Рассказ о пребывании израильтян у Синая (Числ. 1.1 - 10.10). Первая перепись. Закон о назорействе.



Книга Числа является продолжением второй книги Моисея — Исход.

Период, который охватывает книга, начинается с того времени, когда закончилось повествование книги Исход, т. е. у подножия горы Синай (охватывает время около года или чуть больше). Чтобы нам лучше обозреть странствование Израиля по пустыне Синайской, сорок условных лет мы разделим следующим образом: от Египта до Синая 2 месяца (Исх 2), у горы Синая чуть больше года, от Синая до степей Моавитских — 38 лет, в степях Моавитских в преддверии Земли обетованной — около 10 месяцев.

Эти годы представляются самым тяжелым временем в истории Израиля.

 

У горы Синай (главы 1 — 9). В нее входят народная перепись, закон о содержании стана в чистоте, приношение от начальников колен Израильских (глава 7); глава 8 — посвящение левитов во служение, Пасха и послепасхальный период (глава 9).

 

Книга Числа начинается с переписи израильского народа.

Являясь средством приведения в известность количественного состава еврейской армии и количества плательщиков подушной подати в пользу скинии (Исх 30.11–16), перепись имела в то же время в виду и наглядное подтверждение божественных обетований патриархам о великом размножении их потомства (блаж. Феодорит, Толк. на кн. Числ, вопр. 1). По наведенным переписью справкам оказалось:

В колене Рувима – 46 500 чел. Симеона – 59 300 чел.

Иуды – 74 600 чел.

Дана – 62 700 чел.

Неффалима – 53 400 чел.

Гада – 45 650 чел.

Асира – 41 500 чел.

Иссахара – 54 400 чел.

Завулона – 57 400 чел.

Ефрема – 40 500 чел.

Манассии – 32 200 чел.

Вениамина – 35 400 чел.

Итого – 603 550 чел.

Совместно с Моисеем, Аароном, левитами (Исх 38.21) в производстве переписи должны были принять участие и главы колен, – как для того, чтобы обеспечить этим наибольшую правильность составления списков, так и для того, чтобы поддержать в глазах народа авторитет избранных им мужей.

Подушная и воинская повинности для левитов заменялись их пожизненным служением скинии.

Колено левитов не было исчислено, так повелел Бог.. Им поручалась «скиния откровения и все принадлежности ее и всё, что при ней; пусть они носят скинию и все принадлежности ее, и служат при ней, и около скинии пусть ставят стан свой; и когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты; и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.»

 

Также в книге чисел описывается походное расположение израильского стана. В своем походном движении по Аравийской пустыне израильский народ представлял правильно организованную армию, разделенную на 4 части, по 3 коленных полка в каждой. В авангарде находилось колено Иуда, имея: на правом фланге Завулона, на левом – Иссахара. Левая сторона стана прикрывалась Даном, Асиром, Неффалимом; правая – Рувимом, Гадом, Симеоном. Арьергард составляли: Ефрем, Манассия, Вениамин. В центре удлиненного четырехугольника, образуемого станом, помещались: скиния, палатки Моисея, Аарона, священников и левитов.

 

Далее в третье главе повествуется о переписи левитов. – Распределение левитских родов по обязанностям при скинии. – Перепись израильских первенцев.

В благодарность Иегове за спасение от рабства египтян евреи должны были посвятить Ему своих первенцев (Исх 13:1, 11–16). Теперь первенцы отдаются обратно семьям Израиля; взамен первенцев на служение Богу при скинии выделяется колено Левия. За численный излишек первенцев сравнительно с левитами (ст. 46) уплачивается выкуп в скинию (Чис.3:47–51; ср. Чис 18.15, 16).

Чис.3:39. Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моисей и Аарон по повелению Господню, по родам их, всех мужеского пола, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи.

В роде Гирсона – 7 500 чел. Кафа – 8 600 чел. Мерари – 6 200 чел. Итого – 22 300 чел.

 

Заботясь о сохранении чистоты внутренней, члены избранного народа должны были сохранять и чистоту внешнюю как символ и обнаружение чистоты духа.

Будучи символом последней, физическая чистота могла служить для многих несовершенных вместе с тем и ее стимулом: усиленная опрятность тела могла повести к нравственной чистоплотности. «Малое научает великому, – замечает блаж. Феодорит. – Если нечист прикасающийся к мертвому, – то тем более нечист тот, кто причиняет смерть. Если нечист прокаженный, – то тем более нечист тот, кто предается разного рода порокам. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство, ибо если скверно и непроизвольное, – тем более гнусно делаемое намеренно» (Толк. на кн. Чис, вопр. 8; то же см. Ефр. Сир., Толк, на кн. Чис, гл. 5).

Вместе с тем, конечно, имелись в виду и мотивы санитарно-гигиенического характера.

Физическая нечистота еврея, делавшая его нечистым перед Богом и людьми, зависела частью от состояния его собственного тела (некоторые болезни и физиологические процессы), частью от соприкосновения с внележащими нечистыми предметами.

Физически нечистые изгонялись из стана: прокаженные на все время болезни, а прочие лишь на время законного очищения. Обряд очищения состоял в одних случаях в простом омовении (Лев.11.28, 32, 40); в других – в окроплении очистительной водой (Чис 19.11–12,16–18); в-третьих – в принесении жертвы (Лев.14).

 

Назорейство – вид добровольного аскетического подвига, предпринимаемого с высокою нравственною целью: решающийся на этот подвиг «обещается зело обетом, еже очистился чистотою Господу» (Чис.6:2 по слав. пер.). Заповедь о соблюдении себя от осквернения физической нечистотой (а вместе с тем, конечно, и духовной) обязательна для назорея в усиленной степени. В видах поддержания постоянной душевной ясности и духовного равновесия, а также, чтобы избежать самосоздаваемых соблазнов к греху, назорей обязывался воздерживаться от употребления опьяняющих напитков. Волосы на голове назорея, как символ нравственной силы и постоянного роста и преуспеяния в добродетели, не должны быть остригаемы.

Обет назорейства мог быть пожизненным и временным. В случае непроизвольного осквернения назорея запрещенным до окончания срока обета совершался особый обряд очищения (Чис.6 9–12), после чего выполнение подвига начиналось снова, «понеже осквернился глава обета его». Благополучное завершение обета назорейства ознаменовалось также особым обрядом (Чис.6:13–21).

 

Обет назорейства (Числ.6) и форма священнического благословения.

Слово «назорей» образовано из еврейского «назир» (отдельный, особый — в смысле освящения).

Под обетами назорейства известны такие, которые принимались человеком в целях служения Господу, с принятием на себя некоторых лишений для достижения чистоты и святости.

Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть — следствие греха).

Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим свои потребности и стремящихся к частоте и святости. Главное отличие состоит в том, что обет назорейства мог приниматься на известный срок (пожизненные назореи были по-видимому редки, известны: Самуил, Самсон и Иоанн Креститель).

В стихах 22-27 указываются слова, заповеданные Господом, при благословении ветхозаветным священникам. В этих словах троекратно призывается имя Господа, что помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества.

Первая часть благословения («Сохранит тя») относится к Первому Лицу Святой Троицы — Богу Отцу и Промыслителю.

Вторая часть благословения («помилует тя») призывает Второе Лицо Святой Троицы Сына Божия, как Искупителя и Судию.

Третье Лицо Святой Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир душевный — следствие благодатных даров Духа Святого («да даст ти мир»).

Некоторые толковники в словах («да возложит имя Мое на сыны Израилевы», стих 27) видят указание на особое символическое действие, подобное новозаветному именославному благословению.

Глава 7 книга Числа

 И сказал Господь Моисею: по одному начальнику в день пусть приносят приношение свое для освящения жертвенника.

«По одному начальнику в день»: для большей торжественности, вящщей сосредоточенности внимания на приношениях и приносителе, а также за неудобством совмещения обильных приношений колен.

Ценные приношения и приводимые в жертву животные были совершенно тождественны, что заставляет предполагать предварительное поколенное соглашение.

Первою совершалась жертва за грех (Лев.4.22–23), затем – жертва всесожжения (Лев.1:3–9) и наконец – жертва мирная (Лев.3.3–9), с завершительною трапезой.

 

Глава 8 - Устройство светильника. – Освещение скинии лампадами. – Посвящение левитов. – Срок левитской службы.

 

Чис.8:24. вот закон о левитах: от двадцати пяти лет и выше должны вступать они в службу для работ при скинии собрания,

В кн. Чис 4.3, 23, 30 начальный возраст левитской службы указан в 30 лет. В кн. 1Пар 23.3 – 24–28, в кн. 2Пар 31.17 говорится, что Давид нашел нужным призвать к очередному служению при скинии всех левитов, начиная с 20-летнего возраста, каковой порядок был удержан и на будущее время (1Ездр.3:8). Отмеченное разногласие дат начального возраста для левитского служения при скинии можно объяснить тем, что до 30-летнего возраста левиты привлекались лишь как помощники старших левитов; с 30-летнего же возраста делались самостоятельными служителями при скинии.

Глава 9 - Празднование Пасхи. – Пасха нечистых по закону; Пасха путешествующих. – Облако над скинией собрания.

Существует предположение, что Пасха, совершенная евреями около горы Синая, была единственною, совершенною во время странствования их по Аравийской пустыне.

В подтверждение сего указывается на тот факт, что во время странствований по пустыне обряд обрезания в еврейском народе не был соблюдаем с должной строгостью (Нав 5.2–8); по смыслу же Исх 12.48 необрезанный не мог вкушать пасхи.

Следующее упоминание о совершении евреями Пасхи встречаем в Нав 5.10после рассказа о всенародном выполнении закона об обрезании.

Пасха, совершаемая по каким-либо уважительным причинам позднее законной, называлась у евреев малою Пасхою. Нарушитель закона о Пасхе подвергался: или смертной казни, или изгнанию из народа, или же испытывал на себе непосредственную силу карающей десницы Иеговы (ср. Быт 9.11; Быт 17.14; Исх 30.33; Лев.18.29 и др.)

Чис.9:15. В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра.

Чис.9:16. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью.

Чудесное облако, покрывало скинию и направляло движение израильского стана.

Чис.9:21. иногда облако стояло только от вечера до утра, и поутру поднималось облако, тогда и они отправлялись; или день и ночь стояло облако, и когда поднималось, и они тогда отправлялись;

 

Господь повелел Моисею сделать 2 серебряные трубы.

Чис.10:11. Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения.

«Трубить предоставлено было одним иереям, – замечает блаж. Феодорит, – потому что труба означала Божие призвание»

И отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран.

 

(Но это уже другая история).

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!