Соня Делано: набивной текстиль эпохи джаза



В заключительном практическом примере, относящемся к первому десятилетию XX века, мы остановимся на дизайнерских работах Сони Делано, которая при создании моделей одежды экспериментировала с техникой рисунка по текстилю. Таким образом будет проиллюстрирован тезис Валери Стил, утверждавшей, что «эволюция моды возможна благодаря симбиотической связи между областью технологий... и культурными идеалами красоты, в которых изменения происходят гораздо медленее» (Steele, 1985: 47). Этим примером мы демонстрируем важную роль инноваций в полиграфической отрасли, без которых вклад Сони Делано в развитие современного идеала женской красоты и эротизма был бы невозможен.

Соня Делано — русская художница-абстракционистка, работавшая в Париже в период, когда новый женский облик только вошел в моду. Обращение Делано к дизайну модной одежды было обусловлено сочетанием нескольких родственных тенденций в искусстве в ранние годы XX века. Будучи художницей, Делано заинтересовалась кубизмом и начала экспериментировать с перенесением идей этого художественного течения на ткань. Плодом ее экспериментов стало стеганое одеяло, созданное для сына. Творческая работа пробудила интерес к дальнейшим опытам в области создания двухмерных образов на текстильных изделиях. В то же время группа дизайнеров моды, включавшая Поля Пуаре, Коко Шанель и других, развивала стандарт моды в направлении современного геометрического силуэта, который оказался подходящим полотном для создания крупномасштабных рисунков на ткани, походивших на живописные работы. Возможности творчества Сони Делано расширились благодаря появлению новой для того времени технологии трафаретной печати, которая позволила создавать полноцветные рисунки на больших площадях ткани при относительно небольших финансовых затратах (Damase, 1991).

Рисунки, выполненные Делано на ткани, с акцентом на динамике и угловатых формах, оказались следующим шагом в развитии новых тенденций женского костюма, хотя начало было положено другими модельерами. Дизайнерский текстиль Делано нужно анализировать, сопоставляя с традициями полиграфии во Франции того времени. Валери Стил подчеркивала важную роль технологий при анализе и прогнозировании стандартов стиля:

 

Добросовестный искусствовед никогда не станет анализировать художественную работу, основываясь исключительно на психологических особенностях художника или его окружения. Он также не будет целиком полагаться на более обширные культурные процессы — социальные, экономические или политические, но непременно примет в расчет художественные традиции, в рамках которых работал интересующий его художник. Точно так же модный дизайнер и портной работают в «мире технологий», которому присущи собственные традиции. Какая бы тесная связь ни существовала между новым стилем одежды и более широкими социальными изменениями, совершенно очевидно, что гораздо более сильное влияние на него оказывают имевшие место стандарты прошлого стиля (Steele, 1985: 22-23).

 

Таким образом, Делано и художники, работавшие с графикой, такие как Ириб и Дафу, творили в сообществе с другими, и творческую мысль их частично стимулировали уровень развития технологии и традиции ремесла, характерные для того периода. Благодаря инновациям в сфере полиграфии эти художники получили возможность творчески экспериментировать с дизайном текстиля, используя для этого французские типографии, преимущественно расположенные в Лионе. В другое время и внутри другого художественного сообщества, при наличии иных традиций ремесла вклад Сони Делано в развитие стиля едва ли мог состояться.

 

Развитие стиля в новом тысячелетии

Изменения канонов стиля представляют собой модификацию подходов к фигуре, в этом случае решающей дизайнерскую задачу, в которой ткань и набор приемов конструирования используются для создания линии, геометрии силуэта и идеализированной формы. В представленном выше обзоре началом эволюции стиля в западноевропейском костюме считают XHI-XV века, что совпадает по времени с появлением в Европе модного платья. В этот период портные стали уделять меньше внимания декоративной отделке, которая прежде была основным элементом костюма, демонстрирующим статус владельца, и начали больше экспериментировать с формой, силуэтом и линиями. Это доказывает достоверность точки зрения, утверждающей, что изменения в моде — следствие изменения канонов стиля. В данном случае изменение стандартов моды описывается как непрерывный процесс, основанный на образцах прошлых стилей, или как реакция на эти образцы. Существует определенный ряд условий, способствующих изменению стиля. Им посвящено большинство исследований Валери Стил и Энн Холландер. В заключительной части данной главы мы снова перечислим рассмотренные четыре теории изменения стиля. Затем последуют четыре примера из современности, иллюстрирующие, как реализуются на практике вышеупомянутые теоретические подходы.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!