Израильтяне на равнине Моава (22 - 36 гл.). Сказание о Валааме. Пророчества Валаама. Отступничество в Ситтиме. Наказание мадианитян. Вторая перепись. Устав херема.



Третья часть книги Числа — странствование по пустыне, или в степях Моавитских. Здесь говорится о Валааме и его предсказаниях, второй народной переписи, праве наследия и призвании Иисуса Навина, повторение различных законов, сражение с мадианитянами и добыче Израиля, разделе восточно-иорданской земли. Дается перечисление всех станов Израиля и предписание о земле.

 

Дальнейший путь к обетованной земле.

От берега залива Акаба израильтяне свернули на север, обогнули враждебный Едом и с боями стали продвигаться к восточному берегу Иордана. Вскоре евреи завладели всем Заиорданьем, вплоть до озера Геннисарет. Теперь у них была удобная база для нападения на Ханаан, и Моисей приказал сосредоточить войска в Моаве на восточной стороне берега Иордана. На противоположном берегу, верстах в двенадцати от реки, возвышались грозные твердыни Иерихона, который как бы держал в своих руках ключи к земле обетованной.

Моавитский царь Валак с тревогой следил за успехами израильтян: после победы над амореями и царем Огом они стали опасными соседями. Боясь выступить против них открыто с оружием в руках, Валак решил прибегнуть за помощью к пророку Валааму. О Валааме, который жил на Евфрате, ходил слух, что кого он благословит, тот будет благословен; а кого он проклянет, тот проклят. Моавитский царь через послов просил пророка прийти к нему и предать проклятию израильский народ. Валаам пришел к Валаку, но вместо того, чтобы проклясть пришельцев из Египта, он с вершины горы по внушению Божию благословил еврейский народ. Свое благословение Валаам окончил пророческим предсказанием о том, что в израильском народе явится Спаситель мира: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис. 24:17). Правда, после этого благословения Валаам посоветовал Валаку разложить еврейский народ посредством моавитских распутных женщин, но Моисей и первосвященник Елеазар разрушили коварный совет Валаама. Израильтяне истребили многих моавитян; при этом избиении был убит и Валаам.

Пророчество Валаама (Числа, 22-24)

Поразив двух аморейских царей Сигона и Ога (21, 21-35), евреи расположились станом на равнинах Моавитских, при Иордане, против Иерихона (11 ст.). Царь Маовитский Валах, устрашенный победами израильтян, решил, после совета с соседями-мадианитянами, пригласить Валаама для проклятия евреев и лишения их высшего покровительства, которое по языческим понятиям, могло отойти вследствии заклинаний.

Личность Валаама остается невыясненной. В Писании он называется сыном Веоровым, жившим в Пефоре (слав. «Вафура»), городе на Евфрате. Одни толковники считают его языческим волхвом, действовавшим посредством суеверных заклинаний (ср. 24, 1). По другому мнению Валаам был почитателем Бога истинного. Из Чисел 23, 22 и 24, 8, 19 видно, что Валаам знал чудеса при исходе евреев из Египта и прошедшую историю этого народа.

Сначала Валаам отказался идти по приглашению Валака, но потом, движимый корыстолюбием, согласился. Ангел Господень преградил путь ослице Валаама, которая не могла идти вперед‚ несмотря на побои Валаама, не видевшего Ангела.

Тогда Господь дал ослице дар речи, она обратилась с укором к Валааму и он увидел Ангела, Который был послан, чтобы образумить Валаама и указать на неправость побуждений, руководящих им. Но последний потерял чистоту сердца, пал нравственно и сознательно шел «путем неправым» (22, 32). Но и это недостойное орудие становится средством прославления имени Божия, средством возвещения глаголов Божиих, говорит то, что повелевает ему Бог.

На высотах Валаамовых, по указанию Валаама, трижды были принесены жертвы на семи жертвенниках, после которых Валаам должен был произнести проклятие на Израиля. Но вместо этого он произносит семь пророчеств, речей — притчей, изображающих судьбу народа еврейского и других — связанных с нею народов. Вместо проклятия он изрекает благословение.

Пророчество, произнесенное в четвертой притче, Валаам относит «к последним дням», то есть к временам мессианским. Созерцая эти последние дни, Валаам говорит: «Вижу Его, но ныне нет еще (слав. «покажу ему и не ныне») зрю Его, но не близко (слав. «ублажаю и не приближается»).

Тот, Кого пророк видит в эти отдаленные времена, называется далее звездою воссиявшею от Иакова, человеком (по евр. тексту — «жезлом»), восстающим от Израиля, поражающим врагов избранного народа и подчиняющим Своей власти и всех сынов Сифовых, то есть все человечество.

Во всей полноте это пророчество может относиться к Мессии. Та мысль, что происшедший от Иакова «пленит вся сыны Сифовы» то есть все человечество, может относится только к Искупителю рода человеческого. В Церковь, основанную Христом Спасителем‚ призваны все народы (Гал. 3, 28)‚ и по словам святого апостола Павла, «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9-11).

История пророчества Валаама. Сыны Израилевы остановились на равнинах Моава при Иордане против Иерихона. «И видел Валак, сын Сепфоров все, что сделал Израиль Аморреям; и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров был царем Моавитян в то время. И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, вышел народ из земли Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак, приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» (Чис. 22:1-6).

Вы видите пример обращения к Валааму. Валаам был человек, который дерзновенно обращался с молитвой к Богу и Бог слышал его. Об этом было известно всем племенам, которые населяли Моавскую равнину. В том числе об этом знал и царь Моавитян Валак. Для них Израиль представлял нечто страшное, как саранча, после нашествия которой ничего не остается. Желая заручиться поддержкой, в первую очередь, духовной, царь Моавский отправляет послов к Валааму, чтобы тот пришел и проклял Израиль, ибо он знает, что Бог слышит его.

Этот отрывок нам говорит о том, что на Земле, кроме народа Израильского, еще оставались люди, которые поклонялись истинному Богу, хотя они были не причастны народу израильскому и занимались, может быть, не совсем тем, что разрешалось народу израильскому: волхованиями, прорицаниями. Однако основной момент — это то, что они представали перед Богом Единым и обращались не к идолу, созданному руками человека, а к Богу Всевышнему.

И вот Валаам встречает послов Валака, его старейшин, те пересказывают ему слова царские, а он говорит им: «Переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь».

«И остались старейшины Моавитские у Валаама. И пришел Бог к Валааму и сказал: какие это люди у тебя? Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне, сказать: вот народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет подле меня; итак приди, прокляни мне его. И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен. И встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали ему: не согласился Валаам идти с нами» (Чис. 22:8-14)

Валаам обращается к Богу, и Бог запрещает ему, он слышит голос Божий. Послушный голосу Божию, он отсылает послов обратно и не идет с ними. Валак опять посылает блестящее посольство, обещая наполнить дом Валаама золотом и серебром. Валаам снова вопрошает Господа, и он ему ничего не отвечает и тогда Валаам все-таки решается идти. Если однажды уже Бог ответил и сказал: «Не делай этого!», Он не может изменить своего решения. Господь нелицеприятен, и если слово Им сказано, оно навсегда остается словом Божиим. Валааму жалко того богатства, которое принесли ему, поэтому человеческая греховная воля побеждает его и ради этого металла он идет, чтобы исполнить то, что Господь не разрешил ему исполнить.

Валаам решается идти, и здесь мы видим великое явление правды и милости Божией. Господь вразумляет нечестивых своих служителей через бессловесных животных. Не случайно выбран образ ослицы, чтобы показать, что вместе с тобой идет ослица, которая ведет тебя на грех.

«Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ним двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке, и своротила ослица с дороги и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел на узкой дороге между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаама к стене, и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.»

Сколько было действий: свернула, прижала ногу, легла. Можно было как-то вразумиться, но нет, золото манит к себе. Он опять стал бить ее.

«И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» Валаам не удивился, что ослица его говорит. Он воспринял это как должное и отвечает ей, как равной: «За то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня был в руке меч, то я теперь же бы убил тебя. Ослица говорит Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет» (Чис. 22:28-30).

Ослица — это наше тело, которое нам говорит, что мы не должны делать, а мы не подразумеваем этого и опять делаем. Господь вразумляет нас: мы заболеваем, но потом опять начинаем есть, пить, вести себя безобразно.

«И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав передо Мною; и ослица, видев меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою. И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь» (Чис. 22:31-34). Валаам слукавил, он прекрасно знал, что Господь не пускает его.

«И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми» (Чис. 22:35).

Вот еще пример того, как часто Господь наши действия, которые направлены против воли Божией, обращает во благо. Валаам, имея поручение Бога, идет дальше. На другой день Валак взял Валаама и возвел на высоты, чтобы он оттуда увидел часть народа.

«И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов. Валак сделал так, как говорил Валаам, и вознесли Валак и Валаам по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду, может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что он откроет мне, я объявлю тебе».

Относительно того, был ли Валаам пророком Божиим или это был волхв языческий, который признавал единого Бога, мнения разделяются. По смыслу Моисеева сказания это был пророк Божий, об этом же говорит апостол Петр (2Пет. 2:16). Все действия и слова Валаама представляют его пророком Божиим, воздвигнутым из среды языческой для славы Божией, но, к сожалению, не сохранившим чистоты своего служения. После того как они вознесли жертву и дух Божий был на Валааме, он «произнес притчу свою и сказал: царь Моава от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля. Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот народ живет отдельно и между народами не числится.» Это говорит о том, что не было еще народа такого.

«Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, да будет кончина моя, как их! И сказал Валак Валааму: что ты со мною делаешь? я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь? И отвечал он и сказал: не должен ли я сказать то, что влагает Господь в уста мои?» Второй раз Валак просит проклясть этот народ и второй раз он возводит Валаама на гору, и строит опять жертвенники всесожжения и опять произносит Валаам притчу и говорит то, что сказал ему Господь.

«Встань, Валак, и послушай, внимай мне, сын Сепфоров. Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего. Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его с ним, и трубный царский звук у него. Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!»

И в третий раз просит Валак Валаама: «Ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его. И сказал Валаам Валаку: не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь? И сказал Валак Валааму: пойди, я возьму тебя на другое место; может быть угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его. И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне». И опять построили они семь жертвенников, принесли жертву — семь тельцов и семь овнов и увидел Валаам, «что Господу угодно благословить Израиль и не пошел, как прежде для волхования, но обратился лицом к пустыне и взглянул Валаам и увидел Израиля, стоящего по коленам своим и был на нем Дух Божий». Он как бы внутренне прозрел и увидел весь народ и произнес притчу свои и сказал. Третья притча Валаама очень важная и считается мессианской.

«Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль. Расстилаются они, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет, как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Чис. 22:5-7).

И после этих слов «воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести. И сказал Валаам Валаку: не говорил ли я послам твоим, которых ты послал ко мне: «хотя давал бы мне Валак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу: что скажет Господь, то и буду говорить»? Итак, вот, я иду к народу своему; пойди, я возвещу тебе, что сделает народ сей с народом твоим в последствие времени. И произнес притчу свою».

В четвертый раз он говорит уже без просьбы царя, т.е. говорит то, что Господь влагает ему непосредственно, желая возвестить будущее моавского народа и всего мира. «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит ведения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». (Чис. 24:15-17). Это место является мессианским пророчеством. Здесь имеются в виду не только люди Моава, но все, кто стоит вне Царства Божия, вне Христа. Здесь пророчество о явлении Мессии, о моавитянах, о кениянах. Символы жезла и скипетра употребляются как символы по отношению к Мессии. После этого Валаам вернулся к себе, а Валак пошел своей дорогой.

 

Блужение израильтян в Ситтиме. – Поражение согрешивших. – Религиозная ревность Финееса. – Возвращение милости Божией к народу. – Повеление о мадианитянах.

 

Чис.25:1. И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,

Чис.25:2. и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их.

Чис.25:3. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.

«Ситтим» (Абель-Ситтим) – поле акаций.

Упоминается в кн. Чис 33.49 и в Нав 2.1, 3.1.

Сладострастные оргии входили в число обрядов поклонения некоторым божествам халдейской религии, распространившейся в Финикии и Ханаане.

Зная грубочувственный характер еврейского народа, Валаам не сомневался, что вожделения (Чис 26.16; см. Иосиф Флавий Иуд.Древн. 4:6) чувственных удовольствий заставят израильтян забыть Иегову и соблудить в честь богов иных.

 

И пал на отступивших гнев Господень:

Чис.25:8. и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.

Чис.25:9. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи.

 

 

После того, как Финеес (Пинхас) публично умертвил зачинщиков, Бог повелел Моисею казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» (25:9), заповедав Израилю вечную вражду к мадианитам, «ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем» (25:18).

 

После этого Господь повелел Моисею и сыну Аарона Елеазару исчислить число сынов израильских.

На пороге Ханаана делается новый подсчет народа. В результате этого подсчета оказалось, что колено Рувима имело – 43 730 чел. Симеона – 22 200 чел. Иуды – 76 500 чел. Дана – 64 400 чел. Неффалима – 45 400 чел. Гада – 40 500 чел. Асира – 53 400 чел. Иссахара – 64 300 чел. Завулона – 60 500 чел. Ефрема – 32 500 чел Манассии – 52 700 чел. Вениамина – 45 600 чел. Итого – 601 730 чел.

ПО жребию были разделены земли. Левитом не был отведен удел, так Сам Господь их удел.

При разделе земли земельные участки должны быть розданы «по числу имен» лиц мужского пола и получить имена своих владельцев, чтобы под этими именами переходить из рода в род, как материальное закрепление в народе «имени» той или иной фамилии. Естественно, что при существовании подобного законодательного принципа, ближайшими наследниками владельца земельного надела являлись не кто иные, как его сыновья, носители его имени, хранители его рода.

В случае отсутствия сыновей или неспособности последних быть продолжателями своего рода, земельное наследство могло переходить к дочери, – но с тем непременным условием, что в случае выхода замуж дети ее были продолжателями рода и носителями имени своего деда по матери.

При отсутствии дочерей, наследником земельного участка является ближайший родственник умершего.

Кроме того,сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами;по тысяче из колена, от всех колен [сынов] Израилевых пошлите на войну.

И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.

И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;

и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом [вместе с убитыми их];

а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу.

 

Однако Моисей сказа им:

убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;

а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя ( так как их можно было перевоспитать в силу кротости характера).

Таково было наказание мадианитян.

 

Последние дни Моисея.

Моисей знал, что по слову Господню он не удостоится счастья переступить границы обетованной земли и не достигнет цели своей жизни. Ему было сто двадцать лет, и хотя он сохранился и телом и духом, однако чувствовал, что смерть близка. Перед кончиной ему нужно было привести в порядок много дел. Прежде всего он провел перепись и узнал, что народ израильский насчитывает шестьсот одну тысячу семьсот тридцать мужчин. По повелению Божию, своим преемником Моисей назначил Иисуса Навина, верного соратника и храброго военачальника (Втор. 31).

Моисей несколько раз собирал израильтян для того, чтобы напомнить им о Синайском законодательстве. Он передал народу повеление Божие, чтобы они, когда войдут в землю Ханаанскую, изгнали всех ее жителей, истребили идолов, разорили их святилища, разделили землю по жребию на уделы по племенам и, поселившись там, не вступали ни в какие сношения с идолопоклонниками. Все свои увещевания и Божественные законы он записал в книгу "Второзаконие" и отдал ее священникам на хранение. Сыны Рувима и сыны Гада, а также половина колена Манассии облюбовали себе землю за Иорданом и выразили желание поселиться там. Моисей охотно согласился на это, однако потребовал, чтобы они сперва приняли участие в завоевании Ханаана. Отдав последние распоряжения, Моисей сложил вдохновенную песнь во славу Единого Всемогущего Бога и велел израильтянам выучить ее наизусть, чтобы она воодушевляла их и в злую, и в добрую годину. Затем, попрощавшись со своим народом и благословив его, Моисей по повелению Божию один поднялся на вершину горы Нево. С этой горы Господь показал Своему избраннику обетованную землю. Грустным взглядом окинул он обширные пространства этой земли, куда ему не суждено было войти. Как на ладони, видел он Иордан, несущий свои воды среди высоких берегов в сторону маслянистой глади Мертвого моря. Сразу же за Иорданом над пальмовым оазисом высились крепостные стены Иерихона, первой мощной сторожевой линии у врат Ханаана, а на самом краю горизонта виднелась узкая полоска Средиземного моря. "Вот земля, - сказал Господь Моисею, - о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь" (Втор. 34:4).Здесь же, на вершине горы, Моисей скончался. Кончина его окутана тайной, и по сей день никто не знает, где искать место его погребения. В течение тридцати дней народ оплакивал своего великого вождя и законодателя. Моисей был для них не только освободителем, но и духовным воспитателем. Своей законодательной мудростью он неорганизованное израильское племя возвел на ступень, близкую к государственному устройству. Дав народу Божественные законы и религию, Моисей сделал его в духовном отношении светом для древнего мира. Но сколько сил и какое терпение нужно было иметь Моисею, чтобы бывших рабов и идолопоклонников сделать свободными людьми, преданными Единому Истинному Богу. Моисей вправе был сказать о себе, что он "носил" израильтян, как кормилица носит на своих руках младенца. Его любовь к своему народу имела жертвенный характер. Это был духовный исполин, с исполинским умом и большой добротой и кротостью сердца, великий законодатель и святой пророк. "И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу... и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля" (Втор. 34:10-12). Но Моисей был лишь представителем религии закона - подготовительной ступени к более совершенной религии благодати. Поэтому свое дело и свой закон он не считал окончательным, а прямо в своем пророческом вдохновении предсказывал о другом, более высоком Пророке, Который придет после него с проповедью о благодарной новозаветной религии любви. "Пророки из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - говорил Моисей своему народу, - Его слушайте." В своей жизни и деятельности Моисей как пророк, законодатель я вождь ветхозаветной Церкви был прообразом Пророка, Законодателя и Главы Церкви новозаветной - Господа нашего Иисуса Христа.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!