Виды религиозного фанатизма по Джону Уэсли



Религиозная организация духовная образовательная организация дополнительного профессионального образования

БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ

ОБЪЕДИНЕННОЙ МЕТОДИСТСКОЙ ЦЕРКВИ

Теологический факультет

 

 

КУРСОВАЯ

На тему

 

«Природа фанатизма»

 

Выполнил: студент 2-ого курса

Токарев Дмитрий Александрович

 

 

Москва, 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение       

1. Природа фанатизма

1.1 Появление термина «фанатизм»

1.2 Фанатизм по Джону Уэсли

1.3 Виды религиозного фанатизма по проповеди Джона Уэсли

1.4 Предпосылки к фанатизму

 

2. Практическое руководство «как избежать фанатичности»

2.1. Анализ теста на определение фанатизма

2.2. Практические рекомендации

 

Введение

 

Человеческое слово – средство общения и самовыражения. Но в современности слова, которые уже не несут строгого определенного смысла, скорее затемняют, чем проясняют суть дела. Некоторые из них стали ярлыками, которые стараются приклеить на тех, кто не согласен с каким-либо мнением или с чьей-то позицией. Одним из таких слов, смысл которого люди недостаточно ясно понимают, является столь модное ныне слово «фанатизм».

Часто человека, стойкого в своих убеждениях, называют фанатиком только потому, что у него есть твердая мировоззренческая позиция, которую он не желает и нравственно не может менять. И вот в настоящее время, слово «фанатизм» употребляют для того, чтобы в какой-то степени очернить, дискредитировать человека, который имеет свои убеждения и не может менять их, как хамелеон меняет свой цвет в зависимости от окружающей среды. Поэтому нам надо разобраться, что есть фанатизм и что есть принципиальность.

В курсовой работе будет рассматриваться темафанатизма по проповеди Джона Уэсли «Природа Фанатизма», труде Николая Бердяева «О фанатизме, ортодоксии и истине»,докладе Георгия Чистякова «Психология религиозного фанатизма», а также на основании нескольких статей.

Предмет нашего исследования – фанатизм.

Цель работы: исследование фанатичности

Задачи:

· выявить корень фанатизма и предпосылки его зарождения

· прояснить разницу между посвященностью и фанатизмом

Метод исследования: изучение литературных и Интернет-источников по данной проблематике.

 

 

История возникновения фанатизма

1.1. Термин фанатизм

Начнем наше исследование с нескольких определений фанатизма:

Толковый словарь В. Даляговорит о фанатизме так: «Фанатизм – изуверство; грубое, упорное суеверие, замест веры; преследованье разномыслящих именем веры».

Фанати́зм (религиозный) – вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму,основанное на словах Апостола Павла (Римлянам 10:2)[1]

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства[2]. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним (3 Царств 18: 26-28).

По данным Википедии,фанатизм-слепое безоговорочное следование убеждениям, особенно в религиозных, национальных и политических областях;доведенное до крайности, приверженность к каким-либо идеям, верованиям или возрениям, обычно сочетающиеся с нетерпимостью кчужим взглядам и убеждениям и отсутствием критического восприятия своих убеждений.[3]

Впервые в оборот понятие «фанатизма» ввел Жак БениньБоссюэ (1627—1704), католический епископ, бывший одним из главных идеологов французского абсолютизма и видевший в католичестве, достаточно резко обособившемся от Рима и по сути превращенном в национальную религию, официальную систему взглядов для монархической Франции. Для него фанатиками были протестанты, поскольку они полагают, что все их «мечтания» вдохновлены Богом. Для Боссюэ фанатики - это не парижские буржуа, которые в 1572 г. в ночь на 24 августа, когда празднуется день апостола Варфоломея, «со всех ног, - как напишет потом Вольтер, - бросились убивать, перерезать горла, выбрасывать из окон и рубить на куски своих сограждан только за то, что они не ходили к мессе». Фанатики для Боссюэ именно протестанты, ибо они ощущают, что их вера зависит только от Бога, но никак не от церковных установлений или кем бы то ни было утвержденных правил.

Пьер Бейль (1647-1706), а вслед за ним и «Французская энциклопедия» (1777 г.), а вернее, автор статьи о фанатизме М. Делейр, бывший специалистом по философии Ф. Бэкона, дают принципиально иное определение фанатизма. Это «введенное в действие суеверие» или плод незнания, примитивной души, иррационального или, вернее, предрационального (prerationel) сознания. «Фанатизм родился в лесах среди ночной темноты и панических страхов и воздвиг первые языческие храмы».

Если Боссюэ дает католическое, хотя, разумеется, не разделяемое католическими учеными сегодня, толкование термина «фанатизм», то Бейль и «Французская энциклопедия» предлагают под фанатизмом понимать все, что касается ранних форм религии, а шире - религиозного чувства вообще. Однако как Боссюэ, так и Бейль связывают фанатизм с теми ощущениями, которые переживает верующий. В сущности, при всей кажущейся несовместимости двух определений фанатизма, и в том и в другом случае речь идет о самостоятельном религиозном чувстве, не регулируемом никакой богословской системой или церковной структурой.

Принципиально новое определение фанатизма, ставшее классическим, дает Вольтер в вышедшем в 1764 г. в Женеве «Философском словаре». Он выдвигает следующее положение: «Тот, кому свойственны экстазы и видения, кто принимает свои сны за нечто реальное и плоды своего воображения за пророчества, того можно назвать энтузиастом, но тот, кто поддерживает свое безумие, убивая, фанатик»[4].

Фанатизм по Джону Уэсли

В начале своей проповеди Джон Уэсли говорито том, что если мы следуем примеру Апостола Павла, в его посвященном следовании и подражании Христу, то нас назовут безумными[5].

Для системы этого мира мы (христиане) - фанатики.Джон Уэслираскрывает критерии,  по которым этот мир судит о безумстве и готов назвать христиан - фанатиками:

· Полное призрение к временным вещам и твердая привязанность к вечности;

· невыразимая радость, которую излучают христиане (ведь они имеют возможность сравнить свое прошлое и настоящее с Богом и знают что им простил Бог);

· духовные переживания христиан, которых мир еще не познал.

В остальном люди могут видеть христианина как здравомыслящего, и лишь в вышеперечисленном наблюдают его «безумство» и находят термин «фанатизм» удачным, чтобы именно им охарактеризовать такого человека.

Джон Уэсли же определяет фанатизм так:

«Религиозное безумие, возникающее вследствие воображаемого божественного влияния или вдохновения, по крайней мере, ожидание от Бога чего-то, что не должно от Него ожидаться».[6]

Виды религиозного фанатизма по Джону Уэсли

ü Воображаемое наличие благодати

Этот вид фанатизма основан на воображении, что человек уже избавлен через Иисуса Христаи имеет прощение грехов, таким образом, они обманывают самих себя. Чаще всего таких людей характеризуют мгновенные поверхностные перемены, которые позже приводят к гордости и самолюбию. Другая разновидность этого вида фанатиков считают себя верующими в Иисуса, с пылом доказывают свои доктринальные мнения и характер поклонения, которые формируются на основании пустого воображения. В основном такие люди были крещены во младенчестве, придерживаются традиционных христианских мнений,используют теже христианские формы поклонения что их отцы и живут также как живут все вокруг, но считают это христианской жизнью. Эти люди не вкусили Божьей любви и никогда  небыли «участниками Духа Святого» - говорит Джон Уэсли.
Подытожив данный вид фанатизма, хочется отметить, что утаких людей отсутствует критическое мышление даже в их повседневной жизни, а тем болееи касательно их веры. Ведь, если даже в повседневной жизни мы,анализируя свою светскую работу, делаем выводы, меняем какие-то технологии или методы для улучшения качества или оперативности,  критически подходя к пройденному опыту или к себе самому, то разве к своей вере не должны мы подходить с таким и даже большим пониманием и конструктивной критикой?

В целом воображение у человека работает только по пройденному опыту родителей или уже на созданных задолго до него традициях. Тем самым человек думает, что это и есть истинное и прочное основание его убеждений.
Заблуждениеже это полное или частичное уклонение субъекта от истины на пути его познания.

ü Люди, которые думают, что обладают дарами Божьим

Фанатики данного типа думают, что имеют власть творить чудеса, исцелять прикосновением руки, пророчествовать и что при молитве или во время проповеди в них «как-то по-особенному действует Дух Святой». Джон Уэсли не отрицает и чудеса, знамения и пророчества и он признает, что без Духа Святого мы не можем это делать и все это тщетно без Него. Но многие из людей подверженных данному типу фанатизма  думают, что находятся под влиянием Духа Святого больше, чем это есть на самом деле, то есть заблуждаются. Такие люди считают, что Бог ведет их не только в духовных вопросах, но и в простых бытовых и жизненных ситуациях. Джон Уэсли в проповеди рассуждает о том, что для простых жизненных вопросов Бог дал нам логику и разум. Не нужно сваливать на Бога принятие мелких бытовых решений по дому или работе. Мы должны полагаться на Бога во всемэтонесомненно, но не стоит преувеличивать там где нужно просто твое личное логическое  решение. Также эти люди приписывают различные духовные смыслысвоим импульсам, чувствам или впечатлениям, снам, различным ведениям и часто приписывают их Божественным откровениям. Джон Уэсли говорит, что Бог работает через все это, но в очень редких случаях. И этот вид фанатизма далек от истины и трезвого ума. Такие люди заблуждаются в том, что думают, будто поиски воли Божьей происходят всегда сверхъестественными способами, а не в Слове Божьем. Их вера основывается на небольшом знании о том, что пророки получали Божественные послания во снах и в видениях и что Бог Чудотворец и когда он ходил по земле, то велел верующим в него делать те же дела, что и он. Тем самым эти люди видят в Богетолько исцеления и чудотворения, убирая за скобки все остальное. Из всего этого выходит гордость за то, что они тоже могут пророчествовать и исцелять, ведь сам Бог говорил это делать по вере в Него.

ü Ожидание мгновенной Божьей силы

К третьему виду фанатизма относятся те, кто ожидает достичь цели с помощью мгновенной Божией силы,без использования для этого естественных методов.Джон Уэсли говорит,что их невчем было бы обвинить,  еслибы этих методов не было, но тем кому доступны эти естественные методы и он вполне может их использовать, но не делает этого, а лишь ожидает чего-то от Бога – это фанатики.
К примеру, люди, которые хотят понять Священные Писания без их прочтения. Или те, кто намерено выступает перед людьми без какой либо предварительной подготовки. (Джон Уэсли использует слово намеренно потому что бывают ситуации, когда предварительная подготовка невозможна).
Джон Уэсли приходит к выводу, что нам нужно остерегаться этих перечисленных видов фанатизма, учитывая ужасные их последствия. Одним из этих последствий является постоянно растущая гордость. Ее увеличение приводит к постепенному отчуждению от Бога.Гордого человека становится почти невозможным в чем-то убедить и самые логические доводы он не воспринимает и для него они не убедительны,потому что его направляет высшая сила и мудрость Божья.

Изучая  проповедь,становится ясно, что за 200 лет ничего не поменялось, как и раньше, те факторы фанатизма есть в природе современного человека.

Бердяев говорит, что историяритмична и когда мы вступаем в ритм всеобщего порядка и принудительному единству подавляющую свободу. Вырабатывается психологическая реакция к нетерпимости и фанатизма как это происходило в 19 веке. При этом происходит вытеснение человечности Он говорит, что нетерпимость имеет родство с ревностью.Ревность это психоз. Душевная часть фиксируется на одной точкеи повсюду ревнитель видит измену,предательство, он подозрителен и мнителен,повсюду видит заговоры против себя,своей веры,своей идеи и любви. Фанатик одержим манией преследования хотя и думает, что его преследуют он сам становится гонителем и преследующим.Фанатики чувствуют себя окруженными опасностями и у них развивается чувство страха и изза этого они совершают великие злодеяния и насилия.Фанатика впервые нужно лечить от страха и это былобы лечением от фанатизма. Фанатизм отражается неверием в Бога и верою в дьявола когда он во всем видит дьявольские козни и препоны, не давая место Богу и проявлениям Божьей благодать даже в самых тяжелых временах в жизни. На фоне этого фанатик ставит себя судьей и начинает осуждать и решать за Бога кого наказать, а кого помиловать, кто христианин, а кто нет опираясь лишь на свои предубеждения. Также работала инквизиция в средневековье, когдареальные фанатики убивали какбы фанатиков ради спасения всего народа, якобы убивая одного, они сохраняли весь народ, но это абсурд и подмена понятий о человечности и любви. Религиозный фанатизм переходит в национальный и политический. Против дьявола создаются иквизиции или комитет общественного спасения.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 859; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!