Основные теоретико-литературные понятия



-   Художественная литература как искусство слова.

-   Художественный образ. Художественное время и пространство.

-   Содержание и форма. Поэтика.

-   Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

-   Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

-   Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

-   Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

-   Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

-   Деталь. Символ. Подтекст.

-   Психологизм. Народность. Историзм.

-   Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

-   Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

-   Гипербола. Аллегория.

-   Стиль.

-   Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

-   Литературная критика.

 

     Формы и средства контроля

 

Преобладающие виды контроля:

 

Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

 Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

- защита проектов.

Основное содержание программы

Введение (2 часа) Сложность и самобытность русской литературы XX века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.          

И. А. Бунин (9 часов)  Жизнь и творчество. «Окаянные дни». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» и др.  Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание». Повесть «Деревня». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Сочинение по творчеству И.А. Бунина.

 Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной жи­вописи.

Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.

Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Несте­рова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.

Для самостоятельного чтения: повесть  «Сухо­дол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».

 

 

 М. Горький (9 часов) Жизнь и творчество (обзор). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др. Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Публицистика Горького. Сочинение по творчеству М .Горького.

Опорные понятия: романтизированная проза; принцип по­лилога и полифонии в драме.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем твор­честве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).

Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».

Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Про­водник», «Бывшие люди», «Ледоход».

 

 А.И. Куприн (5 часов) Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Опорные понятия: очерковая проза; символическая де­таль.

Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.

Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) Larqo Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).

Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

 

 Проза Л.Н. Андреева (3 часа)  Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». Сочинение по творчеству Куприна или Андреева.

Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.

Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творче­стве Л.Н. Андреева.

Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!