федерации в целом существует достаточно материалов. То о развитии телевизионного вещания в отдельно взятой Вологодской области на данный момент нет ни одной научной работы. Именно поэтому методами исследования и изучения истории телевидения в Вологодской области в представленной работе являются лишь изучение архивных документов и опрос непосредственных участников и свидетелей процесса, который можно назвать «развитием и формированием телевизионного вещания в Вологодской области».

Цель курсовой работы: составить начальное представление о возникновении, развитии и формировании телевизионного вещания на территории Вологодской области со дня основания и до середины 2000-х годов.

Задачи курсовой работы заключаются в изучении событий и фактов, которые способствовали развитию телевидения в Вологодской области до его сегодняшнего состояния. Прежде всего, это политика работы информационных программ телевидения, техническое оснащение телецентра и радиотелепередающих станций, а так же исторические процессы, так или иначе, повлиявшие на развитие телевидения в вологодском крае.

Объект исследования в данной курсовой работе – история телевидения на территории Вологодской области.

 

Предметом исследования стало предприятие сферы средств массовой информации (СМИ) на момент исследования именуемое ФГУП ВГТРК ГТРК «Вологда». Выбор мотивирован тем, что других предприятий осуществляющих телевизионное вещание на территории Вологодской области на протяжении более чем 30 лет с момента начала вещания не было. Во время изучения позднего периода развития телевещания в Вологодской области, начиная 90-ми годами 20-го века и заканчивая серединой 2000-х годов, объектами исследования так же стали телеканалы регионального уровня «ТВ 7», «12 канал», телеканал «Русский Север».

В курсовой работе применяются общетеоретические методы, в их числе дедукция и анализ, а также практические, такие как опрос и наблюдение.

В качестве источников использовались в основном документы Череповецкого центра хранения документации, а также газетные публикации газеты «Красный север», серия документальных фильмов ГТРК «Вологда» и интернет-сайты телеканалов, осуществляющих вещание на территории Вологодской области.

    Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию становления и начальных этапов телевизионного вещания в Вологодском крае. Во второй главе раскрыты особенности исторического развития вологодского телевидения. Третья глава рассказывает о резком переломе в процессе существования ТВ, обусловленном сменой государственного устройства в стране. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (1959 – 1969 гг.)

Декабрь-ноябрь 1959 года

18 июня 1959 года Вологодский облисполком принимает решение об организации Череповецкой студии телевидения. Однако, по свидетельствам современников, ещё задолго до открытия телестудии на Череповецком металлургическом заводе образовалась инициативная группа радиолюбителей, которая попыталась осуществить прямой прием передач московского телевидения в Череповце. Костяк инициативной группы составляли молодые инженеры, выпускники Ленинградского института связи, попавшие в Череповец по распределению. Первый опыт передачи изображения оказался безуспешным.

Воспоминания бывшего начальника цеха связи Череповецкого металлургического завода  Валентина Васильевича Шахова, опубликованные в газете «Коммунист», ныне газета «Речь»: «Детально изучив опыт телевизионного вещания в разных городах, мы пришли к выводу, что самодеятельными усилиями телецентр в Череповце не осилим. Поэтому было решено предложить директору металлургического комбината Сергею Иосифовичу Резникову начать хлопоты о сооружении в Череповце телецентра, как объекта соцкультбыта для молодого города металлургов за счёт государственных капиталовложений».

В 50-х годах Череповец разрастался в основном жилыми массивами. В городе скопилось множество представителей рабочего класса, причём в возрасте до 35 лет. Анализируя сложившиеся социально-бытовые условия, становится явной, необходимость создания очагов культуры и пропаганды. Очевидно, что с задачами социокультурного просвещения, и пропаганды векторов деятельности советской власти, телевидение, начинающее набирать обороты, справилось бы куда эффективнее, чем несколько домов культуры.

Директору Череповецкого металлургического завода С. И. Резникову удалось найти в министерстве чёрной металлургии сторонников смелой идеи строительства в промышленном Череповце телецентра. В наркоме КПСС и горисполкоме инициатива металлургов нашла полную поддержку. Самые сложные строительные работы выполнялись строительным управлением «Жилгражданстрой».

Воспоминания Раисы Шишляковой, инженера телевидения с 1959 по 1987 год: «Начальство заводское, они решили, чтобы у жителей Череповца было телевидение. Договорились в Ленинграде с заводом, который выпускает телевизионное оборудование, что они отвезут в Ленинград два крупнопанельных дома и блоки. А за это оттуда дадут телевизионное оборудование. Приехали сначала монтажники, потом настройщики. Аппаратуру настроили, и мы начали уже сами пробовать, работать. Давали пробные передачи, давали таблицу для настройки телевизоров. Люди уже стали покупать телевизоры».

Гг.

На момент основания Череповецкой студии телевидения во всей Вологодской области насчитывалось всего 254 телевизора, в том числе 8 в сельской местности. Поймать телевизионный сигнал поначалу было делом непростым. Поэтому торговые предприятия не спешили завозить для продажи телевизионные приемники. Только в 1959 году, когда в Череповце всерьез заговорили об открытии регулярного телевещания, спрос на телевизоры вырос, на прилавках появились первые «Рекорды», «Темпы», «Енисеи».

В 1959 году Череповецкий металлургический завод построил и оборудовал телецентр и студию телевидения с павильоном площадью 200 кв. м. и радиусом действия 70 км. Зона уверенного приема сигнала череповецкого телепередатчика не превышала 50 км.

Свою работу студия телевидения начала 1 ноября 1959 года на основании решения Вологодского облисполкома от 18 июня 1959 года № 334 «Об организации Череповецкой студии телевидения». С 1959 года телестудия подчинялась редакции по радиовещанию и телевидению при Вологодском облисполкоме. По архивным данным, официальная численность персонала телестудии на момент ее открытия составляла всего пять человек. Фактически, над «пилотным» выходом в эфир работали около четырех десятков человек, точное число установить не возможно из-за отсутствия документов. Первая телепередача состоялась вечером 3 ноября 1959 года. Диктор Ольга Ушанова сказала: «Дорогие товарищи! Вы смотрите череповецкое городское телевидение». Согласно архивным записям Государственной телерадиокомпании «Вологда», самая первая телепередача была посвящена Великой октябрьской революции, и в павильоне череповецкой студии телевидения выступал военный оркестр. Воспоминания Ольги Ушановой, диктора телевидения с 1959 по 1985 год: «Работаю на кране, на монтаже стана 2800. Вдруг приезжает машина и увозит меня на телевидение. На студии состоялась репетиция передачи. Она состоялась 26 сентября 1959 года. И вот меня попросили провести эту передачу».

До конца 1959 года объём вещания череповецкой студии телевидения достиг 67 часов. Консультировали череповецких телевизионщиков творческая и техническая группы из Ярославля. К тому моменту они работали уже два года. 30 сентября 1961 года в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 28 июля 1961 года «О структуре комитетов по радиовещанию и телевидению в автономных республиках, краях и областях РСФСР» облисполком принял решение №555 о реорганизации редакции в комитет по радиовещанию и телевидению. С начала следующего года на телестудию возложили организацию радиовещания в Череповце. В 1962 году в студии насчитывалось уже пять редакций: общественно-политических, промышленных и сельскохозяйственных передач, художественного вещания, редакция «Телевизионные новости». Постепенно наращивается объём телевизионного вещания: за 1963 год он составил уже 1272 часа.

Гостями череповецкого телевидения были артисты самодеятельности. Проводились музыкальные конкурсы. Инструменталисты, вокалисты, хоровые коллективы. Концерты выходили «живьём», записи не было. Показывали спектакли областного театра. Но больше, конечно, показывали кинофильмы. «Максим Перепелица», «Американский балет на льду», «Иван Бровкин».

Только в 1962 году у череповецкой студии телевидения появляется кинооборудование, позволяющее производить запись на кинопленку. Но в виду дороговизны расходного материала киносюжеты в тогдашних выпусках новостей были редкостью. В основном, информацию дикторы читали, сопровождая ее фотографиями.

В 1963 году построена радиорелейная линия Вологда-Череповец, которая в последствие дала возможность расширить зону приема передач студии более чем вдвое. 

В начале периода становления редакционная политика претерпевала частые изменения.

1962 год. Редакция «Последних известий» стала называться редакцией «Телевизионных новостей». Редакция художественных передач – редакцией художественного вещания. Созданы редакции промышленности и сельскохозяйственных передач, ликвидирована редакция передач для детей.

1963 год. Редакция общественно-политических передач стала называться редакцией пропаганды, промышленных передач – редакцией промышлености и строительства, художественного вещания – редакцией художественных передач. Вновь создана редакция передач для детей, а также редакции передач для молодежи и выпуска.

Гг.

С вводом в строй радиорелейной линии «Вологда-Череповец» передачи Череповецкой телестудии могут видеть зрители большей части территории области (10 районов из 18, и 10 городов). С 1 января 1964 года вологжане получили возможность смотреть Первую программу Центрального телевидения. С 1 января 1964 года вологжане получили возможность смотреть московские передачи на одной кнопке с местными, подготовленными Череповецкой телестудией. Телевизионная аудитория уже составляет около 100 тысяч зрителей в 10 городах и районах Вологодской области.

В условиях Вологодской области, для которой характерны мелкие, разбросанные на больших расстояниях сельские населенные пункты, отдаленные от культурных центров, телевидение приобретает особое значение как мощное средство воспитания людей. Понимание этого всё больше укореняется и во властных структурах, что не может не влиять на формирование информационной повестки и редакционной политики в целом.

1964 год. Редакции пропаганды и теленовостей объединились в редакцию теленовостей, сельскохозяйственных передач и промышленности – в редакцию народного хозяйства, передач для молодежи и художественных передач – в редакцию молодежных и художественных передач, редакция передач для детей ликвидирована.

1966 год. Редакция народного хозяйства стала называться редакцией общественно-политических передач.

С 1969 года директор студии телевидения становится заместителем председателя комитета по телевидению и радиовещанию. Что явно говорит о важной роли телевидения в общественной и политической жизни региона, следовательно, и о прямом влиянии представителей власти на творческий процесс.

Репортаж о пуске цеха холодного проката металлургического завода «Крупнейший в Европе». Хронометраж – 1 минута 05 секунд: «Стране нужен железный лист. Господа капиталисты отказались нам его продавать. Мы построили свой цех, на своем заводе, со своими станками. И вот, цех пущен. В короткие сроки была закончена сборка и наладка сложнейшего оборудования. Ни в одном другом цехе завода нет такого обилия автоматики, как здесь. И поэтому не сразу заметишь людей, которые обслуживают этот стан. Но в тот день, когда первый стальной лист поступил к пролетам четырех-литьевого стана, на безлюдье пожаловаться было нельзя. Все кто свободен, собрались на площадке. Еще бы! Сегодня из под мощных валков стана выйдет первый холоднокатаный лист череповецкого изготовления. Вот он. Первый череповецкий холоднокатаный лист. Вот он ответ господам капиталистам. Не хотите торговать с нами? Не надо! Наш лист – свой лист. И дешевле, и лучше».

В 1965 году редакции череповецкой студии телевидения уделяют большое внимание патриотической тематике. В год 20-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда в Москве прошел первый после 1945 года парад победы, главными героями на экране становятся фронтовики. Практически каждую неделю в эфире местного телевидения вспоминают погибших, и чествуют выживших участников военных событий.

Репортаж об открытии обелиска в селе Нелазское. Хронометраж – 1 минута 27 секунд: «Триста человеческих жизней унесла прошедшая война из деревень Нелазского сельсовета. Нелазсцы собрались на площади почтить память своих земляков, и открыть воздвигнутый им монумент. Это ученики восьмилетней школы были инициаторами создания памятника. Каждый трудоспособный человек сельсовета отдал на создание обелиска дневной заработок. Один за другим выступают с трибуны ветераны войны, представители общественности, вдовы и матери, школьники и гости. У кого ни дрогнули сердце, когда говорила эта старая мать? Она потеряла на поле битвы двух сыновей и мужа. Право открыть обелиск было отдано герою войны Камышеву Александру Тимофеевичу и пионерам Нелазской школы. 20-летие Великой Победы – это не только алеющие знамена и торжественные шествия, это тысячи памятников на нашей земле. «Люди Мира на минуту встаньте» пели собравшиеся на площади. Они никогда не забудут, за что сложили головы их товарищи. Вечная слава героям».

В 1967 году на студии в Череповце трудились 60 человек. Что касается технического оснащения телевизионной редакции, то около 90% всего контента производилось в прямом эфире. Киноплёнка для записи выдавалась ограниченными объемами по 3-4 минуты на одного журналиста в месяц. Отсюда и сравнительно небольшой хронометраж киносюжетов новостей. В виде исключений шла работа над праздничными демонстрациями «День международной солидарности трудящихся» (1 мая), «День победы» (9 мая) и «День Великой Октябрьской революции» (7 ноября). Сюжеты монтировали за несколько часов и выдавали в эфир день в день. Плёнку необходимо было проявлять, но из-за отсутствия проявочной машины, это делали в бочках, в тёмном помещении.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 707; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!