Русская поэзия конца XIX – начала XX века (21 час)



В. Брюсов,  Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Анненский,  А. Белый,  Н.  Гумилев,  И. Северянин,  Н. Клюев. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок.Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресто­ране», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О до­блестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хо­чу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Пре­красной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтическо­го дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного язы­ка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музы­ки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различ­ные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу фи­нала «Двенадцати». Сочинение по творчеству Блока.

Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Со­ловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.

Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэ­мы «Двенадцать».

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «Кор­шун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

 

 А. А. Ахматова (7 часов)  Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

Опорные понятия: исповедальность лирического произве­дения; микроцикл.

Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; твор­ческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахмато­вой об А.С. Пушкине.

Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Requiem В.А. Моцарта.

Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Поэма без героя».

 

 М. И. Цветаева (4 часа) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»,  «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст».  Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.

Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаев­ской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).

Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судь­бе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).

Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».

О. Э. Мандельштам (2 часа)  Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация; «Парижская нота» русской поэзии.

Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох.

Межпредметные связи: песни на стихи М. Исаковского, М. Светлова, А. Жарова и др.

 

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (4 часа)

Октябрьская революция в восприятии художников различ­ных направлений. Литература и публицистика послереволюци­онных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвое­временные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд  рассеяния» эмигрантской части «раско­лотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Реми­зова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

 Характерные черты времени в повести И. Бабеля «Конармия». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Юмористическая проза 20 годов. Рассказы  М. Зощенко.

 В. В. Маяковский (9 часов)  Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие. Пьесы «Клоп», «Баня». Письменная работа.

Опорные понятия: образная гиперболизация; деклама­ционный стих; поэтические неологизмы.

Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяков­ского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).

Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творче­ство художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода рево­люции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», поэмы «Люблю», «Хорошо!».

 

С. А. Есенин (10 часов)   Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бро­дить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим по­немногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое про­тивостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, на­родно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драма­тической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позд­него» С.А. Есенина. Сочинение. Контрольная работа.

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.

Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.

Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические цик­лы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к ма­тери», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Чер­ный человек», «Страна негодяев».

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!