ГЕНДЕРНЫЕ КОНТРАКТЫ В МУСУЛЬМАНСКОМ СООБЩЕСТВЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



Для описания доминантных типов отношений между мужчинами и женщинами в гендерологии используется понятие гендерный контракт. Гендерный контракт – это правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение труда по признаку пола в сферах производства и воспроизводства и ответственные отношения между женщинами и мужчинами[515].

С точки зрения теории социального конструирования гендера, гендерный контракт – это не соглашение равноправных агентов мужчин и женщин, а компромисс между агентами–мужчинами и агентами–женщинами, обладающими различными (а чаще неравными) социальными позициями в социальном пространстве[516]. Наше исследование нацелено на выявление основных видов гендерных контрактов в мусульманском сообществе Тюменской области и их анализ. Источниками для данного исследования послужили полуструктурированные и глубинные интервью с женщинами–мусульманками, проведенные в 2010–2011 гг. в городах Тюменской области (Тюмень, Тобольск, Ялуторовск), мусульманская пресса[517] и религиозная литература, распространяемая в Тюменской области, а также наблюдения.

Наиболее распространенным гендерным контрактом в мусульманском сообществе Тюменской области является традиционный гендерный контракт, когда домашняя работа и воспитание детей – обязанность женщины /жены, задача обеспечения семьи – обязанность мужчины /мужа. Этот вид гендерного контракта в мусульманском сообществе Тюменской области отличается неоднородностью. В этой связи, по нашему мнению, необходимо выделить авторитарный и дружеско–партнерский варианты традиционного гендерного контракта.

Авторитарный вариант традиционного гендерного контракта характеризуется тем, что мужчина /муж обладает безоговорочной властью в семье и семейная жизнь подчинена соответствующей иерархии. «Мужчина он главный в доме. Не важно, уважаешь ты его, не уважаешь...[518]».

Как правило, при таком варианте отношений мужчина и женщина психо–эмоционально отдалены друг от друга. Женщина полностью погружается в домохозяйство и воспитание детей, а мужчина – в работу. Как правило, отсутствуют и общие интересы, кроме, вероятно, религии.

Сексуальные отношения, как впрочем, и все остальные биологически детерминированные роли (домохозяйки и матери), воспринимаются опрошенными женщинами как обязанность. «Да, мне не должны им /мужьям/ отказывать… я ему не могу отказать, потому что нужно выполнять свои супружеские обязанности. Первый год, конечно, у меня было такое чувство, что меня как будто просто насилуют. Потом привыкла что ли…»[519].

Авторитарный вариант традиционного гендерного контракта связан еще и с многоженством. В случае, если у мужчины несколько жен[520], гендерные контракты организованы так: жены выполняют свои традиционные обязанности домохозяйки, матери, а муж обеспечивает обеих жен, обе семьи. Вообще многоженство, оценивается самими женщинами негативно, тем не менее, в силу социальной позиции женщины чаще всего смиряются с этой ситуацией. Тем более что, во–первых, ислам разрешает мужчине иметь несколько жен, а во–вторых, в мусульманском сообществе среди мужчин существуют представления о том, что «взятие нескольких жен» – это проявление благородства: «скажите спасибо, что вы /жены/ прибранными остались»[521].

Наряду с авторитарным в мусульманском сообществе существует дружескопартнерский вариант традиционного гендерного контракта.Имеется ввиду, что мужчины и женщины выполняют традиционные роли, но при этом осознают их ценность и значимость. Например: «Р. /муж/ вообще сам по себе очень такой заботливый человек, нежный и он во всем видит плюс и это отмечает каждый раз… Он может сказать: «ой какая ты молодец», «ой спасибо». Каждый раз, когда он встает изза стола, он говорит, огромное тебе спасибо, было очень вкусно…»[522].

В семьях, организованных в соответствии с таким вариантом гендерного контракта, несмотря на жестко регламентированные поло–ролевые отношения, муж и жена могут помогать друг другу. Например, муж может помочь жене в домашней работе, воспитании детей. Жена может помочь своему мужу в его работе, в случае наличия у нее компетенции[523]. «Когда он свободен, может и с детьми помочь и по дому. Он работает, зарабатывает деньги. По дому он тоже может мне помочь и вещи погладить и пропылесосить и с детьми играет, время проводит…»[524]. Кроме того, в таких отношениях жена распоряжается семейным бюджетом, сообща принимаются важные решения. В воспитании детей мужчины участвуют, но редко. В основном эпизодически для урегулирования каких–либо критических ситуаций. «муж участвует в воспитании детей только своим авторитетом, что он есть, что папе пожалуемся…»[525].

Сексуальные отношения воспринимаются как важный аспект семейной жизни. «Да, один из важных моментов…в этом плане я абсолютно обо всем могу разговаривать с мужем. Он все это чувствует, знает и на любой вопрос может найти ответ…»[526].

Менее распространенным гендерным контрактом является т.н. двухкарьерная семья, и его вариант, когда женщина /жена совмещает обязанности по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и профессиональной деятельности, а мужчина /муж выполняет роль кормильца.

Семейная жизнь организована преимущественно как в дружеско–партнерском варианте традиционного гендерного контракта, но женщина работает. Такие контракты встречаются либо в бездетных семьях, либо когда дети уже взрослые и не требуют пристального внимания. Ислам не запрещает женщине работать, однако, во–первых, поощряется, когда женщина сидит дома, а во–вторых, если женщина работает, то выполнение роли жены, матери и домохозяйки остаются ее обязанностью. Женщина выполняет в таком случае «двойную нагрузку».

Женщины чаще всего выбирают общественно–полезные профессии: педагогические, либо работу в мечети или медресе. Это поощряется исламом. «Женщине лучше работать там, где приносится польза для общества. Женщина может работать для себя, для души. Мужчина должен обеспечивать жену…»[527]. Некоторые женщины вынуждены работать, поскольку необходимы средства для жизни: оплата ипотеки, кредита и пр. «Вопрос: Муж может потребовать оставить работу? Ответ: нет, он не настолько строг, ипотеку платим. В: Если будете в декрете, после выйдете на работу? О: да. Муж говорит, что можно найти подработку. В: А если будет он зарабатывать достаточно? О: не знаю»[528].

Итак, в мусульманском сообществе Тюменской области распространены варианты традиционного и двухкарьерного гендерного контракта. Авторитарный вариант традиционного гендерного контракта, как правило «заключают» женщины молодого и реже среднего возраста, обладающие низкой социальной позицией. Женщины средних лет и взрослые, пришедшие в религию в зрелом возрасте зачастую «заключают» дружеско–партнерский вариант гендерного контракта или двухкарьерный.

Н.А. Винокурова

Москва, Центральный экономикоматематический институт РАН


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!