ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕГО, ЗАКОНОМЕРНОГО В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.



Познание единичного, индивидуального, уникального на основе общего, закономерного. Это культурно-значимая индивидуальная действительность. Гегель в свое время обращал внимание на то, что всякое явление есть «цельность», а закон — часть явления, т.к. он выражает в нем только существенное. Явление богаче закона, т.к. содержит в себе не только его, но и еще более, т.е. то, что не «покрывается» законом, который узок, приблизителен». В этой связи в гуманитарной сфере существуют объективные законы, их выявление и использование — важнейшая задача социального познания. Уникальность социально-исторических явлений не «отменяет» необходимости выявления общего, закономерного в этой сфере. Дело в том, что, всякое единичное есть общее, содержит его в себе как момент, а всякое уникальное включает в себя элемент универсального. Поскольку гуманитарный материал достаточно сильно индивидуализирован — это сильно затрудняет его выражение и категоризацию. Социально-гуманитарные науки изучают прежде всего индивидуальные, единичные события и процессы, но это не значит, что в них не применяются общие методы научного исследования.

 

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ.

В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Тут люди и авторы и исполнители своей собственной драмы, которую они же и познают. От присутствия субъекта в предмете социального познания «отделаться» и даже отвлечься нельзя. Главная задача этой формы познания — понять чужое «Я» не в качестве некоего объекта, а как другого субъекта. Социально-гуманитарное познание — это изображение личности. Включенность субъекта в предмет социального познания придает этому предмету исключительную сложность. Здесь бушуют страсти и интересы, ставятся и реализуются многообразные цели, идеалы и т.п. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Тем самым поставлен под сильное сомнение миф о том, что деятельность каждого отдельного индивида якобы несущественна для макросоциальных процессов.

 

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.

Ценности — характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, истина, справедливое и т.п.), заключенное в явлениях общественной жизни. Ценности — свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества). С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности ученых, стремлений политиков и т.п. Ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Иначе говоря, ценности — это нечто весьма значимое прежде всего для конкретного индивида, которое человек ставит выше себя и над собой, чем он не может пожертвовать ни при каких условиях.

 

Идеал объективности в социально-гуманитарном познании. Принцип «Свободы от оценок» М. Вебера.

Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк. Ее суть он видит в том, что мир постепенно «расколдовывается» и все делается с помощью технических средств и расчета.Вебер считал, что наука не вездесуща и не всемогуща, а имеет свои границы. Вебер формулирует сущность принципа объективности: «Объективность» познания в области социальных наук характеризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценностными идеями, только и создающими познавательную ценность указанных наук, позволяющими понять значимость этого познания, но не способными служить доказательством их значимости, которое не может быть дано эмпирически». Для реализации принципа «свободы от оценки» необходимо различать две принципиально разные вещи: проблему свободы от суждений в строгом смысле и проблему соотнесения познания и ценностей. В первом случае речь идет о необходимости четко раз­делять эмпирически установленные факты и закономерности с точки зрения мировоззрения исследователя, их одобрения или неодобрения. Во втором случае речь идет о возможности и необходимости строго научного исследования ценностных компонентов всякого (и прежде всего социального) познания.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!