Практическое руководство как избежать фанатичности



Анализ теста на выявление в себе фанатичности

На основании статьи Николая Бердяева «О фанатизме, ортодоксии и истине» мною был составлен тренировочный тест, включающий основные критерии, предпосылки и факторы характерные религиозному фанатику. Тест можно пройти по ссылке https://onlinetestpad.com/hnzyete4spbeq

В тест включены 26 вопросов отвечая на которые человек может получить 1 балл, если его ответ совпадает с мнением Бердяева о присущем для фанатика ответе, или же 0 баллов, если ответ не типичен для фанатичного человека. Еще 16 вопросов в тесте абсолютно нейтральные, касающиеся духовной жизни или духовных практик человека, но не ответы на которые никак не влияют на его определение как фанатика.

Приведем несколько вопросов теста и аргументацию Бердяева на них.

Ø Случалось ли Вам проявлять интерес к историям заговоров, или ощущали ли Вы мировую опасность?

По мнению Бердяева фанатик, одержимый манией преследования, видит вокруг козни дьявола, но он сам всегда преследует, пытает и казнит. Человек, одержимый манией преследования, который чувствует себя окруженным врагами, - очень опасное существо, он всегда делается гонителем, он то и преследует, а не его преследуют.[11]Фанатики всегда чувствуют себя окруженными опасностями, всегда испытывают страх.

Ø Дьявол сильный?

Фанатику всегда кажется, что дьявол страшный и сильный и он больше верит в него, чем в Бога. При этом даже в политическом, национальном фанатизме страх дьявола и его козней тоже присутствует, против его силы создаются инквизиции, тайные полиции, комитеты спасения. Как пример, Бердяев приводит Архимандрита Фотия эпохи Александра I, который верил главным образом в дьявола и антихриста. Сила Бога представлялась ему ничтожной по сравнению с силой диавола. Инквизиция так же мало верит в силу христианской истины, как гепеу (ГПУ - главное политическое управление - Прим. ред.) мало верит в силу коммунистической истины.Человек, допустивший себя до одержимости идеей мировой опасности и мирового заговора масонов, евреев, иезуитов, большевиков или оккультного общества убийц, перестает верить в Божью силу, в силу истины и полагается лишь на собственные насилия, жестокости и убийства. Такой человек есть, в сущности, предмет психопатологии и психоанализа.

Маниакальная идея, внушенная страхом, и есть самая большая опасность. Сейчас фанатизм, пафос общеобязательной ортодоксальной истины обнаруживают себя в фашизме, в коммунизме, в крайних формах религиозного догматизма и традиционализма.[12]

Ø Верите ли Вы в образ Божий в человеке?

Фанатическая нетерпимость есть всегда глубокое неверие в человека, в образ Божий в человеке, неверие в силу истины, т.е., в конце концов, неверие в Бога.

Ø Мир делится на два враждебных лагеря?

Фанатизм всегда делит мир и человечество на две части, на два враждебных лагеря. Это есть военное деление.

Ø Допускаете ли Вы сосуществование разных идей и миросозерцаний?

Фанатизм не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует только враг. Силы враждебные унифицируются, представляются единым врагом. Это совершенно подобно тому, как если бы человек производил деление не на я и множество других я, а на я и не-я, причем не-я представлял себе единым существом. Это страшное упрощение облегчает борьбу.Инакомыслящий рассматривается как преступник. С преступником не спорят.

Ø Вы часто спорите?

Спор есть терпимость, самый свирепый спорщик -терпимый человек, он допускает сосуществование иных идей, чем его идеи, он думает, что от столкновения идей может лучше раскрыться истина. В современности фанатики "ортодоксального" Православия, Католичества или Протестантизма ни с какими идеями не спорят, они отбрасывают противника в противоположный лагерь, на который наставляются пулеметы. Поэтому в данном пункте, хотелось бы отметить о важности воспитания в христианах любви и критического мышления, чтобы иметь доводы и уметь их преподносить тем, кто не согласен.

Ø Ненавистны ли Вам ереси?

Ø Охраняете ли Вы людей от соблазнов и ересей?

Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличенный и осужденный Христом, хотя он этого не замечает. Патологическая ненависть к ереси есть одержимость "идеей", которая поставлена выше человека.Обличители и гонители ересей как раз и бывали еретиками жизни, еретиками в отношении к живому человеку, к милосердию и любви. Все инквизиторы были еретиками жизни, они были изменниками жизненному догмату о человеке.

Интересно, что за обличениями еретиков всегда скрыта греховная похоть власти, воля к могуществу.Пусть в Церкви заключается полнота истины. Но почему ортодокс воображает, что именно он обладает этой истиной Церкви, именно он ее знает? Почему именно ему дан этот дар окончательного различения церковной истины от ереси, почему именно он оказывается этим избранником? Это есть гордость и самомнение, и нет более гордых и самомнящих людей, чем хранители ортодоксии.

Ø Есть ли у Вас чувство удовлетворения от принадлежности к Вашей церкви?

Фанатизм крайней ортодоксии в религии носит сектантский характер. Чувство удовлетворения от принадлежности к кругу избранных есть сектантское чувство.

Ø Страшно ли Вам потерять веру?

Практические рекомендации

Изучив проповедь Джона Уэсли мы приведем практические рекомендации о том, как избежать впадения в религиозный фанатизм.

· Нужно учитывать не правильное понимание людьми термина «фанатизм» и не использовать его пока Вы сами не будете иметь правильного понимания;

· Не называйте человека фанатиком на основании общего о нем мнения;

· Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в это большое зло, искушение фанатизмом, и помните «не думайте о себе более, нежели положено думать»;

· Будьте внимательны и не допустите ошибку фанатиков – думать, что Вы христианин, не являясь при этой христианином;

· Следите за собой, чтобы не стать злым человеком, который преследует других;

· Никогда не думайте заставлять людей следовать за Богом;

· Думайте сами и позволяйте другим делать то же;

· Не используйте силу в религиозных вопросах;

· Для убеждения даже самых заблудших используйте лишь логику, истину и любовь;

· Не доверяйтесь видениям и снам, внезапным импульсам и впечатлениям, потому что не по ним определяется воля Божья в любой определенной ситуации, а с помощью исследования ясного библейского правила, опыта и логики и обычной помощи от Духа Святого;

· Не произносите напрасно имя Божье и не говорите о Божьей воле без основания;

· Не воображайте, что достигните цели без каких-либо усилий. Бог может так все устроить, но не нужно полагаться на такие мысли.

· Постоянно внимательно используйте те способы, которые являются обычными каналами Божьей благодати, используйте все, что рекомендует логика и Писание, что полезно в приобретении и развитии любого из Божьих даров.

 

 


[1]Православная апологетика статья

[2] Православная апологетика статья ….термин иеромонаха Иова (Гумерова)

 

[3] Сайт википедия….

[4] Чистяков «Психология религиозного фанатизма» стр.7

[5] Джон Уэсли «Природа фанатизма» стр. 163

[6] Джон Уэсли «Природа фанатизма» стр. 165

[7] Чистяков «Психология религиозного фанатизма» стр.7

[8]Чистаков «Психология фанатизма» стр.10

[9] Чистяков «Психология религиозного фанатизма», стр.7

[10] Бердяев «»стр.23

[11] Бердяев «О фанатизме, ортодоксии и истине», стр. 4

[12] Бердяев, стр. 6


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!