Досократическая философия: физические принципы истолкования сущего в Милетской школе, в атомистике Демокрита.
Билет 1
Возникновение греческой философии, «греческое чудо». «От мифа к логосу». «Теоретическое» мышление, мифо-поэтические предпосылки возникновения философии
Философия возникает в период становления раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства первобытности к производящему хозяйству раннеклассового общества, в период так называемого «греческого чуда», т. е. , когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы. Однако знание законов природы - не дар Божий, оно достигается в ходе исследовательской работы. Последняя возможна лишь тогда, когда производство знаний выделяется в особую область социальной деятельности, становится профессией. Это фиксируется фактами возникновения в период ранней античности(8-7 в. д.н.э) зачатков математики, астрономии, механики. Из подобных фактов следует один вывод: потребность в знаниях законов природы, т.е. потребность в науке, возникает там и тогда, где и когда в самом материальном производстве возникают потребности в таких технических средствах и технологических приемах обработки вещества природы, которые выходят за границы физических возможностей человека как силы природы и, тем самым, многократно увеличивают его производительную силу.
|
|
Основой античного философствования стал духовный переворот, характеризующийся переходом от мифа к логосу. Устройство мира стали объяснять не действиями богов, но рациональными принципами, на которых основан порядок мира и положение человека в нем. Но для производства знаний на ранних этапах развития человеческой цивилизации требовалось преодоление религиозно-мифологического воззрения на мир, унаследованного цивилизацией от первобытно-варварских племен. Преодоление мифологического объяснения мира начинается с противопоставления объективного и субъективного, природного и человеческого. Это противопоставление формируется в так называемом основном вопросе философии - вопросе об отношении мышления к бытию, сознания к природе; это исходный пункт философии, вырабатывающий стремление формирующейся науки осмыслить мир так, как он существует сам по себе, не наделяя этот мир никакими человеческими качествами и способностями. В этом смысле возникновение философии означает возникновение научного способа объяснения мира в отличие от религиозно-мифологического.
|
|
Другой причиной возникновения философии является возникновение древнегреческого рабовладельческого общества, рабовладельческой демократии, когда каждый свободный гражданин мог принять участие в формировании государственной власти, быть избранным на государственную должность. Но чтобы добиться власти, мало личных симпатий, нужно победить в конкурентной борьбе за эту должность. А для этого необходимо убедить избирателей, доказать свою правоту и способность вести государственные дела, обнаружить понимание общественных интересов и задач. На этой основе возникает риторика, т.е. искусство красноречия, а последнее невозможно без умения доказывать, строить логически безупречную информацию и аргументацию. Все это требует развития культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному доказательству.
Таким образом, философия формируется как особая форма духовного производства, духовной мыслительной деятельности, целью которой, с одной стороны, является преодоление религиозно-мифологического представления мира, а тем самым, выработки научного объяснения мира, а с другой стороны - как средство формирования культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному мышлению, необходимому во всех сферах общественной деятельности человека. Термин "философия" (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) впервые возник в Древней Греции. По свидетельству античных авторов, слово "философ" в значении "человек" впервые появилось у Пифагора (VI в. до н. э.), а в качестве обозначения особой науки было употреблено Платоном. Древнегреческие философы высказывали мысль о том, что мудрость как таковая – это прерогатива богов, а достояние человека – любовь к мудрости, лечение к ней.
|
|
Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и новым мышлением, обыденными методами познания и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззренческую схему, а значит, совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения.
Оживленная торговля с другими цивилизационными центрами того времени не только приносила греческим городам-колониям благосостояние, но и способствовала освоению знаний, накопленных другими народами. Возникновение на основе этих знаний философии как особого типа мышления связано с полисом, особой формой организации общества, для которой характерно принятие решений в результате свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Демократическое устройство общества и навыки диалога равных способствовали формированию представления о цельности и автономии человека и развитию рационалистического характера мышления.Всемирно-историческое значение философии Древней Греции заключается в том, что именно она заложила фундамент философского мышления. Более того, древнегреческая философия сразу же охватила все проблемы мировоззрения и начала эффективно решать их.
|
|
Билет 2
Досократическая философия: физические принципы истолкования сущего в Милетской школе, в атомистике Демокрита.
В досократической философии принято выделять несколько школ, одна из которых — Милетская школа. Это была первая философская школа, возникла она в VI в. до н.э. К философам этой школа относят Фалеса и его последователей: Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора и Эмпедокла.
1. За основу милетские философы брали природу, физис (в смысле представления в фундаментальной реальности в противовес вторичной, тому, что невечно и приходящее). Большинство первых философ полагали начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей: из чего все сущие вещи состоят, из чего, как из первого, они возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются. Это они и полагали началом сущих вещей.
Фалес считал, что «все есть вода» и мир возник из самоодушевляющейся стихии, которая движется и изменяется, принимая разнообразная формы. Жизнь — влага, все приходит из воды и заканчивается в ней, высыхание — смерть.
Фалес был родоначальником такого рода философии и считал материальное начало — водой, а космос он считал одушевленным и полным божественных сил. «Все полно богов» - жизнь первична, все одушевлено и связано с первоначалом. И такое материальное начало в милетской школе называли архе — основополагающий принцип или начало, которое и правит природой и составлет ее суть, материальое начало. Здесь считалось, что «фюзис» - природу необходимо объяснять из понятий самой природы; стихии как архе: вода, огонь, земля, воздух.
Анаксимен считал первоначалом ничем не ограниченную воздушную субстанцию, которая сгущается при охлаждении в воду, затем в лед (землю), а при нагревании разжимается в «огонь».
Анаксимандр все (включая и воду) считал производным физиса (бесконечной природы). Он принял за субстрат «апейрон» (лишенное границ, беспредельное), который и дает начало всем вещам. По Анаксимандру апейрон вечен и никем не сотворен.
Эмпедокл и Анаксагор признавали существование особой движущей силы, так как элементы у них сами по себе неподвижны. По Эмпедоклу, существуют четыре элемента (земля, вода, воздух и огонь) и две движущие силы: Любовь (сила притяжения) и Вражда (сила отталкивания). Элементы соединяются между собой в различных количественных соотношениях, и таким образом возникает разнообразие сложных вещей. Эмпедокл считал, что стихии не возникают и не исчезают: лишь их вечно подвижные сочетания подвержены переменам. Земля, вода, воздух, огонь являются вечными; Они смешиваются друг с другом и вновь расходятся под действием двух изначальных сил – Любви и Раздора.
Анаксагор считал, что вселенную составляет гомеомерий — бесконечное число микроскопических семян, различных по своим качествам.
2. Демокрит относится к атомистам. К физическим принципам его философии можно отнести следующие:
· невозможность существования небытия;
· Атомы — неделимые, невидимые из-за малости частицы. Они являются несотворенными, неизменяемыми и единообразными.
· Атомы вечно хаотично движутся в пустоте, их соединения многообразны
· похожие атомы соединяются, непохожие — разъединяются.
· атомы, пустота и движение дают объяснение всему сущему.
Познанием он считал результат контакта и взаимодействия атомов с нашими чувствами. «Качество» принадлежит области субъективных ощущений. Демокрит рассматривал все явления вселенной как результат сочетания движений простых тел, определенной и неизменной фигуры. Тела получают первый толчок, откуда возникает некоторое количество действия, которое измеряется в каждом атоме, но которое остается неизменным во всей массе.
Билет 3
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!