Основная проблематика философии Канта. Задачи критики разума и три вопроса, на которые отвечает трансцендентальная философия



 

Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

 

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

• "Критика чистого разума";

• "Критика практического разума";

• "Критика способности суждения".

 

В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия.

 

Задачи критики разума

 

Главные моменты, на которые направлены все исследования его критики разума, сводятся к следующим задачам.

 

1) Определить истинную природу чувственности и ее отличие от рассудка.

 

2) Отыскать все первоначальные понятия, которые находятся в нашем рассудке и лежат в основании всего нашего познания, удостоверив вместе с тем их происхождение, именно, что они не выведены из опыта, но суть чистые продукты рассудка.

 

3) Показать, в какой мере мы в праве приписывать этим понятиям, являющимся ведь чем то только субъективным в нас, в то же время и объективную реальность, или, что тоже, в какой мере разум имеет право как бы выходить из самого себя и переносить свои понятия на вещи, которые существуют вне его, т. е. применять их к предметам.

 

4) Определить именно такого рода исследованием истинные границы человеческого разума, т. е. с точностью выяснить, как далеко может заходить наш разум с помощью одного только чистого умозрения, и где, напротив, прекращается наше знание в собственном смысле слова и нам остается только верить и надеяться.

 

5) Наконец, разрешить также загадку, почему наш разум обладает такой непреодолимой склонностью выходить в своих умозрениях за границы возможного знания, и, таким образом, открыть иллюзию, которой он против собственной воли вводит самого себя в заблуждение.

 

Три вопроса:

 

- Что я могу знать? (гносеология. Ответ в книге «Критика чистого разума»);

 

- Что я должен делать? (этика. Работа «Критика практического разума»);

 

- На что я смею надеяться? (Религия. работа «Религия в пределах только разума»).


 

Билет 22

Трансцендентализм Канта. Априоризм и синтетическое единство апперцепции.

 

Кант является основоположником немецкой классической философии. Философия Канта – трансцендентальная философия. Ее цель – выяснение условий возможности познания. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролируют предмет знания.

Познание состоит из чувственности и рассудка, способности познавать. Без чувственности нет никакого объекта, а без рассудка ничто не мыслимо. Эти способности никак нельзя смешивать или разъединять. Поэтому выделяется наука у чувственности-эстетика и наука о рассудке-логика, которая делится на общую и транцендентальную. Как известно, Канта больше интересовала именно транцендентальная логика.

Транцендентальная эстетика изучает чувственные структуры, с помощью которых человек воспринимает ощущения, формы чувственного познания, априорные формы чувствительности. Кант дает несколько терминов: ощущение, чувственность, созерцание,феномен (объект чувственного созерцания). Кант считал, что есть 2 формы чувственности: пространство и время, которые становятся собственными функциями субъекта. Мы можем мыслить пространство без вещей, но мы не можем мыслить вещь без пространства. Время есть условие восприятия всякого эмпирического опыта. Пространство и время даны нам априори (безусловно независимы от всякого опыта) и внутри нас.

Транцендентальная логика абстрагируется от содержания и исследует априорные формы рассудка. Рассудок делает своим содержанием чистые созерцания простанства и времени, отсюда и трансцендентальная логика абстрагируется от эмпирических, но не от пространственно-временных связей. Эта логика делится на аналитику (поиск априорных понятий, систематично изучая их потребление) и диалектику.

Рассудок свободен от чувствительной характеристики, он мысли посредством понятий (что есть функции). Рассудок — способность суждения. В транцендентальной логике унификации подлежит чистое многообразие, поставляемое чистым созерцанием (пространство и время). И именно унифицирующую активность рассудка Кант называет синтезом. Различными модусами синтезирующей унификации рассудка становятся «категории».

Категории являются теми формами единства и рассудочными предпосылками, которые присоединяются к многообразному чувственному материалу. Кант насчитывает 12 категорий, разделённых на 4 класса: I. Категории количества: Единство, Множество, Цельность II. Категории качества: Реальность, Отрицание, Ограничение III. Категории отношения: Субстанция и акциденция, Причинность и зависимость, Взаимодействие активного и пассивного IV. Категории модальности: Возможность и невозможность, Существование и несуществование, Необходимость и случайность.

Основание объекта не где-нибудь, а в субъекте: эта необходимая связь, образующая единство опытного объекта, - синтетическое единство субъекта. Кульминиционным моментов в понятийной аналитике Канта стала трансцендентальная апперцепция — фигура «Я мыслю». Поскольку категорий 12, очевидно наличие первоначального единства.

Объединение представлений в Я предполагает синтез, который должен иметь априорный характер. Зная чистые формы этого синтеза (Кант убежден, что ими являются категории), можно антиципировать законы, которым неизбежно должны подчиняться явления как предметы возможного опыта, т.к. они не будут восприняты. Это высшее основоположение носит аналитический характер, т.к. понятие Я уже включает представление о синтезе. Однако аналитическое единство апперцепции возможно лишь ее первоначально-синтетической природе. Поскольку трансцендентальное единство апперцепции связано с объективными категориальными синтезами, Кант именует его также объективным единством самосознания.


 

Билет 23

«Вещь в себе» и явление. Пространство и время как формы чувственности

Мир неизбежно скрыт от нас, поэтому знание возможно не о нем, а о наших собственных состояниях (ощущениях, чувствах, мыслях и т.п.), т. е. предметом философии может быть только доступная нам субъективная (внутренняя) реальность, но никак не объективная (внешняя). Все существующее само по себе Кант назвал ноуменом, или «вещью в себе» («вещью для себя»), которая непознаваема, ведь о ней знать ничего нельзя, это ограничительное, пустое понятие. Единственное, что мы можем знать о «вещи в себе», это то, что она есть, и есть вне ума. То, что мы видим, что представляется нам как реально существующее, он обозначил феноменом, явлением, или «вещью для нас». Это все, что мы знаем и что мы можем знать, т. к. мы воспринимаем только так как мы можем воспринимать. Таким образом «вещь в себе» - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания, а явление - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

 

Многообразие ощущений дает нам чувственное восприятие. Но наша чувственность имеет свои априорные (доопытные) формы. Мы воспринимаем мир именно таким, каким он должен быть по нашим представлениям, т. е. не сознание сообразуется с реальными вещами, познавая их, а наоборот, вещи – с формами сознания. Человек наделяет мир своими изначальными, врожденными, доопытными формами, схемами, структурами и постигает в действительности то, что сам вкладывает в нее. Кант выделяет 2 формы чувственности и называет их внешнее (пространство) и внутреннее (время). Пространство – априорная форма внешнего чувства, или внешнего созерцания. Оно выводится из наших чувственных данных. Это условие восприятия вещи. Время – априорная форма внутреннего чувства, внутреннего восприятия. 2 фокуса существования времени – одновременность и последовательность. Время – условие восприятия объективного опыта, можно сказать – способ восприятия реальности.


 

Билет 24


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1974; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!