Шик возвращается в испанскую культуру: мода просачивания благ сверху вниз в новом тысячелетии



1 марта 2006 года увидел свет первый номер журнала Quince Girl. В этом издании были опубликованы рекомендации для юных испанок, готовящихся отметить свое совершеннолетие и пройти обряд конфирмации, который по традиции проводится для испанской девушки в 15 лет. Иллюстрированный журнал, рассчитанный на национальную аудиторию, демонстрировавший модные тренды в праздничной моде с испанским колоритом и предлагавший, как лучше организовать этот важный обряд взросления, стал предвестником другой масштабной тенденции — возрождения моды на пышное празднование совершеннолетия дочерей в американских семьях испанского происхождения.

Корни обряда конфирмации уходят в доколониальную историю Испании. Этот обычай сейчас переживает новое рождение в Соединенных Штатах. Девочки-подростки из испанских семей, которые совсем недавно отказывались от национального ритуала в пользу других, более современных символов взрослости, таких как новая машина, возвращаются к своим корням и настаивают на более традиционном праздновании  5-летия. Этот ритуал в общих чертах напоминает свадебную церемонию: в нем есть все — и торжественное шествие к алтарю виновницы торжества, и ее символический танец с отцом — все, кроме жениха. Важное значение имеет наряд — красивое праздничное платье и диадема, — в котрром девушка отправится в церковь. Для такого случая девушки обычно заказывают и то и другое в местных свадебных салонах или на специализированных сайтах в Интернете. Возрождение традиции пышно отмечать обряд конфирмации поначалу наблюдалось в кругу состоятельных испанцев, однако вскоре его подхватили и другие, менее благополучные в материальном плане семьи. Это пример теории просачивания благ сверху вниз, когда девушки из семей со средним достатком настаивают на пышной церемонии и делают все возможное, чтобы не отстать от соотечественниц, которые значительно превосходят их по уровню доходов. Популярность ритуала на всех ступенях социально-экономической лестницы выросла благодаря рекламе, которую транслируют телеканалы, рассчитанные на национальную аудиторию; интернет-рекламе и таким журналам, как Quince Girl. Все это признаки изменения общей динамики моды в Соединенных Штатах. Мы являемся свидетелями того, как внутри растущей диаспоры эмигрантов происходит распространение моды по теории просачивания благ сверху вниз. Другими словами, вместо того чтобы ассимилировать актуальные для большинства американцев модные тенденции, этнические группы создают собственную статусную моду внутри диаспоры.

Роб Уолкер пишет о том, что традиция пышно отмечать совершеннолетие девочек в большей степени обязана своим вторым рождением положительному сдвигу восприятия испанской культуры и возрождению национальных ритуалов в эмигрантской среде, а также более масштабной тенденции пышно отмечать совершеннолетие ребенка, которая активно завоевывает популярность в Соединенных Штатах (Walker, 2006b). Омеченный Уолкером сдвиг в национальной самоидентификации, который выражается в манере одеваться в этностиле и в интересе этнических групп к определенной совокупности товаров, был подробно описан Мэрилин Холтер, которая отметила характерную для иммигрантов нового тысячелетия тенденцию делать покупки с целью приобретения национальной идентичности, чтобы приобщиться к особой этнической группе, живущей в Соединенных Штатах (Halter, 2000).

 

 

Стиль: бесконечный поиск нового облика

 

 

 

Новый модный силуэт становится все более прямым: меньше бюста, меньше бедер, больше талии. Восхитительно вытянутый и узкий, он подчеркивает гибкость конечностей...Длинная юбка открывает буквально каждую линию, каждый изгиб ноги от бедра до лодыжки. Нижние юбки окончательно устарели и выглядят допотопным архаизмом. Какой стройной, грациозной, элегантной стала женщина! Ноги неожиданно вошли в моду.

Steete, 1985

 

Приведенная цитата из журнала Vogue 1908 года возвестила о приходе нового современного силуэта, который стал доминирующим стандартом женской красоты следующие два десятилетия XX века. Высказывание достаточно точно характеризует тесную взаимосвязь между формами тела и модой, а также их взаимодействие, отражающее изменчивый характер идеалов. Постоянно сменяющиеся представления об идеальных параметрах фигуры стимулируют дизайнеров искать новые возможности в конструировании одежды. Для решения этой задачи в разные исторические эпохи использовали всевозможные стилистические приемы. Здесь смена стилей демонстрирует, как менялось представление об идеальной фигуре, влияя на подход к выбору ткани и крою одежды, призванной создать пропорции идеализированной формы.

Эволюция стиля в истории западноевропейского костюма началась в период между XIII и XV веками с зарождением модного платья. До этого момента, чтобы сделать костюм более привлекательным, портные применяли в основном орнамент и другие способы декора. Уровень благосостояния, общественное положение и влиятельность владельца платья подчеркивали шелками с замысловатыми сложными узорами, отделкой пышным орнаментом и кружевами. До XIII века европейские портные не использовали творческий подход, позволявший сделать так, чтобы платье хорошо сидело, скрывало недостатки фигуры или визуально изменяло ее. В период между XIII и XV веками мода «заговорила на языке символов и иносказаний, используя собственные выразительные средства в тандеме с формами тела, а ее выражением стали модный силуэт и орнамент» (Hollander, 1995: 31). Когда же формы тела, геометрию силуэта и линии одежды стали представлять как единое целое, западноевропейский костюм вступил в сложное взаимодействие со скульптурой и живописью. Различные формы кроя начали взаимодействовать друг с другом подобно скульптурным формам. Так начался процесс эволюции стиля, при котором прошлое обнаруживает в себе зачатки будущего.

В этой главе мы предлагаем читателю взглянуть на стиль как на самодостаточную систему, развитие которой предшествует социальным изменениям. Первая часть главы содержит практические примеры, относящиеся к двум первым десятилетиям XX века. Они иллюстрируют особенности культурологического подхода к проблеме изменений в моде, которые в нашем случае являются следствием трансформации стиля. Затем, основываясь на идеях Валери Стил и Энн Холландер, мы познакомимся с новыми тенденциями стиля, связав его изменения с развитием новых культурных норм и ценностей, в основе которых — иной взгляд на одетое тело. Заключительная часть главы, содержащая ряд примеров из современности, представляет собой краткий обзор наиболее значимых теоретических подходов, в которых изменения в моде снова рассматриваются с точки зрения эволюции стиля.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!