Обязательно: сцена дуэли, разговор с князем Андреем в Богучарово, участие в судьбе Наташи, комета 1812 года.



 

 3. Отечественная война 1812 года заставляет героя забыть о душевных метаниях и приводит его на поле боя. Пьера поражает настроение простых солдат, которые готовы умереть за свою землю. Их патриотизм был лишён красивых слов и пафоса, но он был истинным. Герой впервые ощущает своё единение с народом, хотя не до конца понимает его. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер, засыпая. — Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

 

4. Переломным этапом в судьбе Пьера Безухова ста­новится встреча его с Платоном Каратаевым, который показался Пьеру олицетворением духа простоты и правды, что для Безухова, в этот момент особенно же­лающего цельности и гармонии в своей жизни, яви­лось откровением. «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни». Общение с ним послужило толчком для дальнейшего нравственного развития ге­роя. Он находит свой путь нравственного обновления как себя, так и общества, погрязшего в пороке и зле. Выйти из духовного кризиса человеку, стране, по мысли Пьера, помогут единые усилия честных людей: «Ежели люди порочные связаны между собой и со­ставляют силу, то людям честным надо сделать толь­ко то же самое».

Подробнее о пребывании в плену.

 

5. В эпилоге романа Пьер – счастливый семьянин, но, в отличие от Наташи, не удовлетворен одним этим. После обретения Пьером душевного спокойствия и гармонии, потребность мысли, анализа, сомнения вновь вернулись к нему. Он стал членом тайного общества. Пьер Безухов после войны, несомненно, делает шаг назад по сравнению с тем состоянием гармонии, которое он обрел в Отечественной войне 1812 года. Он подошел к пониманию духовной свободы, как особой гуманности к проявлениям «необходимости». Опять в жизни Пьера обозначился разлад религиозно-нравственных воззрений с жизненной практикой, именно потому, что он оказался вне народа. Вместе с тем этот новый этап в идейно-нравственном развитии Пьера следует понимать как новый виток внутренней эволюции, которая, по Толстому, бесконечна.

 

 

Пьер Безухов – подлинный герой Толстого. Жизненный путь Пьера – это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к «миру», к разумной и гармоничной общей жизни людей. Смысл и оправдания жизни Пьера Безухова – это искания, а не истина, которую он, может быть, и не найдет. Да и не может быть одной, абсолютной и обязательной для всех истины… Свобода самоопределения человека, толкающая его от одних ошибок и заблуждений к другим – вот главная причина душевных исканий Пьера. Этот «вечный двигатель» прекращает свою работу лишь со смертью.

 

№6

Путь жизненных исканий князя Андрея

В творчестве Л.Н.Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах, они легко узнаваемы среди надменных, самодовольных лиц.
К этим героям относится и князь Андрей Болконский. С которым читатель впервые встречается в салоне А.П. Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства, потому что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, так как они вызваны стремлением к победе русского народа. Ввиду своей наследственной гордости, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. В разговоре с Анной Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. У героя уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться — к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. В тот момент, когда он упал с тяжёлым ранением, вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшимся над ним, ему открылась новая высокая истина. На фоне неба все бывшие мечты, стремления и его кумир показались Андрею мелкими и ничтожными, в его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии.
Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
Он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера Безухова, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья («Надо жить, надо любить, надо верить»). В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.
Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.
Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. Вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора и становится обыкновенным полковым командиром. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге, он просто защищает свою страну. Теперь читатель замечает в нём ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.
Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков-солдат как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к выводу о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть в каждом солдате.
Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Об этом говорит эпизод, в котором князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не сделал этого. Сам Андрей стыдится этого чувства, но не может пересилить его.
В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, и тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, несовместимой с жизнью и означающей смерть. Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой заканчивает путь его жизненных исканий героической гибелью ради Родины

№7


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!