Изменения моды, вызванные стремлением к новизне



В своей классической работе A La Mode, написанной в 1973 году и посвященной анализу моды, Рене Кёниг (Konig, 1973) вывел единую концепцию, пользуясь сведениями из нескольких отделов психологии. Однако центральное ядро его аргументации составляли существующие исследования в области психологии мотивации. Он утверждал, что модное поведение, в основе которого лежат такие мотивы, как любопытство, стремление к познанию и восприимчивость к новой информации, представляет собой основную форму психической активности человека. Кёниг отмечал, что люди, как и все живые существа, мотивированы на постоянный поиск нового и преобразование старого. Таким образом, следуя своей природе, человек всегда будет стремиться к неизведанному, осваивать его, а затем после непродолжительного периода стабильности снова искать что-то новое.

Опираясь на свои исследования, Рене Кёниг подчеркивал, что из всех видов сенсорных ощущений именно зрение является для человека первостепенным инструментом восприятия. Поэтому неудивительно, что человек так живо реагирует на визуальные раздражители, которые ему предлагает новый модный облик. Впоследствии Кёниг подкрепил концепцию привлекательности зрительного образа, созданного модой, с точки зрения психологической мотивации другими рассуждениями, настаивая на том, что ориентированное на моду поведение является также неотъемлемой частью человеческой сексуальности. Потребность видеть и быть увиденным, согласно Кёнигу, — это инстинктивное сексуальное поведение, необходимое для привлечения партнера и сохранения вида путем размножения. Таким образом, «сила, которая заставляет человека изучать нечто новое, заложена в самой глубине его существования» (Konig, 1973: 78). Суммируя полезные сведения, почерпнутые в трудах Кёнига, можно сделать вывод, что свойственная человеку склонность искать новые формы одежды — это основополагающий компонент человеческой психики. В таком случае с психологической точки зрения неудивительно, что модное поведение — норма для человеческого общества.

 

Изменения моды, вызванные противоречием между стремлением к сдержанности и демонстративностью

К. Г. Юнг (Young, 1956) теоретически доказал, что потребность носить одежду обусловлена наличием трех основных присущих человеку мотиваций, и две из них напрямую связаны с модой. В соответствии с его концепцией, первичная мотивация ношения одежды состоит в необходимости защитить тело. Однако поскольку этот мотив удовлетворяет исключительно физиологическую потребность, он не имеет прямого отношения к теории моды.

Вторая психологическая мотивация ношения одежды связана со сдержанностью и потребностью соответствовать нормам. Скромность как социальная и моральная норма регламентирует уместные с точки зрения общества пропорции демонстрации и сокрытия тела. Последняя из трех мотиваций — тщеславие, стремление к демонстрации себя — это выражение сексуальности и эротической природы одежды. Скромность и эротичность тесно связаны. Наши представления о том, что распознается как целомудренность и что — как эротичность, могут меняться в зависимости от требований, диктуемых модой. Таким образом, последние две мотивации действуют в тандеме, продвигая моду вперед. С учетом предыдущей дискуссии о постоянно меняющихся формах самопрезентации, которые время от времени предлагает мода, мотивация поиска новых способов предъявления себя часто выступает в качестве двигателя модного поведения.

Джон Карл Флюгель (Fliigel, 1930) привел убедительные доводы в пользу того, что «горючим» для изменений моды является психологический конфликт двух человеческих мотиваций, одна из которых заключается в стремлении прикрыть тело, вторая — показать его. Это создает внутреннее противоречие относительно стилей одежды. Флюгель утверждал, что «одежда пытается балансировать на стыке двух амбивалентных целей: с одной стороны, она должна усиливать нашу привлекательность для противоположного пола, с другой — отвечать требованиям приличий» (Konig, 1973: 36). Флюгель также доказывал, что попытка разрешения психологического конфликта между скромностью и привлекательностью служит основным стимулом, подстегивающим половое влечение (Konig, 1973: 36), которое в свою очередь представляет собой ключевой лейтмотив, постоянно присутствующий в исследованиях одежды и моды. Валери Стил (Steele, 1985) обратилась к этой же теме, представив свою диалектическую теорию похоти-скромности, или теорию фигового листка, которая, с ее точки зрения, объясняет происхождение и назначение одежды. Изменения моды зарождаются в пламени этого конфликта двух противоположных мотиваций, а наша самость постоянно изобретает себя заново в бесконечных попытках его разрешить.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!