Коммуникативные качества речи. Точность речи. Понятность. Богатство.



Речевая точность связывает окружающую действительность с тем, что говорит о ней человек.
Точность бывает двух видов:

1. фактическая;

2. терминологическая.

О фактической (или предметной) точности можно говорить, когда реальные события (или предметы) словесно описаны правильно, адекватно, достоверно, без ошибок в фактологии. Терминологическая (понятийная) точность характеризует, насколько уместно и правильно говорящий использует в речи специальный термин. Понятие должно соответствовать его реальному значению.
Существуют критерии словесной точности:

· лингвистический – отображение предмета и языковая система, в которой это отображение производится, должны быть едины;

· экстралингвистический – точное знание качеств предмета, о котором идет речь.

· Третий критерий включает одновременно первые два – говорящий должен уметь соотнести свои навыки в языковых средствах со знаниями о предмете, о котором он говорит.

Понятность

Чтобы речь была понятной собеседнику, нужно исключить специфические слова или выражения, которые используются в языке очень редко.В повседневном общении их применение зачастую не оправданно.

Богатство

Напрямую с языком связана такая характеристика речи, как богатство. Чем больше при выражении мысли используется речевых оборотов, информации по теме, авторских оценок, разнообразных средств языка (либо художественной выразительности), тем богаче и ярче речь человека.
При этом важно, чтобы все эти средства использовались уместно, именно в том объеме, в котором необходимо для выражения мысли. Слова, не несущие лексической ценности, в такой речи отсутствуют (но для этого говорящий должен иметь обширный словарный запас, чтобы заменять подобные выражения синонимичными, более подходящими). Существует также смысловое богатство речи. Заключается оно в том, что автор использует различные средства синтаксической выразительности, подбирает нестандартные фразы, связывает слова в словосочетаниях и предложениях неожиданным образом.

Выразительность речи. Характеристика основных средств речевой выразительности.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. к числу языковых средств выразительности традиционно относят:

1) тропы - поэтические обороты, употребление слов, фраз, выражений в переносном, образном смысле [8, с. 166].

Основные свойства тропов: всегда создают образ - зрительный, слуховой, обонятельный и пр., - отражающий субъективный взгляд человека на мир, выражающий его оценки, эмоции; образ, создаваемый тропами, опирается на сравнение (явное или скрытое), порождающее новое, переносное, иносказательное значение слова (сочетания слов): Как пена, грудь ее бела(Пушкин); соотнесение прямого и переносного значений может основываться на сходстве сопоставляемых явлений, на контрасте или на смежности, на видах переноса, степени широты и узости понятий; структурно почти всегда состоит из двухчастного словосочетания, один из членов которого может использоваться лишь на мысленном уровне; обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать подчас сложное содержание. Принято различать следующие виды тропов:

а) метафора (от греч. meta - пере-, через и phoro - несу; калька от греческого - «перенос»): основана на переносе наименования по сходству; образуется по принципу олицетворения(вьюга воет), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д.; может быть представлена именами существительными и прилагательными, глаголами. А.К. Михальская для создания выразительной метафоры или сравнения рекомендует руководствоваться следующими правилами:

- сравниваемые предметы или явления должны быть разнородны, далеки друг от друга;

- термин сравнения должен выявлять не любой (случайный), а сущностный, важный, характерный признак сравниваемых объектов;

- объект сравнения выбирать в зависимости от оценки предмета автором: среди заведомо «хороших» явлений - для передачи положительной оценки, и из ряда «отрицательных» явлений - для передачи отрицательного отношения;

- метафора должна быть творческая, свежая;

- объем метафоры определяется задачами автора и может представлять собой как словосочетание, так и развернутый текст.

б) метонимия (от греч. meta - пере-, numia - именование): основана на переносе наименования по смежности (близости). С помощью метонимии часто называют: предмет по материалу, из которого он сделан (Золото и серебро получили наши фигуристы на Олимпийских играх); предмет по его свойству (о близком человеке - счастье мое, любовь моя); предмет (продукт действия) по производителю действия (читал Достоевского); содержимое по предмету, содержащему его (чайник кипит); время по предмету (явлению), характеризующему это время (любить до гроба). Основные виды метонимии - синекдоха (состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот: обобщенное название Европа может употребляться вместо названий европейских народов, а также в переносе названия (части) детали предмета на весь предмет целиком: Все флаги в гости будут к нам (Пушкин)); антономазия (состоит в употреблении имени собственного в значении нарицательного: фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение «лгун, хвастун», нарицательными в отечественной публицистике стали фамилии, Жириновский, Черномырдин, Чубайс);

в) сравнение: образное выражение, построенное на сопоставлении одного предмета (состояния) с другим:... навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы(Гоголь). Сравнение образуется: с помощью союзных слов как, как будто, словно, подобно и пр. (...два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками... (Гоголь); формой творительного падежа (Стоят кресты после сражения простыми знаками сложения (С.Кирсанов); формой родительного падежа (языки пламени); обособленным оборотом (Руки милой - пара лебедей - ...(Есенин));

г) эпитет (от греч. epitheton - приложение): образное определение предмета (действия); позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета (явления), тем самым обогащая высказывание): Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она (Пушкин). Эпитеты дифференцируются следующим образом: а) с точки зрения происхождения - общеязыковые (молнеиносное решение, гробовое молчание), индивидуально-авторские (леденящая вежливость, холодный ужас (Тургенев)), народно-поэтические(добрый молодец, красна девица); с точки зрения стилистики - усилительные (холодное равнодушие, горе горькое), уточнительные (Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины (А.Толстой), контрастные (живой труп (Л.Толстой));

д) гипербола (от греч. hyperbolē - преувеличение, излишек): образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого (Мою любови, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А. Толстой);

е) литота (от греч. litótēs - простота): образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого (ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)). Литоту также называют обратной гиперболой;

ж) перифраза (от греч. periphrasis - пересказ): описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания (Пришли мне (говоря по Далилевски) витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, - т.е. штопор (Пушкин);

з) ирония (от греч. eironeia - притворство): риторический троп, который одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения - прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому);

и) парадокс (от греч. paradoxos - неожиданный, странный): утверждение, изречение, на первый взгляд противоречащее здравому смыслу, однако таящее в себе более глубокое значение, нежели то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии (Лучшее правительство то, которое меньше всего правит (Джефферсон)).

2) фигуры речи - особые формы синтаксических конструкций, усиливающие выразительность речи, силу ее воздействия на адресата. Основная функция фигуры - выделить, подчеркнуть, усилить ту или иную часть высказывания. В зависимости от синтаксической структуры и выполняемой функции все разнообразие фигур речи автор «Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию» Д.Э.Розенталь сводит к четырем большим группам:

К первой группе относятся фигуры, построенные в той или иной степени на основе повтора (упорядоченного повторения слова, словосочетания, предложения или его части). Среди них:
- анафора (единоначатие): повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой (О времена! О нравы!);
- эпифора: повтор заключительных элементов следующих друг за другом фраз (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?);
- анадúплосис: последующая фраза начинается с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую (О весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! (А.Блок));
- кольцо (рамка): повтор начала и конца синтаксической конструкции (В этих веселых истинах здравого смысла, перед которым мы так грешны, можно поклясться веселым именем Пушкина (А.Блок)).
- параллелизм: повтор следующих друг за другом фраз с одинаковой синтаксической структурой (Объекты науки - явления или условия явлений. Объекты искусства - сущности (Брюсов);
- антитеза: противопоставление сравниваемых, сопоставляемых явлений (Я - одинокий сын земли, Ты - лучезарное виденье (Блок)); широко представлена в пословицах и поговорках (Велик телом, да мал телом; На голове густо, да в голове пусто);
- период: чаще всего оформляется как сложноподчиненное предложение, в первой части которого сосредоточены однотипные придаточные предложения с параллельным построением и анафорой, а во второй - главная часть высказывания. По размерам первая часть обычно превосходит вторую и произносится с интонацией повышения, усиливающей момент ожидания второй части. Период используется в ситуациях, когда:
- необходимо отразить результат глубоких философских размышлений;
- передать сложное лирическое состояние героя;
- подчеркнуть ироническое отношение с помощью несоизмеримых по смысловой наполненности первой и второй частей, а также элементов внутри первой части и т.д.

Вторая группа фигур речи основана на изменениях и нарушениях в расположении частей внутри синтаксической конструкции, что помогает говорящему (пишущему) выделять наиболее важное, значимое. К таким фигурам относятся:
- инверсия: обратный порядок слов в предложении, в результате чего усиливается экспрессивность речи, ее субъективная направленность (Птицы небесные (рассказ Бунина);
- сегментация: расчленение нормативной синтаксической конструкции, при котором в первую часть выносится тема высказывания, а во вторую - сообщение о ней, причем сама тема во второй части дублируется заменяющим ее местоимением 3-го лица (реже лексическим или семантическим повтором (Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось (Пушкин);
- парцелляция: расчленение высказывания, не прибегая ни к вынесению темы в начало, ни к ограничению количества частей (Жена называла его - Чудик. Иногда ласково (Шукшин);
- парентеза: когда предложение разрывается грамматически не связанным с ним словом, словосочетанием, другим предложением (... откажемся говорить то, чего не думаем! Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди (Солженицын).

К третьей группе фигур Д.Э.Розенталь относит стилистические приемы, связанные с трансформацией объема высказывания. Среди них:
- эллипсис: незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний (Татьяна - в лес; медведь - за нею (Пушкин);
- умолчание: пропуск того, что очень значимо и неоднозначно (И не надо думать, что инквизиция средневековая - это некая деформация христианства, как сталинский режим - искажение марксизма (Из газет);
- упреждение: когда говорящий всячески подчеркивает, что адресату сообщаемое хорошо известно, но тем не менее продолжает говорить, высказывает все, что хотел, и в то же время полностью снимает с себя обвинение в банальности и многословии (модель: Не нужно говорить, что...; Нет надобности доказывать, что...).

Наконец, четвертую группу составляют собственно риторические фигуры, основная цель которых - способствовать усилению выразительности речи. К ним относятся:
- риторический вопрос: вопросительное по форме предложение, имеющее смысл усиленного утверждения или отрицания (Так чего же еще ты ждешь, Катилина, если даже ночная тень не может скрыть нечестивого сборища, если стены частного дома не в силах сдержать голоса заговорщиков, если все разоблачается, все прорывается наружу? (Цицерон);
- риторическое обращение(апостроф): некое субъективное высказывание, выделяющее важных смысловых позиций, существенных идей речи (О моя юность! О моя свежесть! (Гоголь);
- риторическое восклицание: эмоционально-окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно (О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни (Гоголь).


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!