Воображение как самостоятельный процесс



Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал), СПО

 

Курсовая работа

на тему:

«Психологические особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста»

 

Выполнила:

Студентка 3Д группы

Специальность

44.02.01   

Дошкольное воспитание           /_______________/ Федорова А.О.

                                                                  подпись

 

 

Научный руководитель:

                                                      /_____________/ Тюрина А.А.

                                                   подпись

 

Бокситогорск

 2016

 

 

Содержание:

Введение:

1)Ученые  и их исследования по воображению

1.1)воображение как самостоятельный процесс

1.2) классификация видов воображения

2)Воображение у старших дошкольников

     2.1) Основные направления и принципы развития воображения

     2.2) особенности воображения у старших дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

Можно согласиться с мнением Л. С. Выготского, который считал, что в психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение и проявляется настолько ярко и интенсивно, что психологи рассматривали его, как изначально, заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности ребенка. В своей работе я опиралась на труды таких выдающихся ученых таких как Л.С. Выготского, Д.В.Эльконина, В. С Мухиной и др. В работах В.С.Мухиной освещены основные теоретические положения о процессе воображения в дошкольном возрасте и она считает, что воображение больше чем другие познавательные психические процессы связано с чувствами человека; воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Л.С.Выготский утверждает, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поскольку опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче. Просто иногда не имея достаточного опыта, ребенок по - своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения кажутся неожиданными и оригинальными. И ученый О. М Дьяченко, в результате своей исследовательской работы считает, что воображение необходимо развивать в наиболее чувствительном возрасте- это дошкольное детство.

Ученые

Психолого-педагогическая литература часто обращается к проблеме воображения и способам его развития. Теоретическому осмыслению проблемы сформированности воображения способствовали следующие ученые и их исследования:

 - развитие воображение в процессе познания (Г. Башлар, Д.В. Винникотт, А. Жатсель и др.);

- развитие воображения в игровой деятельности (А.Г. Маклакова, К. Миллер, П.И. Пидкасистого, Ж.-П. Сартар, З. Фрейда и др.).

Интерес к процессу воображения обусловлен, прежде всего, широко распространенными проблемами, связанными с воображением, как среди детей, так и среди взрослых.

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Сейчас человек воспринимает множество информации, составляет планы, формирует цель и задачи своей деятельности, придумывает пути решения проблем. Все это осуществляется при помощи одного из процессов психики человека.

 «Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс – процесс создания новых психических образов – и получил название воображения».

Долгое время ученые вообще не разделяли друг от друга такие понятия как восприятие, ощущение, впечатление. Все эти понятия неразрывно связаны между собой и относятся к категории познавательных процессов.

Первые  исследования воображения выполнялись в рамках учений великих философов. Платон не разделял четко воображение и ощущение. Он объединял их и ставил в основу сознания человека. Аристотель в своё время разделил воображение, ощущения и впечатления, но все же поставил их рядом друг с другом.

Среди философов были и те, кто характеризовали воображение «душевной болезнью». Они считали, что воображение мешает восприятию реальности. Были и полностью противоположные взгляды на воображение. Современные рационалисты сходятся к тому, что воображение – не безумие, а способность сознания.

Совсем другой, новый взгляд на воображение представил в своих работах Кант. Он объяснял воображение как эстетическую категорию, которая способна порождать оценку большего или меньшего художественного  удовольствия. Мнения Канта придерживались и немецкие идеалисты, но давали понятие воображения еще шире. Воображение в немецком идеализме обладала большими свойствами: «оно дает возможность человеческому сознанию свободно проявлять себя, отталкиваясь от мира реальностей».

При анализе понятия воображение особое внимание стоит уделить место психоанализу. З. Фрейд говорил о воображении ни как о психофизиологической способности, а как особый мир, полет фантазии, созидательная способность каждого человека в отдельности.

Согласно З. Фрейду, фантазии представляют собой некие сюжеты с каким-либо объектом в главной роли. Неосознанные желания человека они отображают в рамках действительности, реформированной разумом в большей или меньшей степени. В своем исследовании «Тезисы о двух принципах функционирования психики» Фрейд подчеркивает противостояние двух миров – внутреннего, стремящегося к самоудовлетворению посредствам иллюзий, и внешнего, подчиняющегося законам реальной жизни и одновременно диктующего их. Воображение, по мнению З. Фрейда, повлияло и на появление различного рода запрета. На самом примитивном уровне они ставятся людьми в тех местах, случаях, ситуациях, которые могут представлять опасность. Не делается различий между опасностью на материальном и психическом уровне, на отличается опасность реальная от воображаемой. Согласно концепции, в русле которой мир рассматривается как живой и логичный, вся опасность исходит от враждебных намерений созданий, одушевленных воображением. На примитивном уровне запрещения являют собой естественное стремление защитить свои собственные суждения, представления от внешнего мира, стремление отгородить также от объектов, которые воспринимаются как недоброжелательные, а, следовательно, чуждые. Фрейд не единожды в своих трудах отстаивал естественность механизма проецирования внешнего мира на наше воображение, психику, душевный уклад. Таким же образом суеверия, мифология, фетишизм, с его точки зрения, являются, по сути, искаженным проецированием действительности на сознание человека.

А. Жатсель характеризует воображение в самом широком смысле как «способность человеческого сознания создавать образы, картинки».

Определения многих авторов сводятся к такому пониманию воображения: «… это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений».

Исследование формирования и развития воображения имеет исторические корни. Разработкой данной проблемы занимались                 Н.К. Крупская, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и другие великие исследователи. Каждый из исследователей проблемы формирования и развития воображения раскрывали различные аспекты. Понятие воображения имеет длительную историю формирования: от античных философов до современных исследователей-психологов.

Таким образом, воображение – процесс психического отражения, состоящий в создании объектов или событий, отражение реальности в новых необычных сочетаниях. Воображение связано со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Также процесс воображения тесным образом зависит от ведущей деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование воображения – это воспитание целеустремленной, волевой и креативной личности. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых, но это внимание не должно ограничивать активность детей и их стремление от природы к познанию всего окружающего.

 

Воображение как самостоятельный процесс

 

Воображение-это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью.

Воображениеэто способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

 Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение играет большую роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, с толком планирует свою деятельность и управляет ею. Приблизительно вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также большое  значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его текущего существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в мечтах, но и фантазиях человека. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое найдено в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее показано в мечтах и фантазиях. По мнению Брунер Д.С., процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи психическими процессами - памятью и мышлением. Воображение- это основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без свободного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невыполнимы, или осложнены, или просто бессмысленны или неприятны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, попадающей в мозг через органы чувств, и которое заканчивается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда подходят реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что совпадает в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение направленно на будущее, его называют мечтой- необходимое условие выполнения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!