Страницы жизни и творчества Н. в. гоголя
Цели: повторить (обзорно) биографию Гоголя; обобщить изученное ранее («Вечера на хуторе…», «Ревизор»).
Ход урока
I. Реализация домашнего задания.
1. Обсуждение статей в учебнике.
2. Сообщение учащегося «Интересно о Гоголе» с кратким обзором книг о писателе.
II. Работа по теме урока.
1. Беседа.
– Что особенно интересно, дорого вам у Гоголя?
– Что вам говорят слова «Нежинский лицей»? и даже одно из них: «лицей»? А если поставить рядом два имени: Пушкин и Гоголь… сопоставьте их судьбы.
– Сравните страницы Гоголя с произведениями его предшественников. Что таится для вас за тремя совершенно различными художественными мирами: пушкинским, лермонтовским, гоголевским?
– Вспомните «страшное» у Гоголя. Героическое на гоголевских страницах?
– А лирическое и трагическое у Гоголя?
2. Викторина.
– Узнаете ли вы Гоголя и его гениальных современников?
– Проверим себя, насколько мы чувствуем индивидуальность, неповторимость художника.
Итак, викторина «узнай автора».
Слушая тот или иной фрагмент, не забудьте о пушкинском лаконизме, сдержанности, динамике; лермонтовской экспрессии повествования, романтической загадочности сюжета и характера, метафоричности описания; гоголевской неторопливости и обстоятельности повествования, щедрости словесной живописи, шири и усложненности фразы.
1) Кому принадлежат эти слова (автор произведения)?
«Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!» (М. Ю. Лермонтов.)
|
|
2) Чьи это стихи?
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
(А. С. Пушкин.)
3) Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
(А. С. Пушкин.)
4) Кому принадлежат эти слова о Пушкине:
«Со смертью Пушкина остановилось движение поэзии нашей вперед. Это, однако же, не значит, чтобы дух ее угаснул; напротив, он, как гроза, невидимо накопляется вдали… Уже явились и теперь люди не без талантов. Но все еще находится под сильным влиянием гармонических звуков Пушкина; еще никто не может вырваться из этого заколдованного, им очерченного круга и показать свои собственные силы…» (Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями».)
|
|
Это фрагмент из пока еще не знакомых вам «выбранных мест из переписки с друзьями». А насколько хорошо вы знаете уже изученные произведения Н. В. Гоголя?
5) Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)
6) Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»? (Императору Николаю I.)
7) Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Где-то между Пензой и Саратовом.)
8) О каком герое повести «Тарас Бульба» эти слова, чей это портрет?
«Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его». (Остап.)
9) Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:
– не любил это кушанье;
– постился в канун Рождества;
– испугался колдовства.
10) Назовите имя пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». (Рудый Панько.)
|
|
III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе "Ревизор"»?
Домашнее задание:
1) читать повесть «Шинель»;
2) подготовиться к семинару по «Петербургским повестям»:
1-я группа. История создания цикла «Петербургские повести».
2-я группа. «Невский проспект»: "…две полярные стороны одной и той же жизни"» (В. Белинский).
3-я группа. Фантастическое и реальное в повести «Нос».
4-я группа. Чему служит человек искусства? (По повести «Портрет».)
Урок 49
«Мертвые души». история создания,
особенности сюжета, система образов
Цели: познакомить с историей создания поэмы, рассмотреть особенности сюжета, систему образов, композицию.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
«Мертвые души» – вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, – подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».
Интересно включить материал о следующей версии: Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (III том) изобразить их в «раю». однако законченным оказался только I том.
|
|
2. Сообщение учащегося «История создания «Мертвых душ».
3. Беседа с учащимися.
– Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», – попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать… «Мертвые души» – роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием – «Мертвые души»!
«Гоголем невозможно начитаться!» – признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной странице Гоголя.
4. Чтение учителем (или подготовленным учеником) этюда И. Андроникова «Одна страница» (В «Избранном» И. Андроникова «Я хочу рассказать вам…»).
5. Беседа о прослушанном.
– Удивлены? Ведь Андроников был безумно влюблен в поэзию Лермонтова, ей отдал всю свою творческую жизнь литературоведа. Гоголю же он посвятил только одну работу, да к тому же – об одной лишь его странице. Это все равно что написать статью об одной лермонтовской строке! И начал Андроников свое эссе о Гоголе признанием, напоминающим строки из его работ о Лермонтове: «Гоголем невозможно начитаться…» И эти слова произнесены по поводу «Мертвых душ»! Последуем и мы его примеру.
6. Чтение учителем первых страниц поэмы.
Беседа.
«В ворота гостиницы губернского города NN…»
– Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город NN, но особенно – бричка и ее владелец?
– Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?
– В чем тайна искусства Гоголя?
– И все-таки… самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке… Почему Гоголь «умолчал» его имя?
– А как вы отнеслись к странному – ни к селу ни к городу – разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее… колесе? И существенно ли это уточнение?
Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».
7. Работа с опорной схемой.
– Какова же композиция «Мертвых душ»?
Композиционные звенья поэмы
Первое | Второе | Третье |
2–6-я главы | 7–10-я главы | 11-я глава |
1-я глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).
2–6-я главы – изображение жизни российских помещиков.
7–10-я главы – изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место – мир чиновников.
– Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?
11-я глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.
8. Аналитический пересказ главы «Чичиков у Манилова».
Отметить построение главы, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пейзажа, интерьера.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 680; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!