Тема: «Основы мастерства публичного выступления»



Для интеллигентного человека дурно

говорить также неприлично, как и не

уметь читать и писать.

А.П. Чехов

И в древности, и в новейшее время

Ораторское искусство было одним

Из сильнейших рычагов культуры.

А.П. Чехов

Теоретическая часть:

  1. Оратор и его аудитория.
  2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала.
  3. Композиция публичного выступления.
  4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.
  5. Аргументация в ораторской речи.
  6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.
  7. Речевые тактики и стратегия общения.
  8. Контакт оратора с аудиторией.
  9. Как повысить интерес слушателей к выступлению?
  10. Как готовиться к выступлению.
  11. Оценка эффективности публичного выступления.

 

Литература:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов.

 –Ростов-на-Дону, 2002. –С. 271-324.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.

 –Ростов-на-Дону, 2000. –С. 211-302.

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2001. – С. 207-220.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.,2002. – С. 348-361.
  3. Ивин А.А. Теория аргументации: Учебное пособие. – М., 2000.
  4. Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1999. – С. 22-137.
  5. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. – С. 86-95, С. 102-133.
  6. Львов М.Р. Риторика. 1995. – М., С. 23-55.
  7. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 2002.
  8. Савкова З.В. Искусство оратора. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 143-187.
  9. Сергеечева В. Как говорить убедительно. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 4-157.
  10. Хайнц Леммерман. Уроки риторики и дебатов. – М., 2002. – С. 47-234.
  11. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 1999.
  12. Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000. – С. 413-480.

 

Практическая часть:

  1. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргументации.

 

Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933г.)

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

  1. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:

1) Читайте, читайте, читайте!

2) О времена! О нравы!

3) Отцы и дети.

4) Ученье – свет.

5) Ода здоровому образу жизни.

6) Ода студенчеству.

7) Легко ли быть молодым.

8) О красоте.

9) Дарите людям радость.

10) Человек и природа.

 

  1. Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление.

 

Критерии оценки речей. (По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2002).

 

 

№ пп. Аспекты

Возможные ситуации

Кол-во баллов


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!