II. Редактирование учащимися своих черновиков.



III. Написание белового варианта сочинения.

Домашнее задание: подготовиться к обзору романа «Герой нашего времени»:

1-я группа – «Бэла». Выборочный пересказ с элементами анализа на тему «Печорин в представлении Максима Максимыча».

2-я группа – «Максим Максимыч»: подготовить художественный пересказ портрета Печорина, сохранив композицию описания, введя психологические комментарии автора к отдельным портретным деталям и употребляя авторские метафоры, эпитеты, сравнения.

3-я группа – «Тамань»: сжатый аналитический пересказ повести.

4-я группа – «Княжна мери»: выборочный пересказ, ответить на вопрос: «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?».

5-я группа – «Фаталист»: сжатый пересказ, ответить на вопрос: «Сделался ли Печорин фаталистом?» (словами автора).

Урок 44

«ГЕРОЙ нашего времени»: первые впечатления.
своеобразие поэтики

Цели: начать обзор и обсуждение романа Лермонтова; развивать навыки монологической речи; отметить своеобразие поэтики романа.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. беседа: от лирики – к роману.

– В каких стихотворениях Лермонтова таится возможность романа?

– Почему лирические страницы Лермонтова так явно таят в себе роман?

– Какими строками вы бы открыли встречу с лермонтовским романом? И какого романа вы ждете от автора «Думы»?

2. Поиск авторского «ключа» к роману.

1) Чтение и обсуждение «предисловия» к «Герою нашего времени».

– Ваше впечатление от лермонтовского «Предисловия»? Почему оно столь иронично? Как создает автор ироничность, даже язвительность «предисловия»? кто его адресат? Что таит в лермонтовском контексте слово «публика»?

Но в дальнейшем Лермонтов озадачит нас еще больше: вторую часть романа – «Журнал Печорина» – он вновь откроет «Предисловием». Вслушайтесь еще раз в разговор автора с читателем.

2) Чтение и обсуждение «Предисловия к "Журналу Печорина"».

– Вас не удивил такой поворот в романе: он ведь «закончен», поскольку «Печорин… умер», но, оказывается, роман-то, по сути, только начинается, к тому же с нового предисловия. Как вы это объясните? И нужно ли еще одно предисловие?

– Сравните два «предисловия». Почему они столь различны по интонации и смыслу? В какой авторской формуле заключен лермонтовский замысел? Как вы отнеслись к этим «вызывающим» словам автора?

3) чтение и обсуждение первых страниц «Бэлы».

– Вернемся к началу: мы ведь позволили себе неточность (может быть, оправданную), сказав, что роман «начинается» со второго «предисловия»; нет, он, конечно же, начинается с первых страниц первой части, открывающейся повестью «Бэла».

Вслушайтесь в прозу Лермонтова. Как пишет Лермонтов-прозаик? Сравните его стихи и прозаические страницы.

– Что означает «я» в предисловии и в повести?

Чтение со слов «Я ехал на перекладных из Тифлиса…» до «…а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

– Меняется ли тон повествования рассказчика?

Обратите внимание на неожиданный стилистический «взлом»: вслед за спокойной, короткой хроникальной фразой «я ехал на перекладных…» – пространный, в долгих, усложненных фразах, пейзаж: «Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет…»

Что же произошло в пределах одной лермонтовской страницы? В чем тайна пейзажа, прерывающего повествование? Оправдан ли пейзаж, причем именно такой – яркий, романтически таинственный и тревожный?

(Отмечаем художественное единство романа и контрастность его поэтики в смене сдержанной, «реалистической» стилистики повествования романтическим пейзажем, предвещающим романтический мир прозаического творения Лермонтова.)

II. Реализация домашнего задания.

1. Выступление учащихся I группы: выборочный пересказ «Бэлы».

– Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

– Какие страницы повести поставили вас в тупик, вызвали недоумение? Вспомните, например, контрастные эпизоды: незабываемую охоту Печорина – и его испуг, смятение, едва «ставнем стукнет».

– Как встретили в крепости похищение Бэлы и «роман» Печорина? А его жуткий смех, когда Максим Максимыч вспомнил смерть «несчастной Бэлы»? Какие слова Печорина, может быть, объяснят историю с Бэлой, прольют свет на эту загадочную страницу его жизни?

2. Выступление учащихся II группы по повествованию «Максим Максимыч». Художественный пересказ: портрет Печорина.

– Кто из героев дает портрет Печорина? Почему?

– Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

– В романе есть признание Печорина, которое, казалось бы, могло объяснить его характер, помогло бы понять героя, которому так не везло во мнении окружающих: «Я был готов любить весь мир…» Какие страницы, однако, могут посеять в этом сомнение? Почему, например, он так холоден, безразличен к Максиму Максимычу при их последней встрече?

– В чем тайны художественной выразительности портрета Печорина?

III. Итог урока.

Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению повести «Княжна Мери»; выбрать эпизоды, характеризующие «век Лермонтова».

Урок 45

Век Лермонтова в романе

Цели: учить сопоставлять поступки, характеры героев повести с характером Печорина; обучать монологической речи; проанализировать повесть «Княжна Мери».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему? Вероятно, потому, что для этой повести характерна сюжетная самодостаточность; она является кульминацией дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в этой повести наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.

Но прежде чем начать работу над этой повестью, попытаемся найти «ключ» к лермонтовскому роману и образу Печорина. Вероятно, это признание героя, вмещающее всю его жизнь: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Печорин, правда, говорит лишь о молодости, считая ее «бесцветной». Принимаете ли вы такую самооценку? Кстати, о молодости Печорина мы мало что знаем. И все-таки: можно ли ее представить, «домыслить»? Печорин постоянно впадает в самоуничижение: «Я не угадал своего назначения… погнался за приманками страстей пустых и неблагодарных…» Ваше мнение об этих признаниях Печорина?

– Но что это значит – «борьба с собой и светом»? Кто одержал верх в этой борьбе?

– Происходят ли перемены в художественном мире романа – и в Печорине?

Обратимся к «Тамани». Кстати, каков жанр «Тамани»? Случайно ли Лермонтов пишет не рассказ, не повесть, а новеллу? Отвечает ли жанр этой части романа характеру Печорина?

2. Сжатый аналитический пересказ «Тамани» (подготовленным учеником). Беседа по повести «Тамань».

– Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?

– В чем тайны поэтичности «Тамани»? (А вы знаете, что Чехов был влюблен в эти страницы?)

– Меняется ли Печорин в «Тамани»? Почему, несмотря на опасности, ему так хорошо, привольно в этом «скверном городишке»?

– Какие признания Печорина показались особенно знаменательными, прямо-таки открытиями Лермонтова?

Вот одно из них: «Я запомнил эту песню от слова до слова».

3. Работа в группах.

Сравните соседние страницы романа: «Тамань» и «Княжна Мери». Где Печорину труднее? И все-таки: продолжается ли по-своему Тамань для Печорина и здесь, среди «водяного общества»?

– Какие страницы повести «ведут» стилистику «Тамани», ее образы? Почему так упорно напоминает она о себе, хотя Печорин оказывается в совершенно ином мире – среди «света», «борьба» с которым и стала его жизнью? Но не забудем: и с самим собой.

– Напоминает ли глава «Княжна Мери» стихи М. Ю. Лермонтова? Сопоставьте: «Как часто пестрою толпою окружен…» и «Княжна Мери». Почему и в главе романа тот же контраст: «мечты своей созданье…» и «железный стих, облитый горечью и злостью…»?

– Какие страницы «Княжны Мери» особенно лиричны, трепетны?

Задания по группам:

I группа. Печорин и Вера… Каким вы увидели, почувствовали героя Лермонтова в этой «романтической» истории?

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой? Сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях.

II группа. А история с Мери? Какая запись в дневнике Печорина вас, может быть, удивила? («Зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить не хочу и на которой никогда не женюсь?») Печорин загадочен для самого себя? И все-таки, может быть, можно объяснить его поступки?

Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения: в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как на пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.

III группа. и наконец, история с Грушницким.

Изначальный толчок ко всем событиям дают отношения этих двух молодых людей.

Проанализируйте историю их дружбы и вражды. Сравните ее с ситуацией «Онегин – Ленский» и с рассуждениями Пушкина о дружбе во II главе романа «Евгений Онегин».

Почему в отношении к Грушницкому Печорин совершенно иной: тот то и дело «мешает» ему в его ухаживаниях за княжной. Что вам это напомнило? Еще одна аналогия: тот же «треугольник», что и в «Горе от ума». Сравните близкие страницы комедии Грибоедова и романа Лермонтова и исход «любовных» поединков: Чацкий – Молчалин, Печорин – Грушницкий.

Справедлив ли Печорин в отношениях к людям? К Грушницкому, например? И разве не жесток Печорин в отношении к княжне Мери? Зачем Печорину этот мнимый «роман»?

– Какой поворот сюжета вас захватил особенно? Конечно, дуэль с Грушницким!

Вновь – странности Печорина. Как вы поняли его в хитросплетениях событий вокруг дуэли? Как отнеслись к его выстрелу и к гибели Грушницкого? Сравните дуэль в «Онегине» и в «Герое нашего времени», а значит, Онегина и Печорина в самом страшном для них испытании.

IV группа. Есть ли в романе контрастный герой в его отношениях с Печориным? Необходим ли доктор Вернер в романе?

Проанализируйте взаимоотношения Печорина с доктором Вернером.

Как сложились отношения Печорина с «водяным обществом»? Почему?

4. Сравнение финалов «Княжны Мери» и «Тамани». Выразительное чтение фрагментов.

При общности темы – морского пейзажа – имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» – воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.

– Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника?

5. Диспут на тему «Печорин – герой своего времени?».

– Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?

– Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин – герой своего времени?

6. Сжатый пересказ и обсуждение повести «Фаталист».

– Продолжается ли в повести «Фаталист» тот роковой «эксперимент», на который идет Печорин в дуэли с Грушницким?

Да, здесь прослеживается еще более отчаянная игра героя с судьбой.

Каков жанр этих страниц? Вновь – новелла! Почему? Распутайте загадочный сюжет «Фаталиста». Почему этими страницами Лермонтов завершает роман, исчерпав, по-видимому, тайны печоринского «я»?

– И все-таки: эта ли мятежная нота – сокровенное в Печорине? Вспомним его в самое тревожное мгновение его жизни – утром накануне дуэли. Оно могло быть его последним утром. вспомним строки Лермонтова, близкие этим страницам романа, звучащим, как стихи: «Я не помню утра, более голубого и свежего!..»

II. Итог урока.

Домашнее задание:

1) составить тесты по главе «Тамань»;

2) прочитать комментарии к главе «Тамань» в книге В. А. Майнулова «Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий».

Урок 46

обучение анализу эпизода
по главе «тамань»

Цели: учить анализировать эпизод прозаического текста; закрепить изученное о понятиях «микросюжет», «авторская позиция», «самораскрытие героя».

Ход урока


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!