Язык                    Язык              Служебная    Деловые



Дипломатии           законов    переписка             бумаги               

Контрольные вопросы:

1. Что такое официально-деловой стиль?

2. В какой форме (устной или письменной) преимущественно функционирует этот стиль?

3. Назовите общие черты официально-деловой речи (лексические, морфологические и синтаксические).

4. Перечислите основные подстили официально-делового стиля речи.

5. В каких документах реализуется дипломатический (законодательный, административно-канцелярский) подстиль?

 

 

Тема 9 -11.

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Основы ораторского искусства. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала, начало, развертывание и выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Законы построения публичного выступления. Виды публичных речей, особенности их создания. Функционально-смысловые типы речи. Логические законы построения публичной речи. Средства языковой выразительности выступления.

Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., который определяется содержанием текстов и основными целями – воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т.д.

Зарождение публицистического стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве И.А. Крылова, Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина и др. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, и немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Основные стилевые черты публицистического стиля:

- лаконичность изложения при информативной насыщенности;

- доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

- эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания.

Характерные особенности публицистического стиля:

- общественно-политическая лексика и фразеология;

- использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера);

- употребление коротких предложений – рубленная проза;

- эллиптические предложения (безглагольные фразы) – (приватизационный чек – каждому; банки – не только для банкиров);

- совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;

- использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и т.д.).

Широкое распространение получила газетно-журнальная разновидность публицистического стиля.

Род красноречия (риторики) – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки (социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное красноречие).

К законам логики относятся:

1) закон тождества – логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе;

2) закон непротиворечия – это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Отсюда легко понять и закон исключенного третьего – истинно или само высказывание, или его отрицание. Так же легко понять и запомнить закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.

В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы – доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргументэто мысль, истинность которой проверена и доказана практикой.

Заповеди риторики

Как говорить, чтобы тебя понимали

1. Говорите выразительно:

• Главная мысль должна выделяться и запоминаться.

• Мысль может выделяться повторением, интонационным подчеркиванием, вопросами к самому себе, ее можно анон­сировать в начале речи.

• Все, что не относится к главной мысли, должно быть либо связано с ней, либо отброшено.

• Возможно отвлечение от главной мысли для отдыха, сня­тия напряжения.

2. Говорите красиво:

• Изобразительные средства языка делают речь наглядной, доходчивой.

• Доходчивость может достигаться сравнениями, примера­ми, употреблением слов с более конкретным значением, конкретизирующих эпитетов.

• Изобразительность речи существенно возрастает, если воз­вращаться к уже выбранным примерам или сравнениям на протяжении всей речи.

• Изобразительность речи усиливают тропы и фигуры.

3. Говорите уместно:

• Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра.

• Не забывайте об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу речь.

4. Следите за правильностью речи.

Семь «огрехов» публичных ораторов

1. Плохое знание предмета.

2. Плохое знание аудитории.

3. Безразличие к аудитории и к предмету.

4. Неумение «вписать» свою речь в жизнь.

5. Рыхлость композиции.

6. Неряшливость языка.

7. Плохая дикция.

 

Классическая риторика содержала 5 важных составных частей текста:

1) инвенция (изобретение)

2) диспозиция (расположение)

3) локуция (стилистическое оформление речи)

4) мемория (память)

5) произнесение

Инвенция.

Топосы представляют собой частные стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы. В риторике за период ее существования накопилось довольно большое количество мест, которые, тем не менее, сводимы к обозримому числу групп. Одна из возможных группировок выглядит следующим образом:

1) имя - предмет речи, понятие, которое входит в название темы или является одной из идей.

2) род и вид - от родового понятия к видовому и наоборот, расположение идей по вертикали, что может породить новые идеи.

3) часть и целое - осмыслив предмет как целое, его необходимо разделить на части, рассмотрев эти элементы, необходимо говорить о них по отдельности.

4) определение– раскрытие содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора.

5) сходства и различия – нахождение сходства или различий между предметами. Этот топос придает выразительность, красочность речи.

6) методы.

7) место – географически, социально (в каких слоях общества).

8) время (утро-день-ночь).

9) причины –причины, приводящие к определенному явлению.

10) цели.

Расположение или композиция материала Диспозиция.

1. Заглавие. Как отдельный блок в традиционной риторике не выделялось. Значение заглавий возросло с развитием риторики массовой коммуникации. Здесь заглавие стало рассматриваться как средство привлечения внимания адресата к тексту газетной публикации или к телепередаче в условиях альтернативного выбора, связанного с постоянным увеличением числа поступающих к адресату сообщений.

2. Вступление. Его функции состоят в том, чтобы психологически подготовить аудиторию к восприятию темы. Вступление рекомендуется строить так, чтобы сразу же заинтересовать слушателей темой и сформировать благоприятные психологические условия ее презентации. Для этого можно обосновать выбор темы, выразить уважение к аудитории и оппонентам, показать общий содержательный фон, на котором будет развертываться тема. В зависимости от вида аудитории, характера темы и ситуации коммуникации, автор должен выбрать одно из видов вступления: обычное (для некоторых типов текстов существует стандартная форма вступлений), краткое, сдержанное, нестандартное (парадоксальное), торжественное и др.

Приемы захвата внимания

1. Ссылка на общедоступный источник информации (газета, новости)

2. Риторический вопрос

3. Ссылка на эмоциональное состояние (особое чувство, так как эта тема)

4. Демонстрация предмета

5. Цитирование

6. Анекдот

Коммуникативное самоубийство

- Я не оратор

- Извините...

-Я не готов..

3. Определение темы и подразделения ее. План.

4. Изложение. Последовательный рассказ о различных сторонах предмета в соответствии с представленным планом. Различают два метода изложения:

(1) естественный, сюжетный, исторический или хронологический метод, когда отобранные факты автор представляет в их хронологической или иной естественной последовательности (сначала причина, потом следствие и т.п.);

 (2) искусственный, фабульный или философский метод, когда автор отступает от естественной последовательности и следует созданной им самим логике развертывания темы, желая повысить занимательность, конфликтность сообщения, удерживать внимание аудитории с помощью эффекта нарушенного ожидания. При этом после сообщения о более позднем во времени событии может следовать сообщение о более раннем событии, после рассказа о следствиях – рассказ о причинах и т.д.

Повествование должно строиться по следующим правилам:

1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме;

2) факты должны быть правдоподобными;

3) повествование должно быть кратким и четким;

4) интерес ко всей теме значительно зависит от интереса, вызванного повествованием;

5) необходимо оживлять сухие факты;

6) необходимо выбрать наиболее выгодную точку зрения.

5. Отступление или дигрессия, экскурс. Здесь кратко характеризуется предмет, который связан с основной темой лишь косвенно, но о котором автор считает необходимым рассказать аудитории. Не является обязательной композиционной частью. Жестко место отступления в композиции также не зафиксировано. Обычно отступление располагается либо по ходу изложения, либо после изложения и перед аргументацией. Отступление может использоваться для снятия умственного напряжения, если тема требует серьезных интеллектуальных усилий аудитории и автора, или эмоциональной разрядки, если автор случайно или намеренно затронул эмоционально небезопасную в данной аудитории тему.

6. Аргументация. Под аргументацией понимается собрание доводов в пользу тезиса в его композиционном единстве и процесс предъявления этих доводов.

Способы аргументации:

1. Нисходящая и восходящая. Нисходящая аргументация заключается в том, что в начале оратор приводит наиболее сильные, затем менее сильные аргументы, завершая эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Ее достоинство в том, что она позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории. Нисходящая аргументация наиболее эффективна в слабо подготовленной, мало заинтересованной или вообще не заинтересованной аудитории.

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и канон чувств усиливается в конце выступления. Ее преимущество состоит в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала до предела. Данная аргументация наиболее эффективна в высоко заинтересованной аудитории, в том случае, если она способна делать выводы.

2. Односторонняя и двусторонняя. Односторонняя аргументация излагает аргументы либо «за», либо «против». Она эффективна для управления сознанием людей уже имеющих взгляды и установки на предполагаемый материал, хорошо действует на людей малообразованных, позволяет выработать стойкие убеждения, учит воспринимать готовые мысли.

Двусторонняяаргументация дает возможность сопоставить точки зрения. Эффективна для людей, негативно относящихся к сообщаемому, лучше действует на подготовленную аудиторию, учит анализировать и делать самостоятельные выводы.

3. Дедуктивная индуктивная. Дедуктивная аргументация от общей посылки к фактам, эффективна в мужской аудитории, у слушателей старше 23 лет и у людей, имеющих естественно-научное образование.

Индуктивная аргументация – от фактов к выводу, эффективна в обществе женской и молодежной аудитории.

4. Опровергающая и поддерживающая. Опровергающая аргументация - нарушение реальных или возможных контраргументов реального или гипотетического оппонента.

Поддерживающая аргументация – оратор чаще всего выдвигает позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.

7. Заключение. В заключении кратко повторяется основное содержание текста, воспроизводятся наиболее сильные аргументы, подкрепляется нужное эмоциональное состояние слушателей и их положительный настрой по отношению к тезису. В зависимости от того, какую из этих задач автор считает наиболее важной, он может выбрать и соответствующий тип заключения. Отсутствие заключения делает высказывание незаконченным, открытым

Виды заключений:

1) суммирующее – подведение итогов, формирование выводов, возможность вернуться к основным моментам, часто встречается на уроке;

2) типологизирующее – сообщение, направленное на перспективу;

3) апеллирующее – эмоциональное высказывание с целью эффективно завершить текст, чаще такое заключение свойственно публицистическому тексту.

Перед тем, как выступить, следует ознакомиться с условиями помещения. Необходимо выбрать место, с которого Вы будете говорить. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено и свет должен быть направлен на лицо оратора. Во-вторых, желательно выступать, находясь на небольшом возвышении, сцене, чтобы вас мог видеть каждый из слушателей. Если у оратора есть возможность перемещать слушателей, он должен собрать их вместе. Очень трудно оказывать воздействие на людей, если они разбросаны по разным углам. До начала выступления необходимо, по возможности, убрать все предметы, которые могут отвлечь внимание слушателей от оратора. Ненужные стулья, хлам и тому подобные вещи должны быть удалены подальше от оратора. Также нужно воздерживаться от выступления на сцене, если на ней будет присутствовать кто-либо еще, кроме оратора. Приглашенные гости так же относятся к лишним предметам на сцене, ведь аудитория не сможет воспротивиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека.

Элокуция -использование тропов, украшений текста.

 

Тема 12.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!