УСЫНОВЛЕНИЕ КАК СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ВЛАСТИ (ИСТОРИКО–ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ)



Специфика взаимоотношений между родителями и детьми может определяться юридическими аспектами происхождения ребенка[468].

В Древней Руси законность происхождения ребенка значения не имела: объектом заботы родителей могли быть внебрачные дети[469], «примачки» –приемыши. С принятием христианства значение стало придаваться законному родству. На разных этапах развития отечественного права различались несколько категорий детей:законные; от браков, признанных недействительными; внебрачные; узаконенные; усыновленные. Усыновление – способ установления родительской власти и признания за посторонними лицами юридического положения законных детей. Усыновление как «искусственное сыновство», прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества[470] – умирая, князь Рюрик отдал Олегу «на руки» своего сына Игоря[471]. В качестве процедуры усыновления в Древней Руси закреплялся и обряд фиктивного рождения[472].

Факты усыновления были известны в Древнерусском государстве после принятия христианства и в Московии. Усыновление осуществлялось церковью посредством акта, исходящего от церковной власти. Чтобы усыновление имело юридическую значимость, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении церковного обряда.

Институционализация усыновления происходила, когда существовала патриархальная семья во главе с отцом, куда входили дети, принятые из чужой семьи – примаки. Отчетливей становится цель усыновления– иметь наследника, поминавшего души бездетных супругов. Это был отголосок древности. При усыновлении учитывались интересы усыновителя и усыновляемых, особо тех, кто утратил семью[473].

В имперский период российской истории традиции усыновления продолжали развиваться. Усыновление понималось широко – как средство решения проблем и акт морального значения. Категории усыновления:усыновлениепо обещанию; усыновление ребенка кормилицей[474]. Усыновление дворянами получило значение генеалогического[475], возникло как способ поддержания фамилии и возможность приобретения ребенком новой семьи.

Законодательные положения с дополнениями Правительствующего Сената по вопросам усыновления вошли в Свод законов Российской империи, который предусматривал: согласие родителей усыновляемого или опекунов; согласие усыновленного, если ему 14; согласие другого супруга при усыновлении одним из супругов; разница в возрасте между усыновителем и усыновленным не менее 18 лет; достижение усыновителем 30 лет. Усыновление лицами, имевшими собственных детей, было запрещено.

Быть усыновленным двумя лицами, кроме супругов, было нельзя. Евреи усыновляли единоверцев в местах своей оседлости. Особыми правилами регулировалось усыновление в Прибалтийских губерниях и в царстве Польском. Усыновление иностранцами подкидышей и не помнящих родства могло быть при условии, если усыновленные сохранят звание русских подданных и будут воспитаны в православии. С середины XIX в. процедура усыновления определялась Уставом гражданского судопроизводства[476]. Для дворян эта процедура была сложной и полиэтапной. Суд производил формальную проверку соблюдения условий усыновления, не касаясь проверки материальной и нравственной годности усыновителя и полезности усыновления для усыновляемого.

Усыновление влекло за собой последствия публичного и частноправового характера. В соответствии с российским законодательством публичные последствия усыновления могли найти выражение в приобретении усыновленными дворянами и потомственными почетными гражданами, если они имели меньшие права состояния, почетного гражданства. Выдача актов на принадлежность этого права была отнесена к предметам ведения Департамента герольдии Правительствующего Сената. Если усыновленные располагали большими правами, то они сохраняли прежнее право своего состояния.

Публичные последствия усыновления находили отражение в том, что: городское состояние, помимо рождения и брака, приобреталось воспитанием и припиской к семействам[477]; усыновленные купцами вносились в купеческие свидетельства наравне с родными детьми усыновителя[478]; при определении льгот по семейному положению российский закон считал за родных сыновей всех приемышей, усыновленных до десятилетнего возраста[479]; усыновленные иностранцами рассматривались как подданные Российской империи[480].

Последствия усыновления частноправового характера были различными для усыновленного, усыновителя и родственников того и другого. Усыновленный приобретал юридический статус законного ребенка. В соответствии с законодательством европейских государств усыновленные, как правило, получали фамильное имя усыновителя[481], в России усыновление не влекло за собой передачи фамилии усыновителя; передача фамилии не допускалась, если усыновленный пользовался большими правами состояния, чем усыновитель; передача усыновленным фамилии потомственными дворянами была возможна только с Высочайшего разрешения.

Для Свода законов Российской империи было характерно использование усыновления для охраны имущественных интересов усыновителя–наследодателя. Благодаря усыновлению осуществлялась защита прав ребенка путем устройства в семью усыновителя. Значение это имело для осиротевших детей. В сельской местности усыновление давало возможность усыновителю приобрести дополнительные рабочие руки в домашнем сельском хозяйстве. С помощью усыновления хозяйскому сыну можно было избежать воинской службы, т.к. усыновленный мог его заменить в момент призыва[482]. Важным соображением было желание иметь в преклонном возрасте помощника и кормильца. Усыновитель не всегда руководствовался соображениями материального, делового характера – не было редкостью усыновление как способ удовлетворения естественных чувств любви и привязанности, не находящих применения в связи с отсутствием собственных детей[483].

М.В. Ившина

Глазов, Глазовский ГПИ им. В.Г. Короленко


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!