Дети Джейхейриса I Миротворца и Доброй королевы Алисанны, дожившие до зрелого возраста 3 страница



Именно столь бурный расцвет новой империи приобрел важнейшее значение для Вестероса и будущих Семи Королевств. Поскольку Валирия стремилась к покорению все новых и новых земель, некоторые народы отступали перед этим девятым валом и пытались найти спасение в бегстве. На побережье Эссоса валирийцы основали поселения, ныне известные нам под названием Вольных городов. Происхождение у них самое разное.

Квохор и Норвос, например, появились вследствие религиозных расколов. Другие – как Старый Волантис и Лис – были прежде всего торговыми колониями, основанными состоятельными купцами и знатью, которые смогли купить право самоуправления как подопечные Республики, а не ее подданные. Таким городам не давали для надзора присланных из Валирии (зачастую верхом на драконах) архонтов, там избирались собственные вожди. В некоторых хрониках утверждается, что Пентос и Лорат принадлежат к третьему виду – городам, существовавшим до прихода валирийцев; их правители платили дань Валирии и тем самым сохраняли самоуправление. Валирийская кровь появилась в этих городах благодаря переселенцам из Республики, а также политическим бракам – последние заключались ради укрепления связей с повелителями драконов. Однако большинство хроник, где излагается эта версия, брали сведения из труда «Допрежь драконов» Гессио Харатиса. Сам Харатис был пентошийцем, и в его дни Волантис грозился возродить валирийскую империю под своим главенством, так что идея независимого Пентоса, произошедшего не от Валирии, тогда была весьма удобна политически.

Тем не менее, очевидно, что Браавос среди Вольных городов – единственный в своем роде. Он основан не по воле Республики или отдельных ее граждан, а как раз вопреки – ее рабами. По браавосским преданиям, огромная флотилия работорговцев, собиравшая дань человеческой плотью с побережий Летнего и Нефритового морей, стала жертвой мятежа невольников. Успех его, несомненно, был обусловлен тем, что валирийцы имели обыкновение использовать рабов как гребцов и даже матросов – эти-то люди и присоединились тогда к восстанию. Завладев кораблями, но понимая, что в близлежащих от Республики местах им не укрыться, рабы предпочли поискать какой-нибудь край подальше от Валирии и ее колоний и создать для себя укромное поселение. По легенде, бывшие в числе рабов лунные певчие провидели, что флоту следует отправиться далеко на север, в заброшенный уголок Эссоса – край туманов, илистых отмелей и солоноватых вод. Там рабы и положили начало своему городу.

Столетиями браавосийцы прятались от всего света в своей отдаленной лагуне. И даже после того, как Браавос открылся миру, его продолжали называть Тайным городом. Его жители составляли население, но не народ: сборище десятков рас, сотен языков и сотен верований. Из общего у них имелись лишь валирийское наречие, на основе которого образовался общепринятый деловой язык Эссоса, и понимание того, что все они, некогда бывшие рабами, теперь свободны. Лунных певчих почитали, поскольку они нашли дорогу к этому городу, но мудрейшие из освобожденных рабов постановили, что ради единства необходимо признать всех богов, которым поклонялись бывшие рабы, не ставя ни одного из них превыше другого.

Если говорить коротко, и по сей день мы не знаем ни точного количества, ни всех названий народов, поверженных Валирией. Записи о завоеваниях, что делали сами валирийцы, большей частью погибли при Роке, а из покоренных народов немногие (если вообще таковые были) смогли записать свою историю – да еще так, чтобы она пережила владычество Республики.

 

Об истории Валирии (о том, что мы знаем на сегодняшний день) за столетия было написано немало томов. Подробностями о завоеваниях, колонизации, распрях повелителей драконов, богах, которым они поклонялись, и о многом ином можно заполнить целые библиотеки, и все равно история будет незаконченной. Наиболее завершенной хроникой повсеместно считаются «Огни Республики» Галендро, но даже в Цитадели этот труд представлен не целиком – недостает двадцати семи свитков.  

Немногие, подобно ройнарам, смогли продержаться против напиравших валирийцев века либо даже тысячелетия. Рассказывают, что именно ройнары, основавшие великие города на реке Ройне, первыми научились искусству обработки железа. Под натиском валирийцев также устоял союз городов, позже названный Сарнорским царством – благодаря великой равнине, что их разделяла… но лишь для того, чтобы эта равнина и занимавший ее народ[3] – дотракийские всадники – стали причиной падения Сарнора после Рока.

А те, кто не желали становиться рабами, но были не в силах противостоять мощи Валирии, бежали. Многие потерпели неудачу и ныне забыты. Но один народ, высокий и светловолосый, сделавшийся отважным и непреклонным благодаря своей вере, преуспел в бегстве от Валирии. Этот народ – андалы.

01 3 . Ручьи лавы, текущие по Валирии – источник магии пиромантов (худ. Тед Несмит ).

ПОЯВЛЕНИЕ АНДАЛОВ

ПРАРОДИНА АНДАЛОВ – земли полуострова Секира, лежащие к северо-востоку от места, где ныне расположен Пентос[4]. Однако стоит отметить, что этот народ многие столетия был кочевым и подолгу на одном месте не задерживался. Из самого сердца Секиры (окаймленного Студеным морем большого куска суши, очертаниями напоминающего шпору) они переместились на юго-запад и создали там Андалос – то самое древнее государство, где андалы держали власть до времени, когда пришлось перебираться за Узкое море.

Андалос простирался от Секиры до нынешнего Браавосского побережья, а на юг – до Равнин и Бархатных холмов. С собой андалы принесли железное оружие и доспехи из железных пластин, против которых обитавшие в тех землях племена мало что могли сделать. Одним из таковых были Косматые люди. Их еще поминают в некоторых пентошийских хрониках, хотя самоназвание народа давно утеряно. (Пентошийцы считают, что то были родичи жителей Иба, и историки Цитадели в основном с этим согласны, хотя одни утверждают, что Косматые заселили Иб, а другие – что те впервые появились именно на Ибе).

Андалы умели работать с железом, и само их умение кое-кто полагает доказательством того, что этот народ направляли Семеро (как учит нас священное писание, сам Кузнец передал андалам свое искусство). Но стоит отметить, что к тому времени у ройнаров, также знавших ковку железа, уже было развитое государство. Достаточно изучить карту, чтобы понять – у древних андалов наверняка были связи с ройнарами. Темноводная и Нойна лежали прямо на пути андальского переселения, а в Андалосе, согласно норвосскому историку Доро Голатису, есть остатки ройнарских застав. Не только андалы научились работе с железом у ройнаров – говорят, что у них же переняли это знание и валирийцы, превзойдя со временем учителей.

 

В Пентосе рассказывают старое предание о том, как андалы расправились с некими девами-лебедями – те заманивали на смерть путников в Бархатных холмах (лежащих восточнее этого Вольного города). В ту пору андалами правил герой, которого пентошийские певцы называют Хукко, и ходят толки, будто он убил семь дев не за их преступления, а принес их в жертву своим богам. Некоторые мейстеры отметили, что имя Хукко вполне может быть разновидностью имени Хугор. Но древним сказаниям с Востока следует доверять даже меньше, чем легендам Семи Королевств. Слишком много народов то и дело переселялось, слишком много разных сказочных историй перемешалось.  

Тысячелетиями жили андалы в Андалосе, и множилось их число. В старейшей из священных книг, «Семиконечной звезде», сказано, что в холмах Андалоса сами Семеро ходили тогда среди людей, именно они и короновали Хугора с Холма, обещая ему и его потомкам великие королевства в чужой земле. Так нас учат септоны и септы, объясняя причину, по которой андалы оставили Эссос и отправились завоевывать Вестерос. Однако же в Цитадели, в ходе многовекового изучения истории, открылись некоторые детали, и они могут дать тому лучшее объяснение.

Обитатели Андалоса сколько-то веков почти никому не были интересны, и потому процветали в своих холмах. Но после падения Старого Гиса Республика начала завоевания и колонизацию: валирийцы, в бесконечной жажде рабов, нахлынули великим валом, расширяя свои владения. Сначала преградой для них стали Ройна и ройнары. Достигнув широчайшей реки, валирийцы обнаружили, что пересечь ее большим войском весьма и весьма сложно. Повелителям драконов беспокоиться было незачем, но пехота и конница, встретив отпор ройнаров, почувствовали себя неуверенно – ройнары тогда были столь же сильны, как и Гис в пору своего расцвета. Между валирийцами и ройнарами долгие годы держалось перемирие, и лишь оно пока хранило андалов.

В устье Ройны валирийцы основали первую из своих колоний. Здесь несколько богатейших людей Республики возвели Волантис, чтобы собирать добро, нисходящее со всей Ройны, и отсюда армии завоевателей переправились через реку. Возможно, поначалу андалы даже сражались с ними, и ройнары могли даже помогать соседям, но нахлынувший вал было не сдержать. Так что, скорее всего, андалы предпочли бегство неизбежному рабству, которое пришло бы с валирийским завоеванием. Они ушли к Секире – краю, бывшему их прародиной – а когда и это не стало спасением, отступали дальше на северо-запад, пока не оказались у моря. Должно быть, одни после того сдались и покорились судьбе, другие приняли свой последний бой, но многие (и в огромном количестве) построили корабли и отправились через Узкое море в Вестерос, на земли Первых людей.

Из-за валирийцев андалы не получили в Эссосе того, что обещали им Семеро, но в Вестеросе их ничего не сдерживало. Распаленные стычками и бегством, воины андалов вырезали на теле семиконечную звезду и клялись собственной кровью и Семерыми, что не успокоятся, пока не создадут свои королевства на Закатных землях. Благодаря их успехам Вестерос обрел новое имя: Раэш Андали – Земля андалов, как теперь называют его дотракийцы.

01 4 . Андальские искатели удачи, прибывшие в Долину, дивятся Лунным горам (худ. Артюр Бозонне ).

И септоны, и певцы, и мейстеры согласны с тем, что первым местом, где высадились андалы, были Персты в Долине Арренов. Здесь по всему краю скалы и камни покрывают выбитые семиконечные звезды – обычай, в конечном итоге отмерший, поскольку земли, завоеванные андалами, все более ширились.

Завоевание Вестероса андалы начали, пройдясь огнем и мечом по Долине. Их железное оружие и доспехи превосходили бронзу, которой еще сражались Первые люди, а потому те гибли в боях в великом множестве. Вероятно, война – или череда из нескольких войн – затянулась на десятки лет. В конце концов, часть Первых людей подчинилась, и, как я отмечал ранее[5], их потомками до сих пор гордо объявляют себя некоторые дома Долины – такие, как Редфорты и Ройсы.

 

Кланы Лунных гор, очевидно – потомки Первых людей, не преклонивших колено перед андалами, и потому оттесненных в горы. Более того, имеется сходство обычаев горцев и одичалых из-за Стены: упрямое нежелание подчиняться чужой власти, похищение невест и тому подобное; а одичалые, вне всяких сомнений, ведут свой род именно от Первых людей.  

Из песен мы знаем, что андальский герой сир Артис Аррен оседлал сокола, чтобы убить Короля-Грифона на вершине Копья Гиганта, положив тем самым начало королевской линии дома Арренов. Однако это – глупость, появившаяся из-за уродливого смешения подлинной истории Арренов и легенд, пришедших из Века Героев. В действительности Аррены заняли место Верховных королей из дома Ройсов.

Закрепившись в Долине, андалы обратили свое внимание на остальной Вестерос, после чего потоком хлынули из Кровавых Ворот. В ходе последовавших за этим войн андальские искатели удачи превратили старые государства Первых людей в собственные мелкие королевства и дрались друг с другом так же часто, как и со своими врагами.

Говорят, что в войнах за Трезубец целых семь андальских вождей объединились против последнего истинного короля Рек и Холмов, ведущего род от Первых людей – Тристифера IV. В битве, ставшей для того сотой по счету (по утверждениям певцов), он был разгромлен, а у наследника, Тристифера V, совсем не оказалось способностей для защиты отцовского достояния. И королевство Речных земель пало перед андалами.

В эту же эпоху андал, оставшийся в легендах как Эррег Убийца Родичей, достиг большого холма Высокое Сердце, увенчанного рощей могучих чардрев с вырезанными на них ликами. Рощу (из тридцати одного чардрева, если верить манускрипту «Старинные места Трезубца» архимейстера Лорента) оберегали Дети Леса, бывшие под защитой королей Первых людей. И, как рассказывают, Дети Леса сражались вместе с Первыми людьми, когда воины Эррега начали вырубку деревьев. Но андалы были слишком сильны, и все – и Дети Леса, и Первые люди – погибли, хотя доблестно пытались защитить священную рощу. Сказители теперь уверяют, что призраки Детей все еще бродят ночами по холму, а жители Речных земель остерегаются этого места и по сей день.

0 15 . Эррег Убийца Родичей, один из андальских вождей, истребляет Детей Леса (худ. Артюр Бозонне ).

Как и Первые люди до них, андалы стали злейшими врагами оставшихся Детей. На их взгляд, Дети поклонялись чуждым богам и держались чуждых обычаев, и потому андалы изгоняли их изо всех густых чащоб, в свое время полученных теми по Договору. Дети, ослабевшие и обособившиеся друг от друга за многие века, не смогли собрать силу, некогда выказанную ими перед первыми пришельцами. И того, что так и не получилось у Первых людей – полного искоренения Детей Леса – андалам удалось достигнуть просто и быстро. Некоторые из Детей могли бежать на Перешеек, где среди болот и топей были бы в безопасности, но даже если так, то от них не осталось следов. Возможно, кое-кто смог уцелеть на острове Ликов (как иногда пишут), под защитой Зеленых людей, которых андалам уничтожить не удалось. Но опять же, никаких твердых доказательств тому не найдено.

Как бы там ни было, немногие оставшиеся Дети Леса пустились в бегство или погибли, а Первые люди проигрывали андальским захватчикам войну за войной и королевство за королевством. Казалось, что боям и сражениям не будет конца, но со временем все государства южан пали. Как и жители Долины, некоторые подчинились андалам и даже приняли веру Семерых. Во многих случаях андалы сочетались браками со вдовами и дочерьми поверженных королей, укрепляя тем самым свое право на власть. Ибо Первые люди, несмотря ни на что, были многочисленнее андалов, и попросту силой изгнать их было невозможно. За то, что во многих южных замках до сих пор есть богорощи с резным сердцедревом, следует благодарить древних андальских королей, которые перешли от завоеваний к объединению, избегнув тем любых стычек из-за различия верований.

Перед валом андальских завоеваний не устояли даже железнорожденные – свирепые воины и мореходы, поначалу чувствовавшие себя в безопасности на своих островах. Хотя андалам потребовалась тысяча лет, чтобы обратить внимание на Железные острова, они взялись за дело с прежним рвением, когда это, наконец, случилось. Захватив острова, андалы прервали династию Уррона Красной Руки, чьи потомки властвовали с помощью секиры и меча целое тысячелетие.

Первым делом, как пишет Хейрег, новые андальские короли попытались заставить железнорожденных поклоняться Семерым, но местные жители их не приняли. Тогда завоеватели позволили совмещать новую веру с поклонением Утонувшему богу. Как и везде, андалы вступали в браки со вдовами и дочерьми железнорожденных и заводили от них детей. Однако, в отличие от материка, Святая Вера здесь так и не пустила корни; более того, твердо ее не придерживались даже в семьях с андальской кровью. Понемногу лишь один Утонувший бог стал покровителем Железных островов, а о Семерых еще помнили немногие дома.

На Севере же – и только на Севере – удалось сдержать натиск андалов благодаря непроходимым болотам Перешейка и древним укреплениям Рва Кайлин. На Перешейке было разбито столько андальских армий, что и не сосчитать, поэтому Короли Зимы смогли отстоять свою независимость на века вперед.

ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ КОРАБЛЕЙ

СПУСТЯ МНОГИЕ поколения после прибытия Первых людей и андалов случилось еще одно, последнее из великих, переселение народов в Вестерос. Едва закончились Гискарские войны, как валирийские повелители драконов обратили свой взор к западу – там рост валирийской державы привел к столкновению Республики и ее колоний с народом Ройны.

Ройна, величайшая река в мире, раскинула свои притоки по большей части западного Эссоса, и на ее берегах зародилась такая же многовековая и окутанная легендами цивилизация, как и Древняя империя Гиса. Ройнары, богатея от щедрот своей реки, называли ее Матерью-Ройной.

Рыбаки, торговцы, учителя, книжники, мастера по дереву, камню и металлу – от верховья Ройны и до ее устья они возводили свои изысканные большие и малые города, один прекраснее другого. Среди таковых – Гоян Дроэ с рощами и водопадами на Бархатных холмах; Ни Сар, город фонтанов, до сих пор живущий в песнях; Ар Ной на Койне с дворцами из зеленого мрамора; заполоненный цветами светлый Сар Мелл; окаймленный морем Сарой с каналами и морскими садами; и Крояне, величайший из всех, город праздников с огромным Чертогом Любви.

В ройнарских городах процветали искусство и музыка, и говорят, что у местных даже была собственная магия – водная, совершенно не похожая на волшебство Валирии, сотканное из крови и огня. Несмотря на общую кровь, культуру и реку, давшую им жизнь, города ройнаров были предельно независимы друг от друга, каждый со своим собственным принцем… или принцессой, ибо среди людей Ройны женщина считалась равной мужчине.

Ройнары, народ в общем и целом миролюбивый, в гневе могли быть грозными, что, к своей скорби, познали многие андальские горе-завоеватели. Воина-ройнара – в серебристой чешуйчатой броне, шлеме в виде рыбьей головы, с длинным копьем и щитом из черепашьего панциря – боялись и уважали все, кто хоть раз сходился с ним в битве. Говорили, что сама Матерь-Ройна нашептывала своим детям о каждой угрозе; что ройнарские принцы обладали странными, неизведанными силами; что ройнарские женщины в бою столь же яростны, как и мужчины; что их города защищали «водные стены», которые, восстав, топили любого врага.

На протяжении многих столетий ройнары пребывали в мире. И хотя в холмах и лесах вокруг Матери-Ройны обитало множество диких народов, все они знали, что людям реки лучше не досаждать. А сами ройнары и не стремились расширять свои владения: река была их домом, их матерью, их богиней, и немногие из них хотели жить вдали от звуков ее неизменной песни.

В течение столетий, последовавших за падением Древней империи Гиса, искатели удачи, изгнанники и торговцы из Республики Валирия тянулись за пределы Земель Долгого лета. Поначалу ройнарские принцы охотно принимали их, а жрецы объявили, что все люди могут привольно пользоваться щедростью Матери-Ройны.

Однако со временем первые валирийские заставы превратились в поселки, а поселки – в города, и иным ройнарам пришлось пожалеть о снисходительности своих отцов. Дружба сменилась неприязнью, особенно в низовьях реки, где через ее воды смотрели друг на друга древний Сар Мелл и обнесенный стеной валирийский городок Волон Терис. А на берегах Летнего моря соперником легендарному порту Сарой стал Вольный город Волантис – каждый из них владел одним из четырех протоков устья Матери-Ройны.

Споры между гражданами соперничающих городов становились все более частыми и злобными, и, в конце концов, породили череду коротких, но кровопролитных войн. Первыми в битве сошлись Сар Мелл и Волон Терис. Согласно легенде, бои начались после того, как валирийцы поймали в сети и убили одну из гигантских черепах, которых ройнары называли Речными Старцами и свято чтили как супругов самой Матери-Ройны[6]. Первая Черепашья война продолжалась менее луны. Сар Мелл разграбили и сожгли, но победителями все же стали ройнары: их заклинатели воды призвали силу реки и затопили Волон Терис. Если верить преданиям, тогда смыло половину города.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!