ТЕКСТ КАК «ПЕРВИЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.



Если естественные науки нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарное -на тексты, которым присущи значение, смысл, ценность. Бахтин считал, что «текст есть первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины». «Дух (и свой, и чужой) не может быть дан ведь как прямой объект естественных наук, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для самого себя и для другого». Важная роль в гуманитарном познании текстов (различных видов и происхождении) дает основания говорить о его «текстовой природе» как одной из главных характеристик. Текст -непосредственный предмет гуманитарного познания. «Текстом называется любая знаковая система, которая способна быть (или в действительности есть) носителем смысловой информации и имеет языковую природу. С этой точки зрения любой объект, являющийся творением человеческого духа и имеющий знаковую природу, может быть возможным или является действительным текстом». Любой текст — источник множества его пониманий и толкований. И понимание его автором — только одно из них.

 

Семиотический подход в социально-гуманитарных науках.

Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе. Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово. Изобразительный — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак – рисунок. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. Семиотика -наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания). В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино, музыки и т.п. Символ — это: 1). В науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2). В искусстве — характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения или некой художественной идеи.

 

Роль «символических форм» в социально-гуманитарном познании (Э.Касирер).

Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе. Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово. Изобразительный — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак – рисунок. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. Семиотика -наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания). В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино, музыки и т.п. Символ — это: 1). В науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2). В искусстве — характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения или некой художественной идеи.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.

Понимание — психологическое состояние, верное восприятие какого-либо события, явления, принятое в определенном кругу. Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, т.е. подведению изучаемого явления под закон и причину, так как — особенно в социальном познании — невозможно отвлечься от конкретных личностей, их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т.п. Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области человеческого познания. Согласно Г. X. Вриггу, объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных -каузальное объяснение, которое бывает двух видов: предсказание и ретросказание. Рестросказательные объяснения, т.е. пересмотр отдаленного прошлого в свете более поздних событий, «в высшей степени характерны», по Вриггу, для исторической науки. Последняя легко может ввести в заблуждение, так как делает суждение историка вопросом его вкусов и предпочтений, в соответствии с которыми он отбирает важное или «ценное». Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением. По существу, рассматривая научно-познавательскую деятельность в целом, можно говорить о единой объяснительно-предсказательной функции научного познания по отношению к его объекту.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!