Неязыковые средства речевой выразительности



К числу неязыковых средств выразительности устной речи относят:

1) интонацию: включает в себя четыре акустических компонента - тон голоса, интенсивность (силу) звучания, его длительность и тембр. Она не только указывает на конец фразы и тип предложения, но и передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящего, его отношение к предмету речи или собеседнику. Именно интонация придает речи неповторимый, индивидуальный характер.
- восходящая (повышение тона): требуется в случаях, когда употреблены следующие знаки препинания: восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, тире, а также в случае отсутствия знаков препинания;
- нисходящая (понижение тона): применяется при употреблении таких знаков препинания как точка, многоточие, запятая в бессоюзном и сложном предложениях с перечислительными отношениями между частями, точка с запятой, двоеточие в простом предложении.
2) паузы - временную остановку звучания, молчание. Они помогают говорящему оформить свою мысль и предложение, найти лучшую, наиболее точную форму изложения, привлечь внимание слушающего к какому - либо слову, фрагменту своей речи, передать свое эмоциональное состояние.
3) пантомимические средства: взгляд, мимику, жесты, позу, телодвижения. В риторической практике считается целесообразным использование жестов самого разного назначения - ритмических, указательных, изобразительных регулирующих, а также жестов интенсивности, отказа, отрицания, противопоставления (антиномичности), разъединения, объединения, сложения и др.

Понятие об ораторском искусстве.

Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова: риторика, красноречие. На протяжении многовековой истории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции, в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству присущи конкретные особенности:
1) сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство;
2) неоднородность. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные виды и роды. В отечественной риторике выделяют следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом ее функций, а также ситуации, цели и темы.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый.
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет.

Обратите внимание!

1) Слово долина является однокоренным со словом дол; слово преподаватель – со словом дать; слова одолеть, преодолеть – со словом доля.

2) Имена существительные кампания и компания различаются по значению.

Кампания – 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания).
Компания – 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания).

3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать), ср.: расколет – раскалывать, говорить – разговаривать.

4) в некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интеллект•интеллигент,
аккомпанемент•аккомпанировать,
лидер•лидировать,
тренер•тренировать,
абонемент•абонировать,
дезинфекция • дезинфицировать


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 2423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!