БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ТО, ЧТО ИМЕЮ



 

Раскрыв для себя смысл смирения, мы серьезно изменили наше отношение к Богу…

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 86

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 75

 

Сегодня мои молитвы в основном состоят из слов благодарности Высшей Силе за мою трезвость и за Ее милость. Однако мне надо также просить помощи и силы, чтобы исполнить Божью волю в отношении меня. Мне больше не требуется, чтобы Бог ежеминутно выручал меня из ситуаций, в которые я сам и попадаю, не исполняя Его воли. Сейчас, как мне кажется, моя благодарность напрямую связана со смирением. Пока у меня есть смирение благодарить Бога за то, что имею, Он не оставит меня Своей милостью.

 

19 июля

ЛОЖНАЯ ГОРДОСТЬ

 

Те из нас, кто были верующими, поняли ограниченность такого представления о Боге.

Отказываясь в первую очередь всегда обращаться к Нему, мы тем самым лишили себя

Его помощи.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 87

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 75

 

Ложную гордость нередко порождают ложные понятия. К достойной жизни нас направляет надежда, которую мы обретаем в АА. Шедшие по этому пути годами — по одному дню — говорят, что жизнь, в центре которой Бог, обладает безграничными возможностями для духовного роста личности. А коль это именно так, то и надежда в значительной степени передается членами АА с большим стажем трезвости.

Я благодарю свою Высшую Силу за то, что Она дала мне понять, что Она действует через людей. Я благодарю Ее за наших облеченных доверием исполнителей, помогающих новым членам АА отказаться от ложных идеалов и принять те идеалы, что ведут к жизни, полной доверия и сострадания к другим. Старшие в АА призывают новичков «прийти», с тем, чтобы они смогли «прийти к убеждению». Я прошу свою Высшую Силу помочь мне избавиться от моего неверия.

 

20 июля

НЕДОСТАТКИ УСТРАНЯЮТСЯ

 

Теперь в словах «сам по себе я ничто, все решает Отец Небесный» появился смысл и

обещание помощи.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 87

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 75

 

Приступая к выполнению Седьмого Шага, я должен помнить, что здесь не надо заполнять никаких форм или бланков. В нем не сказано: «Смиренно просили» Его (быстренько заполнив бланк) устранить наши недостатки. Годами я заполнял воображаемые бланки с пунктами: «Помоги мне», «Дай мне мужество сделать то‑то и то‑то», «Дай мне силы…» и т. п.

В Седьмом Шаге просто говорится, что Бог устранит мои недостатки. Единственное усилие, которое от меня требуется, — это «смиренно попросить». А это для меня означает просить с пониманием, что сам я ничто, а все в моей жизни «решает Отец Небесный».

 

21 июля

БЕСЦЕННЫЙ ДАР

 

К этому времени, скорее всего, мы уже в какой‑то мере освободились от самых

вопиющих наших изъянов. Временами мы испытываем удовольствие от чего‑то похожего

на настоящий душевный покой. Для тех из нас, кто до сих пор был в состоянии

возбуждения, депрессии или беспокойства, иначе говоря, для всех нас, этот

приобретенный покой кажется бесценным даром.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 85–86

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 74

 

Я учусь предоставлять событиям идти своим чередом и самому полагаться на волю Бога, держа свой разум открытым, а сердце — готовым принимать Божью милость во всех моих делах. Только тогда я могу ощутить покой и свободу, которые обретаю в результате капитуляции. Мне уже доказали, что отказ от борьбы, возникающий в отчаянии и поражении, может перерасти в действительные дела веры и что эта вера означает свободу и победу.

 

22 июля

«И ХОРОШЕЕ, И ПЛОХОЕ»

 

«Создатель, я хочу, чтобы Ты принял меня со всем, что во мне есть, и хорошим, и

плохим.»

 

Анонимные Алкоголики, с. 74

Alcoholics Anonymous, p. 76

 

Радость жизни заключается в том, чтобы отдавать. Избавившись от каких‑то своих недостатков, я могу больше заниматься служением, да и смирение во мне укрепляется. Мои недостатки могут быть смиренно переданы на волю Бога и устранены Им. Сущность Седьмого Шага — в смирении, и нет лучшего пути для поиска смирения, чем отдать всего себя, хорошего или плохого, Богу. Он может устранить плохое и вернуть мне хорошее.

 

23 июля

Я ПРОШУ БОГА РЕШИТЬ

 

«Прошу Тебя освободить меня от всех недостатков моего характера, которые мешают

мне быть полезным для Тебя и других».

 

Анонимные Алкоголики, с. 74

Alcoholics Anonymous, p. 76

 

Признав свое бессилие и приняв решение перепоручить свою волю и жизнь Богу, как я Его понимаю, я не решаю для себя, какие недостатки должны быть устранены и в каком порядке, или же к какому времени. Я прошу Бога решить, какие мои недостатки мешают мне служить Ему и людям, и затем смиренно прошу Его их устранить.

 

24 июля

ПОМОГАЯ ДРУГИМ

 

Само наше существование (а мы — люди, в прошлом злоупотреблявшие спиртными

напитками) зависит от нашей постоянной заботы о других и от того, в какой

степени мы можем быть им полезными.

 

Анонимные Алкоголики, с. 19

Alcoholics Anonymous, p. 20

 

Моей вечной проблемой был эгоцентризм. Люди всегда что‑то делали для меня. Я же не только принимала это как должное, но и вечно была неблагодарной и недовольной, что они не делают больше. Почему я должна помогать другим, когда им следует помогать мне? Если у них неприятности, то разве они не заслужили их? Меня переполняла жалость к себе, гнев и чувство обиды. Затем я узнала, что, помогая другим без ожидания чего‑либо взамен, я могу преодолеть эту одержимость эгоцентризмом, и что если пойму смирение, то познаўю душевный покой и ясность мысли. И мне больше не надо пить.

 

25 июля

ТЕ, КТО ВСЕ ЕЩЕ СТРАДАЕТ

 

Для нас же, если мы не будем помогать тем, кто болен, существует постоянная

угроза жизни и душевному здоровью.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 169

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 151

 

Я хорошо знаю эту муку неудержимого желания выпить, чтобы успокоить свои нервы и свои страхи. Знаю я и боль трезвости со сжатыми зубами. Я не забываю того незнакомца, который тихо страдает, одиноко спрятавшись в себя в отчаянных попытках найти отвратительное облегчение в спиртном. Я прошу Высшую Силу дать мне силы, мужество и готовность быть Ее инструментом и сострадать, и помогать людям бескорыстно. Пусть группа по — прежнему дает мне силу делать вместе с другими то, что я не могу сделать один.

 

26 июля

«ЦЕНА» ТРЕЗВОСТИ

 

Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от

помощи извне.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 178

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 160

 

Когда я прихожу в магазин, то смотрю на цены, и если вижу то, что мне нужно, то, заплатив нужную сумму, покупаю это. Сейчас, когда считается, что я выздоравливаю, я должен исправлять свою жизнь. На собрании я пью кофе с сахаром и молоком, иногда и не одну чашку. Но когда начинается сбор пожертвований, я либо слишком занят, чтобы открыть кошелек, либо же у меня и так мало денег. Но ведь я там нахожусь потому, что мне это собрание необходимо. Я слышал, как кто‑то предложил опускать в корзину (шляпу, кружку и пр.) стоимость банки пива, и подумал: «Ну, это уж слишком!» Я почти никогда не давал больше доллара. Как и многие другие, я полагаюсь на более щедрых членов, чтобы финансировать Содружество. Я забываю, что деньги нужны на аренду помещения, покупку кофе, сахара и чашек. Я, не колеблясь, заплачу девяносто центов за чашку кофе в кафе — на это у меня всегда найдутся деньги. Так сколько же стоят моя трезвость и мой душевный покой?

 

27 июля

ОТДАВАЯ СВОБОДНО

 

Мы принесем любые жертвы для сохранения единства АА. Мы сделаем это потому, что

научились любить Бога и друг друга.

 

АА взрослеет

AA Comes of Age, p. 234

 

Мне, когда я пил, редко удавалось содержать самого себя: зарабатывание денег никогда не было сильной стороной моего характера. И когда дело касалось затрат личного времени или денег, всегда вставал и вопрос цены.

Я был еще новичком, когда мне сказали, что «мы должны отдавать, чтобы сохранить». Начав применять принципы АА в своей жизни, я вскоре обнаружил, что отдавать что — то Содружеству — это дело чести, и в этом выражается благодарность моего сердца. Моя любовь к Богу и людям, причем без всяких мыслей о том, чтобы получить что — то взамен, стала определяющим фактором в моей жизни. Сейчас я понимаю, что когда отдаю с легкостью, то тем самым открываю Богу возможность выразить Себя через меня.

 

28 июля

ТЕ, КТО ВСЕ ЕЩЕ СТРАДАЕТ

 

Давайте воздержимся от самонадеянных мыслей о том, что если Бог наделил нас

способностью преуспевать в одной какой‑либо сфере деятельности, то нам суждено

быть проводником спасительного милосердия для всех.

 

АА взрослеет

AA Comes of Age, p. 232

 

Группы АА существуют для того, чтобы помочь алкоголикам достичь трезвости. Большие или маленькие, устоявшиеся или только что созданные, спикерские, дискуссионные или учебные — все они существуют с одной единственной целью: нести смысл наших идей все еще страдающему алкоголику. Группа существует для того, чтобы этот алкоголик смог обрести новый образ жизни, — жизни, преисполненной счастья, радости и свободы. Для выздоровления большинство алкоголиков нуждаются в поддержке группы других алкоголиков, которые делятся своим опытом, силами и надеждой. Таким образом, моя трезвость и наше общее выживание, в соответствии с Программой, зависят от моей решимости ставить главное на первое место.

 

29 июля

АНОНИМНЫЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА

 

Будучи пьющими алкоголиками, мы в той или иной форме всегда искали подачек.

 

Двенадцать Традиций в иллюстрациях

The Twelve Traditions Illustrated, p. 14

 

Седьмая Традиция — это личный вызов, напоминающий мне о необходимости делиться с другими и отдавать себя. В пьянстве единственным, что я когда‑либо культивировал, была привычка пить. Сейчас же улыбка, доброе слово и доброта — вот на что направлены все мои усилия.

Я понял, что мне необходимо начать делать свое дело и позволить новым друзьям идти рядом со мной, поскольку благодаря работе по Двенадцати Шагам и Двенадцати Традициям мне хорошо как никогда раньше.

 

30 июля

ОТДАВАТЬ

 

…он нашел нечто большее, чем золото… Он еще не понимает, что затронул начало

богатейшей жилы, которая будет приносить ему прибыль лишь в том случае, если он

будет копать до конца жизни и настоит на том, чтобы все добытое раздавалось

бесплатно.

 

Анонимные Алкоголики, с. 124–125

Alcoholics Anonymous, p. 129

 

Мое участие в Седьмой Традиции значит намного больше, чем просто плата за чашку кофе. Это означает принятие себя как члена группы. Впервые я могу быть ответственным, потому что у меня есть выбор. Включившись в «дела» АА, я могу познать принципы решения проблем и в своей повседневной жизни. Обеспечивая сам себя, я могу отдавать в АА то, что АА дало мне!

 

Отдавая в АА, я гарантирую не только свою собственную трезвость, но и существование АА для моих потомков.

 

31 июля

МОЛИТВА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

 

Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить;

мужество — изменить то, что могу; и мудрость — отличить одно от другого.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 141

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 145

 

Сила этой молитвы в том, что она всеобъемлюща и так же проста и прекрасна, как и Содружество АА. Случается, я спотыкаюсь, повторяя ее, но если анализирую ту ее часть, что смущает меня, то нахожу, в чем загвоздка. Когда это произошло впервые, я испугалась, но сейчас использую это как эффективный инструмент. Принимая жизнь такой, как она есть, я обретаю ясность ума и душевный покой. Предпринимая определенные действия, я обретаю мужество и благодарю Бога за данную мне способность отличать те ситуации, над которыми могу поработать, от тех, где должна отступить. Все, чем я обладаю сейчас, — это дар Божий: моя жизнь, служение, моя душевный покой и эта Программа. Ясность ума и душевный покой дают мне возможность продолжать движение вперед.

 

Анонимные Алкоголики — это и есть более легкий, мягкий путь.

 

Август

1 августа

ЖИТЬ ЭТИМ

 

Духовная жизнь — это не теория. Нужно жить духовной жизнью.

 

Анонимные Алкоголики, с. 80

Alcoholics Anonymous, p. 83

 

Новичком в Программе я не мог до конца понять, что означает жить в соответствии с духовной стороной Программы. Но сейчас, трезвый, я не представляю себе жизни без нее. Я искал духовность. Бог, как я Его понимаю, дал мне наконец ответы на вопросы, — вопросы, заставлявшие меня пить в течение двадцати лет. Живя духовной жизнью, прося у Бога помощи, я научился любить, заботиться о своих товарищах, сострадать им и испытывать радость в мире, где раньше я испытывал только страх.

 

2 августа

МЫ ПРЕИСПОЛНИЛИСЬ ЖЕЛАНИЕМ

 

В данный момент мы пытаемся привести в порядок нашу собственную жизнь. Но это не

самоцель.

 

Анонимные Алкоголики, с. 74

Alcoholics Anonymous, p. 77

 

Как легко я могу сбиться с пути на подступах к Восьмому Шагу! Я хочу быть свободным и как‑то измениться, работая по Шестому и Седьмому Шагам. Сейчас, более чем когда‑либо, мне угрожают своекорыстие и скрытые намерения. Я стараюсь помнить, что самодовольство, наступающее порой, когда меня прощают те, кому я навредил, отнюдь не есть моя главная цель. Я преисполняюсь желанием возместить причиненный мною ущерб, понимая при этом, что таким образом я исправляюсь и могу двигаться дальше к познанию Божьей воли в отношении меня.

 

3 августа

…СЛУЖИТЬ БОГУ И ОКРУЖАЮЩИМ

 

Наша настоящая цель — изменить свою жизнь таким образом, чтобы приносить

максимальную пользу Богу и окружающим.

 

Анонимные Алкоголики, с. 74, 75

Alcoholics Anonymous, p. 77

 

Совершенно ясно, что замысел Бога в отношении меня выражается через любовь. Бог так сильно любит меня, что вытащил с помоек и из тюрем, чтобы я стал полезным участником Его мира. Моим ответом Ему должна стать моя любовь ко всем Его детям, выражаемая, в том числе, в служении и собственном примере. Я прошу Бога помочь мне любить людей так же, как Он любит меня.

 

4 августа

СЕМЕНА ВЕРЫ

 

Вера, конечно же, необходима, но одной веры недостаточно. Мы можем верить, но в

то же время быть далеко от Бога.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 41

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 34

 

Я, как ребенок, постоянно подвергал сомнению существование Бога. Такой «научный мыслитель», как я, ни один ответ не оставлял без тщательного анализа. И так продолжалось до тех пор, пока одна очень терпеливая женщина в конце концов не сказала мне: «Ты должен обрести веру». Эти простые слова посеяли семена моего выздоровления!

Сегодня, когда я, выпалывая сорняки алкоголизма, занимаюсь своим выздоровлением, то медленно даю этим давно посеянным семенам веры прорастать и расцветать. Каждый день выздоровления — этого любовного ухода за садом веры — привносит Высшую Силу, как я Ее понимаю, в мою жизнь. Бог всегда был со мной в вере, но я ответственен за свою готовность принять Его присутствие.

Я прошу Бога даровать мне готовность исполнить Его волю.

 

5 августа

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЯ

 

Как настойчиво мы отстаиваем свое право думать и действовать целиком по — своему.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 44

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 37

 

Если я принимаю советы тех, кто заставил Программу работать на себя, и действую, как они, то у меня есть шанс выйти за рамки прошлого. Некоторые проблемы сойдут на нет, другие потребуют терпения и хорошо продуманных действий. Внимательно слушая людей, которые делятся своим опытом, можно и в себе выработать интуицию в решении неожиданно возникающих проблем. Для меня лучше всего избегать скоропалительных действий. Посещение собраний или звонок товарищу по АА обычно снижают напряжение и приносят облегчение даже такому вечному страдальцу, как я. Делясь своими проблемами с другими алкоголиками на собраниях или же наедине с наставником, можно изменить отдельные аспекты ситуации, в которой я оказался. Определяя недостатки своего характера, я начинаю видеть, как они работают против меня. Когда я верю в духовную силу Программы, когда я доверяю другим людям научить меня, что надо делать для лучшей жизни, я обнаруживаю, что могу и себе доверить делать, что необходимо.

 

6 августа

ВЕДОМЫЕ

 

Ведомые разными формами страха, самообмана, своекорыстия, жалости к себе, мы

расталкиваем локтями окружающих, а они платят нам той же монетой.

 

Анонимные Алкоголики, с. 60

Alcoholics Anonymous, p. 62

 

Эгоизм был движущей силой моего пьянства. Я пил, празднуя успех, и пил, чтобы утопить свои горести. Альтернатива этому — смирение. Я учусь перепоручать свою волю и жизнь Богу. Мой наставник говорит, что служение сохраняет мою трезвость.

Сегодня я спрашиваю себя: «Познал ли я Его волю, которую мне надлежит исполнить? Служу ли я моей группе АА?»

 

7 августа

СПОСОБ ЖИТЬ

 

Мы, в свою очередь, искали этот же выход с отчаянием утопающего. То, что

представлялось вначале хрупкой тростинкой, оказалось любящей и сильной Божьей

дланью. Новая жизнь была открыта нам, или, если хотите, «образец, по которому

жить», — и он действительно помогает.

 

Анонимные Алкоголики, с. 27

Alcoholics Anonymous, p. 28

 

Каждый день я всем сердцем благодарю Бога за то, что Он указал мне «образец, по которому жить», «действительно срабатывающий» через наше замечательное Содружество. Но что же он на самом деле представляет собой, этот «образец, по которому жить», который «действительно срабатывает»? Для меня это работа с полной отдачей по Двенадцати Шагам, постоянное осознание Бога, который любит меня без всяких условий, и надежда, что каждый новый день мне есть для чего жить.

Я действительно очень счастлив в этом Содружестве.

 

8 августа

«СОСТАВИЛИ СПИСОК…»

 

Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло…

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 89

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 77

 

На «подходах» к Восьмому Шагу, я недоумевал, как можно перечислить все, что я сделал другим людям, ведь их так много, а кого‑то уже и в живых нет?.. Некоторые из нанесенных мною обид были незначительными, но они все же сильно беспокоили меня. Главное в этом Шаге — необходимость преисполниться желанием сделать все для возмещения ущерба наилучшим образом, и именно сейчас. Там, где есть желание, найдется и способ, — потому, если я хочу чувствовать себя лучше, мне надо освободиться от гнетущего меня чувства вины. Для него нет места в душевном покое.

Если я честен с самим собой, то с помощью Высшей Силы могу очистить свое сознание от этих чувств.

 

9 августа

«…ВСЕХ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОМУ МЫ ПРИЧИНИЛИ ЗЛО»

 

…и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 89

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 77

 

Слово «всех» является одним из ключевых слов Восьмого Шага. Я не волен одни имена включать в список, а другие нет. Это список «всех» людей, которым я причинил зло. Я сразу вижу, что этот Шаг подразумевает прощение, потому что если я не желаю прощать кого‑то, то, по всей вероятности, и в список его не включу. Прежде чем внести в список первое имя, я прочитал небольшую молитву: «Я прощаю всех и каждого, кто когда‑либо и при каких бы то ни было обстоятельствах причинил мне зло».

Перед каждым чтением Господней молитвы мне полезно поразмышлять над коротким, но очень значимым словом из трех букв — словом «как». Я прошу: «Прости нам наши прегрешения, как мы прощаем тех, кто согрешил перед нами». В данном случае «как» означает «подобным же образом». Я прошу простить меня точно так же, как я прощаю других. Если при чтении этой части молитвы мною владеют ненависть и чувство обиды, то я только усугубляю эти чувства, в то время как мне надо взывать к духу прощения.

 

10 августа

УДВОИТЬ НАШИ УСИЛИЯ

 

Анализируя свои моральные качества, он уже до некоторой степени это сделал, но

теперь он должен удвоить свои усилия, чтобы понять, скольким людям он причинил

ущерб и какой именно.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 89–90

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 77

 

По мере моего духовного роста в трезвости, я все больше и больше осознаю себя стоящим человеком. Одновременно возрастает и моя способность считать личностью и любого другого человека. А с этим приходит понимание того, что это и есть те самые люди, которым я, когда пил, причинил зло. Я не просто врал, я врал о Томе. Я не просто обманывал, я обманывал Джо. То, что казалось неперсонифицированными актами, на самом деле было нападками на конкретных людей, потому что именно этих людей (и людей достойных) я обидел. Чтобы спокойно наслаждаться трезвостью, мне необходимо что‑то делать по отношению к обиженным мною людям.

 

11 августа

УБИРАЕМ «ПОСЛЕДНЮЮ КАПЛЮ»

 

Моральная инвентаризация — это спокойный анализ вреда, который причинен нами в

течение жизни, и искреннее желание посмотреть на него без предвзятости. Это

производит эффект, подобный тому, как если бы у нас отобрали последнюю каплю,

эту эмоциональную субстанцию, которая все еще ранит и мешает.

 

Как это видит Билл

As Bill Sees It, p. 140

 

Мой список, составленный по Восьмому Шагу, бывало, вызывал у меня ужасное чувство обиды. После четырех лет трезвости меня буквально парализовало отрицание, вызванное болезненной зависимостью между страхом и гордыней. Спор между ними ослабевал по мере того, как слова этого Шага перемещались у меня из головы в сердце. Впервые за многие годы я открыл ящик со своими болями и выплеснул искренний гнев. Это был взрыв красных, черных и желтых красок. Когда я смотрел на свою картину, по щекам у меня текли слезы радости и облегчения. Со своей болезнью я забросил искусство, тем самым назначив самому себе наказание, гораздо более сильное, чем любое из налагаемых другими. В процессе выздоровления я узнал, что боль от моих недостатков — это материя, которую Бог использует, чтобы исправить мой характер и сделать меня свободным.

 

12 августа

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

 

Прежде всего нам следует оглянуться на наше прошлое и попытаться понять, где и

когда мы были не правы. Затем мы должны предпринять энергичную попытку

восстановить все разрушенное нами…

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 89–90

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 77

 

Совершая с АА увлекательное путешествие по стране, называемой выздоровлением, я вновь обрел душевный покой. И жизненный горизонт, из темного и затуманенного, стал чистым и светлым. Оглянуться и посмотреть на прожитую жизнь, чтобы отыскать ошибки, казалось мне опасной и трудной задачей. Мукой было остановиться и посмотреть назад. Я боялся, что могу споткнуться! Могу ли я выбросить из головы прошлое и жить в своем золотом настоящем? Я понимал, что те, кому я причинил зло в прошлом, стоят между мной и моим желанием двигаться к душевному покою. Я должен просить Бога дать мне мужество честно и смело предстать перед людьми, которые были в моей жизни и продолжают оставаться в моем сознании, чтобы определить свою вину перед ними и заняться ею. Я должен определить причиненный им ущерб и проявить готовность загладить свою вину. Только тогда мое духовное путешествие может возобновиться.

 

13 августа

ТЩАТЕЛЬНАЯ УБОРКА

 

И, наконец, расчистив руины нашей прошлой деятельности, мы можем, руководствуясь

вновь обретенным знанием о себе, начать строить нормальные взаимоотношения со

всеми людьми, которых мы знаем.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 89

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 77

 

Когда я приблизилась к Восьмому Шагу, то увидела, что все, что требовалось для успешной работы по предыдущим Семи Шагам, здесь сошлось вместе: мужество, честность, искренность, готовность и обстоятельность. Вначале у меня недоставало сил справиться с этой задачей. Вот почему в этом Шаге говорится: «Преисполнились желанием…» Мне надо выработать в себе мужество — чтобы начать, честность — чтобы видеть, в чем я не права, искреннее желание — чтобы расставить все по своим местам, обстоятельность — при подготовке списка, и готовность — чтобы взять на себя труд, необходимый для истинного смирения. С помощью своей Высшей Силы я выработала в себе эти качества. И это позволило мне завершить этот Шаг и продолжить движение вперед в стремлении к духовному росту.

 

14 августа

ИСПРАВЛЯЕМ ДЕФЕКТЫ

 

Нам следует попытаться убрать с нашего жизненного пути всю рухлядь, которая

накопилась из‑за нашего желания руководствоваться только своей волей и стараться

затмить остальных. Если мы не хотим делать этого, мы просим Бога, чтобы к нам

пришло такое желание. Помните, что с самого начала мы решили быть готовыми на

любые жертвы, чтобы победить алкоголь.

 

Анонимные Алкоголики, с. 74–75

Alcoholics Anonymous, pp. 72–73

 

Составить список людей, которым я причинил зло, не составило большого труда. Они уже фигурировали в моей инвентаризации в Четвертом Шаге: люди, на которых я был в обиде, реальной или воображаемой, а также те, которым я причинил страдания как бы в отместку. Чтобы мое выздоровление было основательным, абсолютно не существенно, чтобы навредившие мне люди загладили свою вину передо мной. В моих отношениях с Богом важно только то, что я стою перед Ним, зная, что сделал все возможное, чтобы исправить вред, который причинил я.

 

15 августа

РАЗВЕ МЫ НИКОГО НЕ ОБИЖАЛИ?

 

Но некоторые из нас спотыкались на другом. Мы упорно утверждали, что наше

пьянство вредило только нам и больше никому.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 91

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 79

 

Этот Шаг казался мне таким простым. Я определил нескольких человек, которым причинил зло, но их уже не было рядом. И все же я чувствовал себя неловко и избегал разговоров об этом Шаге. Со временем я научился видеть все стороны моей жизни, причиняющие мне беспокойство. В своих поисках я вышел на родителей, обиженных на меня за мою отдаленность от них; на работодателя, обеспокоенного моими прогулами, моей забывчивостью и моей манерой поведения; на друзей, которых я избегал без всяких на то объяснений. Только когда я воочию увидел реальный вред, который нанес людям, Восьмой Шаг приобрел для меня новый смысл. Я больше не испытываю неловкости и чувствую себя очистившимся и просветленным.

 

16 августа

«Я ВЫПАЛ ИЗ ОБЩЕНИЯ»

 

Можно задать себе вопрос, что мы имеем в виду, когда говорим, что «обидели»

других людей. И вообще, какого рода «обиды» люди могут причинять друг другу? Мы

могли бы практически определить слово «обида» как результат столкновения

инстинктов, наносящий физический, психический, эмоциональный и духовный ущерб

людям.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, сc. 92–93

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 80

 

Присутствуя на собраниях по Восьмому Шагу, я всегда думал: «Я, по существу, причинил основной вред не людям, а себе». Со временем я подготовил свой список, и он оказался не столь краток, как мне думалось ранее. Все, как выяснилось, было очень просто — вы мне или нравились, или не нравились, или же мне что‑то от вас требовалось. Люди не делали того, чего я от них ожидал; а близкие отношения были невозможны из‑за необоснованных требований моих партнеров. Было ли это пренебрежением? Из‑за пьянства я «выпал из общения» — никогда не посылал открыток, не отвечал на звонки, был недоступен для людей и не принимал участия в их жизни. Каким же благом стала для меня возможность присмотреться к этим взаимоотношениям и спокойно, наедине с Богом, как я Его понимаю, провести самооценку и ежедневно дальше идти вперед с готовностью быть честным и ответственным во взаимоотношениях с людьми.

 

17 августа

ИСПРАВЛЯЯ ОШИБКИ

 

Во многих случаях мы обнаружим, что ущерб, нанесенный нами другим людям, и

впрямь невелик, но эмоциональный ущерб, который мы нанесли себе, намного больше.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 92

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 79

 

Вы когда‑нибудь задумывались о том, что ущерб, причиненный вами коллеге или члену вашей семьи, был столь незначительным, что не требует извинений, поскольку они уже забыли о нем? Если некий человек и зло, причиненное ему, все время не выходят у меня из головы, вызывая беспокойство или даже чувство вины, то я такого человека ставлю на первое место в своем списке «по заглаживанию вины» и готовлюсь принести ему искренние извинения. Я знаю, что, как только эта очень важная часть моего выздоровления будет завершена, я почувствую себя спокойно и непринужденно с этим, обиженным мною когда‑то человеком.

 

18 августа

УЛУЧШЕНИЕ

 

Тревожащие нас эмоциональные конфликты прошлого погребены в подсознании порой

настолько глубоко, что мы забыли о них.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 92

Twelve Steps and Twelve Traditions, pp. 79–80

 

Только добрыми делами я могу избавиться от остатков чувства вины или стыда, вызванных пьянством. Во времена моих пьяных злоключений друзья не раз говорили: «Зачем ты это делаешь? Ты только вредишь себе». Вряд ли я тогда осознавал, как верны были их слова! И хотя вредил я и людям, многие мои поступки оставляли глубокие раны в моей же собственной душе. Восьмой Шаг дает мне возможность простить самого себя. Составляя список тех, кому я причинил зло, я тем самым выявляю ущерб, что причинил людям. Возмещая ущерб, я освобождаюсь от тяжкой ноши, и это помогает моему выздоровлению.

 

19 августа

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Вернемся к нашему списку. Выбросив из головы мысли о зле, которое нам причинили

другие, мы с решимостью принялись искать наши собственные ошибки. В каких

случаях мы проявляли эгоизм, были бесчестными, себялюбивыми, преследовали свои

корыстные интересы, трусили?

 

Анонимные Алкоголики, с. 65–66

Alcoholics Anonymous, p. 67

 

Чудесная свобода есть в том, что я больше не нуждаюсь в постоянном одобрении своих коллег или людей, которых люблю! Жаль, что я не знала об этом Шаге раньше: только выработав определенную точку зрения, я почувствовала себя способной в дальнейшем в очередной раз поступить правильно, зная, что этот поступок соответствует ситуации и является единственно верным.

 

20 августа

К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СВОБОДЕ

 

Поскольку испорченные взаимоотношения [с людьми] почти всегда были

непосредственной причиной наших несчастий, в том числе и алкоголизма, никакая

область анализа не даст более ценных результатов, чем эта.

 

Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, с. 92

Twelve Steps and Twelve Traditions, p. 80

 

Готовность — состояние для меня особенное. Сначала приходит понимание, затем — ощущение дискомфорта, вызывающее у меня желание действовать. В размышлениях над Восьмым Шагом моя готовность возместить ущерб людям возникла как желание простить других и самого себя. А простить других я захотел, только осознав свою роль в непростых отношениях с людьми. Я мечтал ощутить ясность мысли и душевный покой, о которых говорится в Обещаниях. Работая по первым семи Шагам, я понял, кому причинил зло, и осознал, что самым большим врагом себе был я сам. Я понял: чтобы восстановить взаимоотношения с окружающими меня людьми, я сам должен измениться. Мне хотелось научиться жить в гармонии с самим собой и с людьми — чтобы жить эмоционально свободным. Начало конца моей изоляции от моих товарищей и от Бога наступило, когда я составил свой список по Восьмому Шагу.

 

21 августа

МЫ ПРОСТО ПЫТАЕМСЯ

 

Моя стабильность возникала из стремления просто отдавать, а не из требований

получать что‑то взамен.

 

Лучшее из Билла

The Best of Bill, pp. 46–47

 

Когда всем сердцем и душой я отдаю другим то, что было передано мне, и ничего не требую взамен, все идет нормально. До Программы АА я никогда ничего не мог отдать, не потребовав чего‑то взамен. Я и не ведал, что как только начну отдавать частицу себя, не требуя и не ожидая ничего взамен, то начну и получать. Дары, что я получаю сегодня, как получал и Билл, это моя стабильность в Программе АА, стабильность внутренняя и, что самое главное, стабильность в моих отношениях с Высшей Силой, которую я называю Богом

 

22 августа


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!