ИЗМЕНЕНИЕ МОДЫ КАК ПОИСК СМЫСЛА



Предсказание трендов сродни древнеримскому искусству гадания. Ты подбрасываешь пепел. Пристально всматриваешься во внутренности птицы. Вдруг вырисовывается образ, и, возможно, в нем ты найдешь неожиданный ответ на вопрос о том, что же движет культурой.

Tre.hay, 2006h: FA

 

С точки зрения антропологии, одежда и внешность, и в особенности модные тенденции, — визуальные проявления культурных систем и значений. Способ, с помощью которого мы конструируем внешний облик, отражает нашу систему ценностей и взглядов на мир, и это может стать ключом к значению внутри определенной социальной среды в конкретный период времени. В данном случае роль культурологов и антропологов, занимающихся изучением одежды, заключается в том, чтобы собрать вместе разрозненные кусочки мозаики, составив из них цельный внешний облик, который будет результатом принятых в данной культурной среде взглядов на мир. Модные тенденции, в отличие от более устойчивых силуэтов в одежде, являются предвестниками намечающихся изменений культурных отношений и систем. Поэтому мы можем представить себе, в каком направлении движется данная культура, читая будущее по манекенщицам на подиуме и обычным людям на улицах.

Одна из ключевых задач аналитика моды — идентификация периодически повторяющихся образцов костюма, которые возникают, исчезают и снова возвращаются на подиумы. При этом каждое новое появление несет в себе несколько иное значение. Изучив слой за слоем историю этих изменений, можно научиться опережать их и предугадывать, как именно они будут использоваться в будущем. Одним из самых мощных источников повторяющегося модного образа, рожденного в Соединенных Штатах, является образ героя-ковбоя. Дизайнеры, обращающиеся к этой теме, вдохновлены как культурой американских индейцев, так и мифологизированной историей ковбоев. С помощью примера, иллюстрирующего неисчерпаемость этой сокровищницы смысловых кодов, в первой части главы мы рассмотрим историю развития тех антропологических теорий, которые имеют отношение к семиотике костюма и изменениям моды. Материалом для исследований послужили периодически возвращающиеся в моду образцы костюмов североамериканских индейцев, их ритуальная символика, а также варианты адаптации к нуждам белого человека.

В то время как часть периодически возникающих трендов рождается под влиянием определенных исторических событий, другие приобретают долгую жизнь благодаря способности модного облика фиксировать наиболее яркие и значимые идеи. Возвратный символизм, несущий в себе значение классовых и тендерных различий, особенно ярко проявляется, например, в чертах модных трендов в стиле панк, периодически возникающих на подиуме. Этот стиль впервые появился в Лондоне, а затем распространился по всему миру. Во второй части главы мы рассмотрим два недавних воплощения панк-стиля, диаметрально противоположных друг другу в отношении культурного контекста и смыслового наполнения. Первый пример, получивший с легкой руки Гая Трибея (Trebay, 2006b) название «Предвестник бунта», исследует угрозы мятежа в женских коллекциях американских дизайнеров осенью 2007 года, второй — рассматривает адаптацию стиля панк молодежным консервативным движением христианского толка в качестве средства выражения преданности идеалам Христа, который в этом случае стал героем контркультуры. Два приведенных далее практических примера демонстрируют важность указанных значений для интерпретации форм и содержания настоящих и будущих модных тенденций, а также подчеркивают значимость мониторинга и анализа повторяющихся трендов для адекватного прогнозирования будущих модных тенденций.

 

Индейская принцесса подиума: интерпретации нового тысячелетия

Летом 2002 года на обложке журнала Air France появилась фотография французской манекенщицы в костюме, украшенном бахромой и расшитом стеклярусом, и головном уборе североамериканских индейцев. Летом 2005 года вдоль берегов реки Роны, протекающей через французский город Лион, североамериканские индейцы в традиционных головных уборах распевали фольклорные песни, развлекая посетителей арт-ярмарки. Чтобы понять, какое значение несет в себе этот сравнительно недавний вариант обращения к старинному индейскому костюму, а также причины, по которым он появился во Франции, необходимо изучить предпосылки его раннего заимствования в самих Соединенных Штатах. Первая часть этой главы, посвященная костюму североамериканских индейцев и его семиотике, направляет читателя к работам антропологов, которые внесли вклад в изучение модных изменений, отражающих поиск человеком смысла, выраженного средствами одежды и внешнего вида. С помощью этого развернутого практического примера мы представим и проанализируем ключевые теоретические положения антропологии, которые служат не только для объяснения причин изменений в моде, но и для предсказания их.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!