ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ИЛИ АПОЛОГИЯ



ПОЛКОВНИКА БЕРГА

Русская культура Петербургского периода была логоцентричной. Литераторы были властителями дум. По книгам люди судили о жизни, выверяли систему ценностей. Идея мужского профессионального успеха вызывала осуждение, доказательство тому – классическая русская литература. Вспомним эпопею «Война и мир» и образ второстепенного персонажа, антипатичного автору, – Альфонса Карловича Берга.

У него нет исторических прототипов. Берг создан фантазией автора: в царствование Александра I в среде гвардейских офицеров не было молодых людей, декларирующих приверженность системе буржуазных ценностей. Берг – человек пореформенной России, перенесённый автором в начало XIX в. Благодаря этому приёму, первые читатели романа, жившие в пореформенной России, получили возможность увидеть, какими глазами дворяне почитаемой Толстым героической эпохи смотрели бы на людей, живущих в годы правления Александра II, когда натиск капиталистических отношений стал повсеместным.

Берг впервые предстает перед читателями во время именин в доме Ростовых. Старый холостяк Шиншин, кузен графини–матери, свой человек в семье московской знати, от скуки беседует с никому неведомым Бергом и не скрывает превосходства перед гостем с нерусской фамилией. «Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка…» [С. 58][1]. Эгоцентризм Берга, естественный для человека пореформенной эпохи, воспринимается автором и гостями в доме Ростовых как нечто вульгарное и недопустимое в среде московского барства.

«Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем–нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием». Такая расчетливость была анахронизмом в Александровскую эпоху, когда благородное сословие России тратило деньги, не считая, не задумываясь о том, откуда они берутся, медленно и верно проматывая на прихоти огромные состояния. Столбовой дворянин не мог быть расчётливым: экономность – это мещанская добродетель. При Екатерине II, Александре I, Николае I русские дворяне не чуждались поиска служебных выгод и не гнушались извлечением безгрешных доходов, но в течение жизни нескольких поколений никто не соотносил приход с расходом и не считал расчетливость достоинством. Берг не таков. Когда его сверстники Николай Ростов, Борис Друбецкой, Анатоль Курагин живут на родительские деньги, поручик Берг ухитряется откладывать часть своего скромного жалованья и помогает родителям. Он рассчитывает только на себя и не скрывает своего желания преуспеть [C. 60].

Из дальнейшего хода романа известно, как складывается судьба этого персонажа. Сначала он стал ротным командиром. «Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела» [С. 221]. Внимательный читатель легко поймёт авторский намёк: Берг быстро сообразил, как извлечь из командования ротой безгрешные доходы. При встрече с адъютантом князем Андреем Болконским он интересуется приращением этих доходов [С. 225]. Л.Н. Толстой подчеркивает, что у Берга нет чувства собственного достоинства: ради карьеры он готов безропотно вытерпеть неправедный гнев высокого начальства, способен хвастаться своей находчивостью перед окружающими [С. 224].

Толстой не внимателен к второстепенному персонажу, даже не запомнил имя своего героя: на протяжении эпопеи он трижды называет Берга по имени – два раза Альфонсом и один – Адольфом. Великий писатель возводил на пьедестал неведомых скромных тружеников войны: вымышленных Тушина и Тимохина, реально существовавших Дохтурова и Коновницына, не претендовавших на знаки отличия и победные лавры. Не скрывал скепсиса и иронии по поводу официально признанных военачальников, имена которых стали образцом героизма во время Отечественной войны 1812 года [С. 377].

Толстому антипатичны люди, во всеуслышание трубящие о своих подвигах и доблести, претендуя на воздаяние. Так поступает Берг. Неприязнь автора к этому персонажу столь велика, что окарикатуренный образ Берга несколько выламывается из конструкции реалистического романа [С. 428]. Берг выгодно женится на графине Вере Ростовой, старшей сестре Наташи. Еще молодым офицером он, увидев Веру в театре, решил, что эта девушка станет его женой. Берг стремился к этому браку в течение четырех лет и добился своего. За четыре года, из–за безалаберности графа Ильи Андреевича Ростова, мотовства его супруги и карточного проигрыша Николая Ростова, денежные дела семьи безнадежно запутались. Берг хладнокровно учел это обстоятельство и сделал предложение, которое было принято. Если бы состояние Ростовых не было расстроено, лифляндцу Бергу никогда бы не отдали руку знатной московской барышни. Автор и исследователи творчества Толстого не желают замечать тот факт, что Берг своими усилиями создал фундамент благополучия – материального и служебного. Он никому не делал подлостей, никого не предавал, участвовал в военных кампаниях и всего добился честно [С. 408].

В это же время любимые Толстым Ростовы живут безалаберно и безответственно, проматывая доставшееся от предков состояние. В течение полутора веков поколения русской интеллигенции смотрели на Берга глазами Толстого, представившего его карьеристом. Но Берг умел четко ставить цель в жизни и последовательно её добиваться. Русский интеллигент шёл по жизни, как граф Илья Андреевич Ростов: повинуясь душевным порывам, не думая о завтра. Интеллигент не задумывался, чем закончилась для Ростовых такая жизнь. Разночинец не имел состоятельной родни, влиятельных покровителей и всего в жизни должен был добиваться сам. Несмотря на это, достижение личного успеха не было основанием его системы ценностей. В обломовщине русского интеллигента заключался самый важный парадокс русской жизни пореформенной эпохи. Рискнувший артикулировать идею достижения личного успеха, подвергся бы моральному осуждению. Всё дворянство ассоциировалось у него с постыдным крепостничеством, он отвергал наступившее «царство Ваала». Отвергнув систему ценностей золотого века русской дворянской культуры, русский интеллигент отказывался принять буржуазные ценности, хотя наступившее «царство Ваала» и предоставило ему шанс для самореализации.

И.Л. Савкина

Тампере (Финляндия), Университет г. Тампере


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!