Происхождение концепции прав человека и ее признание в национальном законодательстве государств



Понятие права прав человека. Соотношение с международным гуманитарным правом.

Права человека в целом могут быть определены как права, присущие нам от рождения и без которых мы не можем жить как человеческие су­щества. Если говорить сугубо юридическим языком, это права, которые существенны для характеристики правового положения личности в об­ществе. Права человека отличаются от других прав в двух отношениях.

Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, определенных законом, они не­отчуждаемы и в равной степени относятся ко всем людям.

Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека лежат на го­сударстве и его органах, а не на других индивидах. Другими словами, го­сударство обязано не только воздерживаться от нарушений прав челове­ка, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других. Права человека должны быть защищены законом (принцип вер­ховенства закона). Кроме того, любые споры, связанные с нарушени­ем прав человека, должны разбираться компетентным, беспристраст­ным и независимым судебным органом, который принимает решения в соответствии с законом и процедуры которого являются равными для всех сторон.

Права и свободы человека — это явления одного порядка. Тем не ме­нее с правовой точки зрения между ними существуют некоторые раз­личия. Право предполагает юридическую регламентацию порядка, на­пример право покидать свою страну. А свобода — это гарантированная законом мера возможного поведения человека, которая предполагает, что ее носитель сам выбирает пути, средства и порядок ее осуществле­ния. Регламентация этого порядка не предусматривается.

В российских учебниках по международному (публичному) праву ис­пользуются термины «международная защита прав человека», «между­народное право прав человека», в зарубежных — «международные пра­ва человека» (InternationalHumanRights), «право международных прав человека» (InternationalHumanRightsLaw), «право прав человека» (Hu­manRightsLaw). Представляется, что предметом регулирования само­стоятельной отрасли международного права являются именно между­народные права человека, поэтому в ее названии должен присутствовать «международный» элемент, например международное право прав челове­ка. Права человека остаются объектом и внутригосударственного права, в частности конституционного. И поскольку предметом изучения рас­сматриваемой дисциплины являются не только международные права человека, но и их имплементация во внутригосударственном праве, то предпочтительнее именовать ее «право прав человека» и рассматривать как комплексную отрасль, объединяющую нормы не только междуна­родного, но и внутреннего права.

Таким образом, право прав человека можно определить как совокуп­ность принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека, устанавливающих международные механизмы контроля за их соблюдени­ем государствами, ответственность за преступное нарушение таких прав, а также обязательства государств по их реализации и судебной защите.

Но особенно тесная взаимосвязь просле­живается между правом прав человека и международным гуманитарным правом, которые дополняют друг друга, обеспечивая права человека в наиболее полном объеме в любых ситуациях.

Единая направленность указанных отраслей обусловила наличие об­щих стержневых норм, «неизменного ядра» прав человека, таких как право на жизнь, недопустимость пыток или жестоких, бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказаний, недопу­стимость рабства или иного подневольного состояния; право каждого на свободу мысли, совести и религии и др.

Различия между правом прав человека и международным гумани­тарным правом обусловлены спецификой объектов правового регули­рования, их субъектов, а также трактовкой отдельных прав. Так, право прав человека регламентирует основные, фундаментальные права, не­обходимые для жизнедеятельности человека, независимо от того, нахо­дится ли он в условиях мирного времени либо вооруженного конфлик­та. Международное гуманитарное право применяется только в период войны, поэтому оно ограничено как по сфере применения, так и по со­держанию. Студент должен уметь показать эти различия. Однако следует иметь в виду, что в настоящее время все большее при­знание получает мнение о взаимодополняемости и конвергенции этих двух отраслей права, вплоть до возможной следующей интеграции их в одну отрасль права — международное право прав человека.

Общее для ППЧ и МГП: единая направленность, обусловленная наличием общих норм.

Различия:

1.- ППЧ регулирует отношения между гос-ва и всеми лицами, находящимися под их юрисдикцией (гражданами, иностранцами, апатридами, проживающими на их территории). Ограничения ППЧ допускаются только по строго определенным основаниям.

- МГП в период вооруженного конфликта регулирует отношения одного гос-ва с гражданами другого гос-ва, нах-ся на его территории. Либо берет под защиту одних граждан от других сограждан одного государства (ст. 29 Всеобщей Декларации). Никакие ограничения гуманитарного права со стороны государств в период конфликта не допускаются.

2. - ППЧ в отличии от ГП допускает возможность ответных мер государства по ограничению прав иностранных граждан, проживающих на его территории (реторсии).

В ГК РБ есть положение о реторсиях.

- В МГП никакие ответные меры, ограничения не допускаются.

3. Регламентация отдельных прав:

- По ППЧ право на жизнь носит абсолютный характер, не допускается произвольное лишение жизни.

- МГП в условиях вооруженного конфликта ограничительно толкует право на жизнь. Право на жизнь в МГП распространяется только на покровительственных лиц: 1, 2, 3, 4 Женевские конвенции – там категории покровительствуемых лиц.

Консультативное заключение Международного суда ООН относительно правовых последствий стены на оккупированной Палестинской территории. Вывод: международное ППЧ применяется во всех ситуациях, а МГП не всегда, как lexspecialis.

В науке высказывается мысль о сближении 2-х отраслей (ППЧ и МГП). Карташкин: ППЧ и МГП скоро объединятся в одну отрасль и буде называться «Международное ППЧ».

 

Происхождение концепции прав человека и ее признание в национальном законодательстве государств

Процесс формирования концепции прав человека прошел длительный путь, тесно связанный с историей развития человеческого общества. Как в древнегреческой философии, так и в мировых религиях можно найти принципы, лежащие в основе идеи прав человека.

Однако лишь в 18 веке сформировалась концепция прав человека в современном ее понимании: человек от природы наделен некоторыми неотъемлемыми правами, которые не должны нарушаться государством; соблюдение прав человека является необходимой предпосылкой достойного человеческого существования.

Нет единой концепции прав человека: есть христианская, правовая и другие концепции прав человека.

При исследовании эволюции философско-правовой концепции прав человека (мы ее будем изучать) традиционно выделяют две теории:

1) естественно-правовую - согласно этой теории происхождение прав человека вытекает из природы самого человека, из области морали, критериев справедливости;

2) позитивистскую - из юридического понимания прав человека как права, установленного или гарантированного государством.

ЕСТЕСТВЕННОПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ

Идеи естественного равенства людей от рождения были высказаны еще древнегреческими софистами, а также китайскими мыслителями еще 6-4 веках до нашей эры.

Древнеримские юристы внесли вклад в формирование Концепции прав человека. Цицерон: под действие закона должны подпадать все (он говорил только про граждан Рима).

В период Средневековья права человека рассматривались как привилегия отдельных сословий и равенство прав существовало лишь в пределах 1 сословия. Сословная ограниченность не умоляет значение документа Великой хартии вольностей 1215г. Хартия закрепила право неприкосновенности личности впервые юридически (ст. 39 Хартии).

Затем концепция свободы индивида стала рассматриваться как права, присущие всем. Франсиско Дебитория, Варфаламен Де Лас Касас (испанцы) разработали доктрину о необходимости признания прав населения земель, которые подверглись захвату со стороны Испании. Окончательное становление естественно-правой концепции происходило в Эпоху Просвещения.

Важную роль в формировании естественно-правовой концепции прав человека играли философы-просветители 16-18 веков: голландец Гуго Гроций, немец Самуэль фон Пуфендорф, англичанин Джон Локк, американцы Томас Пейн и Томас Джефферсон, французы Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескье, Вольтер, белорусы Ф. Скорина, М. Литвин, А. Волан, Д. Олизаровский, Л. Сапега.

Статут ВКЛ 1588г., подготовленный Львом Сапегой, закрепил некоторые права: равенство всех перед законом; свобода, вера, терпимость; ответственность за преступления.

Идеи западных философов-просветителей, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми люди наделены от рождения, получили закрепление в конституционном и ином законодательстве (т.е. в позитивном праве) периода буржуазных революций и становления буржуазных государств:

В Англии в:

- Петиции о правах 1628г.

- Билле о правах 1689г.

В Америке в:

- Декларации о правах Вирджинии 1776г.

- Декларации о независимости США1776г.

- Билле о правах 1791г. (в виде 10 поправок к Конституции США 1787г.).

Во Франции в:

- Декларации прав человека и гражданина 1789г. (только для мужчин).

Вышеуказанные документы способствовали распространению идеи о правах и свободах человека, принятию и признанию их многими государствами, и легли в основу первых международных соглашений по правам человека.

Важное значение имела теория Томаса Пейна. Согласно этой теории все права делятся на естественные (интеллектуальные права, государству запрещено в них вмешиваться) и гражданские (права защиты, гос-во д. их обеспечивать).

Французская декларация прав человека и гражданина 1789г. Отражено содержание прав человека, ценность человеческой личности и установлена роль гос-ва в установлении статуса личности в гражданском обществе. Права естественные, неотъемлемые, священные согласно Декларации.

Цель гос-ва – обеспечение неотъемлемых прав человека: свобода, собственность, сопротивление угнетению (ст. 2).

Свободы: выражения мнений и убеждений на 1 месте – одно из драгоценнейших прав человека (ст. 11).

Декларация сформировала принципы организации государственной власти, необходимые для обеспечения прав и свобод: верховенство закона (все, что не запрещено законом, то дозволено), представительная форма правления, т.е. равный доступ ко всем областям, согласно способностям; подотчетность органов и ДЛ и др.

Французская Декларация – это фундамент Всеобщей декларации прав и человека.

В 19-20 вв. признание основных прав человека становится частью Конституций большого числа государств: Швеции 1809г., 1812 г. Испании, 1814г. Норвегии, Дании, Пруссии, Швейцарии 1848г. и 1874г., Франции 1848г. и др.

В некоторых европейских конституциях 19 века содержались не только классические права человека, но и статьи, возлагавшие отв-ть на государства в сфере занятости, образования и др. (Мексика, РСФСР, Германия).

СССР: Конституция 1936г.

В это время права человека начинают закрепляться в конституционных актах и начинает формироваться новая отрасль - право прав человека (ППЧ).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 985; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!