ФИНАНСЫ И СЕМЕЙНЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ ПОЛА С ГЕНДЕРОМ



Персонифицированные образы, соответствующие мифологическим культурным героям, по мере развертывания мифа, вписываются в более широкий контекст мифологической Истории. Так, за многие годы коммунистического правления был выработан устойчивый принцип Одного, представляющего Всех: один Вождь, одна Партия, один Главный город (столица). В столице есть все – в отличие от других городов, в которых нет ничего: ни продуктов, ни значимых культурных ценностей.

Долгое время все ценностные приоритеты, репрезентируемые в системе бумажных денежных знаков, заключались в одном – вожде мирового пролетариата. Такой моноцентричности не знала ни одна русская иконографическая система: даже религиозная, с наличием многочисленных икон святых разных иерархических уровней, не говоря уже о системе дореволюционных кредитных билетов, изображения которых содержали не только портреты самых прославленных российских государей, но и включали аллегорические фигуры, например, девушки–России.

Так же и символика банкнот выпуска 1993 г. была замкнута крохотным пространством: из всей огромной России в качестве репрезентанта выбран только один город – столица Москва. Более того, внутри этого локуса границы еще более сужаются: на всех банкнотах представлены разные архитектурные фрагменты и ракурсы Кремля и примыкающих к нему внешней (Красная Площадь) и внутренней (здание бывшего Сената) территорий. Тогда еще продолжалась идеологическая инерция в риторических фигурах культуры. Когда социально–политическая структура, опиравшаяся на Одного Вождя и на Одну Партию рухнула и из бывшей триады остался только Один Город, именно он и стал временным и весьма утлым основанием потерявшей последнюю целостность культуры.

Аверс новых банкнот (выпуска 1993 г.), несерьезно разноцветных, как обертки карамелек, унаследовал былую однообразность (если не называть это навязчивой идеей) советских денежных купюр. На всех банкнотах – один и тот же вид Сенатской башни Кремля и выглядывающего из–за нее купола Сената. К 1995 году власть Москвы как единого центра стала уже весьма условна, что не могло не отразиться на художественном оформлении банкнот следующего (1995 г.) выпуска. Эти банкноты закрепляли социокультурную значимость различных ареалов России, хотя иерархия их весьма любопытна и отражает сложный процесс поиска культурных опор в построении своего рода концептуальной лестницы, ведущей Россию в демократическое, экономически развитое и духовно богатое общество.

Но иерархический принцип сам по себе не мог быть отброшен, так как в России он имеет глубокие корни и все наиболее стабильные (с точки зрения государственности) периоды российской истории относятся именно к временам его наиболее полной реализации, независимо от вида иерархии: монархическая или коммунистическая. Таким образом, остается только одна возможность – выстроить иерархию именно культурно–исторических артефактов, используя географическое пространство России как базовую константу в новой аксиологической системе. Архитектурно–территориальный принцип становится механизмом, который структурирует распавшуюся на фрагменты российскую культурную субстанцию. Этим определяется почти полное отсутствие на банкнотах изображения живых людей или их портретов. Если же и встречается редкая отсылка к какой–либо исторической личности (например, Петру I на 500–рублевой банкноте), то она реализуется как образ памятника (то есть образ образа), а не самой личности. Это связано с постулированием ищущей себя культурой не личностных качеств, а обобщенных идей, и, следовательно, при несомненном мифологическом налете, существующем в портретном образе, последний еще в достаточной мере адекватен прототипу и непригоден для реконструкции идеальных концептов.

Так на банкнотах 1993–1995 гг. возникало некоторое безлюдное, свободное от сиюминутного человеческого движения, вечное, застывшее, самоценное (хотя и порой созданное или окультуренное руками людей) пространство, подобное метафизической живописи Джорджо де Кирико.

С другой стороны, одна из самых ходовых, 50–рублевая купюра (1997), на которой представлен Санкт–Петербург, представляет особый интерес в ракурсе нашей темы. Аверс: передний план – фрагмент Ростральной колонны: монументальная скульптура женственно–символической фигуры Невы. Второй план – Набережная реки Невы. Задний план – Петропавловская крепость, храм Петра и Павла. Реверс: передний план – воды Невы. Второй план – Ростральная колонна и здание бывшей Биржи, которое тогда еще занимал Музей. Аксиологические культурные константы: современная Музейная культура и прошлые экономические отношения (бывшая Биржа). Необходимо отметить, что только на этой банкноте – впервые после развала СССР – появляются живые люди, семантика изображения которых весьма наглядна. Это три стоящие к нам спиной фигурки, вероятно, семья (муж, жена и дочь–подросток). Во всяком случае, жест мужчины, обнимающего женщину за плечо, характеризует их близкие отношения. Любовь и семья начинают приобретать некоторое значение в выстраиваемой аксиологической системе (хотя и отнюдь не первостепенное – где–то «в уголке» музейно–экономического благополучия).

Но эти семейные отношения длились до кризиса 1998 г., после которого вновь упала рождаемость, увеличилось число разводов и т.д. и т.п.[591] В той мере, в какой эти ценности партнеров сопоставимы по значимости, становится гармоничной их семейная жизнь: мужчина опредмечивает свое время в деньги, которые женщина опредмечивает в товары.

И, если это предположение справедливо для традиционных культур, то сегодня, в нашей пост–пост–модернистской действительности все зависит от гендера: и женщина с маскулинными чертами характера может «опредмечивать время» в бизнесе, и фемининный мужчина – опредмечивать деньги в требуемые для семьи товары. Это–то и показывает, что паспортный пол лишь коррелирует с гендером как полом психологическим, который, соответственно, и определяет гендерные роли семейной иерархии в решении конкретных финансовых вопросов.

Н.В. Серов

СанктПетербург, СанктПетербургский государственный институт психологии и социальной работы


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!