Комментарий к списку литературы



Единого пособия, удовлетворяющего требованиям нашего курса, в настоящий момент не существует, поэтому по каждой теме предлагается несколько основных и несколько дополнительных книг и статей.

При изучении рекомендуемой литературы следует учитывать мировоззрение авторов и их религиозные взгляды. В учебном пособии «Введение в общее религиоведение» И.Н. Яблокова религиозные явления изучаются с позиций атеистической методологии. Бюкле Х. («Человек в поисках Бога. Проблема нехристианских религий»), Пупар П. («Религии») являются католиками, поэтому при изучении необходимо принимать во внимание их конфессиональную принадлежность.

При изучении буддизма рекомендуется пользоваться пособием Е.А. Торчинова «Введение в буддологию», поскольку автор не только известный буддолог, но и буддист.

При изучении ислама следует обратить внимание на работу протестантского исламоведа Дж.Гилкриста «Мухаммад и его книга». Ее ценность в использовании автором многочисленных исламских источников и их анализе с христианских позиций. В интернете работа размещена по частям: часть 1. «Мухаммад - пророк ислама» и часть 2. «Коран - священная книга мусульман».

При изучении индуизма, джайнизма и сикхизма рекомендуется использовать одноименный словарь Альбедиль М.Ф. (есть в электронном виде на сайте http://ashram.ru).

Большинство рекомендуемой литературы, как основной, так и дополнительной, находится в свободном доступе в интернете.

 

Методические рекомендации по изучению курса

 

Каждая религия дает ищущему человеку некоторый ответ. И лишь в соотношении с фактом рождения Христа этот ответ обнаруживает свой исторически преходящий характер. Поэтому, обращаясь к другому вероучению, христианский богослов всегда имеет перед собой двойную задачу. Во-первых, ему нужно узнать характерные особенности этого вероучения и то, что составляет его сущность. Во-вторых, он должен истолковать данную религию и ее существенные характеристики в связи с истинами веры, которые являются предпосылками его собственной жизни и мышления. Только так он будет следовать путем, указанным в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Примером такой деятельности могут служить такие миссионеры, как свт. Николай Японский и свт. Иннокентий Московский.

Сказанное выше обуславливает структуру курса «История нехристианских религий». В начале курсе рассматривается понятие «религия», подходы к вопросу о ее происхождении, особенности развития и функционирования религии, ее феномены, структуру религии как социального явления. Затем изучаются уже конкретные проявления религиозности, начиная с палеолита и заканчивая мировыми религиями.

Рассмотрение понятия религия начинается с этимологии. В пособии В.П. Леги («Основное богословие») указан наиболее полный перечень значений этого слова. Чтобы лучше уяснить содержание понятия необходимо задуматься над вопросом происхождения религии.

Особая тема вводной части курса – религиозный опыт, который является основой для формирования религии. Для правильного понимания необходимо обратиться к нескольким исследованиям. Само понятие "религиозный опыт" можно разделить на две составляющих "религиозный" и "опыт". Понять то, что данный опыт действительно существует, поможет У. Джеймс и его работа "Многообразие религиозного опыта", где он собрал множество явлений, подтверждающих реальность подобного опыта. Но все ли многочисленные явления, описанные В.Джемсом, действительно являются религиозным опытом? Можно ли сказать, что религиозный опыт - это просто психическое или физиологическое явление (как например, считает З.Фрейд)? Разобраться с этим и отделить случаи истинно религиозного опыта от других состояний можно с помощью работы Ильина И.А. "Аксиомы религиозного опыта" и Василенко Л.И. "Философия религии".

Не смотря на явную принадлежность отдельных явлений к религиозному состоянию, необходимо признать, что в человеке должно быть что-то способное подобные состояния идентифицировать и интерпретировать. Разобраться в устройстве природы человека помогут свт. Феофан Затворник («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться») и И.А. Ильин («Аксиомы религиозного опыта»). Изучив все эти явления и понятия нужно выяснить, каков характер религиозного опыта в его отношении с субъектом опыта. Здесь необходимо рассмотреть критерии религиозного опыта с точки зрения христианства. Понять, какой опыт считать истинным, а какой нет, поможет статья прот. А. Шаргунова «О богословском равновесии».

Изучение доисторической и внеисторической религиозности призвано показать, что религиозность – врожденное свойство человека с самого начала его существования на земле.

Индуизм и буддизм – это большие темы, изучение которых поможет разобраться в многообразных религиозно-философских вопросах, возникающих при столкновении с нео- и псевдо- индуистскими и буддистскими движениями (сектами). Хорошее знание истоков и ортодоксальных учений этих религий даст возможность противостоять экспансии ложных идей.

Индуизм - это не только религия, но и философия, определяющая до сих пор мировоззрение индусов, их обычаи и традиции. Кроме того, индуизм является одной из самых распространенных религий мира. К концу XX века он перешагнул национальные и региональные границы и стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством и исламом). Необыкновенная способность индуизма органично включать в себя иные культы, казалось бы, свидетельствует о терпимости, которую называют инклюзивизмом. Но на самом деле индуизм объясняет все иные религии и практики истоками, берущими начало в нем самом, при этом реальная историческая основа этих религий игнорируется. С другой стороны, приверженцы коммунализма требуют отождествления национальности и религиозной принадлежности индусов и весьма враждебно относятся к индусам, перешедшим в христианство и другие религии, подвергая их суровым гонениям вплоть до массовых убийств.

На основе индуизма возникли некоторые религиозные течения, которые затем сформировались в отдельные религии: буддизм, джайнизм и сикхизм. Буддизм же стал не просто одной из трансформаций индуизма, но приобрел столько последователей, что превратился в мировую религию, хотя его трудно назвать религий в полном смысле этого слова. Распространяясь по разным странам, буддизм вбирал в себя другие учения, давая их последователям на первое время возможность совмещать разные религии. Но, попав на китайскую и японскую почву, буддизм сам начинает изменяться. Китайцы и японцы – это особые нации с особыми религиозными способностями, ведь не смотря на столь древнюю свою историю, они фактически остались на уровне примитивных народов, т.к. самым распространенным культом – является культ предков.

Неким водорозделом в изучении всех религий видится пришествие в мир Спасителя и появление христианства. С тех пор появление новых религий: раввинистического иудаизма и ислама, можно рассматривать как антихристианские. Нравственная планка христианства при всей привлекательности оказалась для многих слишком высока, и единственный выход для самооправдания − либо не признать Иисуса Мессией − как сделали иудеи, либо создать ислам − делающий спасение более доступным, который хотя возвышается над откровенным язычеством, но опять-таки отвергает Христа-Бога.

На протяжении многих веков мессианские чаяния были одним из важных аспектов еврейской жизни. Пришествие Иисуса Христа разделило человеческую и еврейскую историю на две части. Пророчества о Мессии сбылись, но не все увидели или хотели увидеть в Иисусе – Христа, иудеи и их потомки ждут Мессию до сих пор и часто ожесточенно противостоят тем, кто нашел Мессию (Ин.1.41-51). Поэтому на протяжении уже более 2000 лет христианство и иудаизм находятся состоянии конфликта и полемики.

Ислам является самой молодой мировой религий, но его распространение с самого начала сопровождается конфликтами. Что привлекает в исламе его последователей и почему «религия мира» до сих пор является источником войн? Каковы перспективы развития исламских общин в мире и России? Наш курс призван дать необходимые знания для ответов на все эти вопросы, что поможет адекватно анализировать влияние ислама на мировое сообщество.

Для успешного освоения курса следует грамотно организовать работу с литературой. В библиографии к темам указаны разделы, главы и страницы книг, которые нужно прочитать. При подготовке к экзамену не следует отвлекаться на другие разделы, главы и страницы книг, несмотря на их привлекательность, лучше оставить это чтение на другое время.

Поскольку изучение нехристианских религий и религиозных практик оказывает негативное воздействие на духовную жизнь, рекомендуется, по возможности, чаще прибегать к Таинству Причащения Святых Христовых Таин.

 

 

Условия аттестации по курсу

Аттестация проводится в форме экзамена.

Требования к уровню освоения курса:

иметь представление:

  • о религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека в каждой религии, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни
  • о структуре, месте, предмете, методах и значении истории религии в системе религиоведения.

знать:

  • основные теоретические понятия курса;
  • историю зарождения, развития нехристианских религий и их основные доктрины;
  • обычаи, нравы и другие особенности культуры народов, связанные с религией.

уметь:

  • грамотно вести мировоззренческий диалог;
  • анализировать основные источники по древним, национальным и мировым религиям;
  • ориентироваться в социально-политических процессах, имеющих религиозные корни;
  • ориентироваться в современной религиозной ситуации в России и мире.

приобрести навыки:

  • самостоятельной работы со специальной литературой,
  • грамотного анализа получаемой информации с учетом специфики преподавания дисциплины в вузе.

Уровень освоения содержания курса предполагает овладение системой понятий и умением применять эти понятия в анализе конкретных религий.

 

Билет состоит из трех вопросов. Первые два по теории курса, третий – представляет собой текст для анализа: нужно определить его религиозную принадлежность и проанализировать с точки зрения православного вероучения.

Невыполнение контрольных и самостоятельных работ не является препятствием для допуска к экзамену.

Если слушатель выполнил все контрольные работы на положительную оценку и получил зачет за самостоятельные работы, то он отвечает только на третий вопрос билета. Итоговая оценка складывается из средней оценки за контрольные работы и результата экзамена: если итоговая оценка ниже экзаменационной, то ставится средний балл, если выше − то ставится экзаменационная оценка.

Если слушатель выполнил не все работы (но не менее 50% работ) на положительную оценку, то он отвечает на два вопроса из билета: один из теории курса (на выбор) и вопрос на анализ текста.

Если слушатель выполнил менее 50% самостоятельных и контрольных работ, то он отвечает на вопросы билета в полном объеме.

Ответ на третий вопрос в билете является главным основанием для аттестации по курсу, если ответ неудовлетворительный, то слушатель не может быть аттестован, даже если на теоретические вопросы даны положительные ответы.

 

Критерии оценки ответа

На оценку «отлично»: слушатель должен свободно владеть специальной терминологией курса, знать основные его понятия, демонстрировать отличные навыки работы со специальной литературой и умение грамотно формулировать и обосновывать собственную точку зрения по всем основным вопросам и проблематике курса. Выполнить все контрольные задания на оценку «отлично».

На оценку «хорошо»: слушатель должен свободно владеть специальной терминологией курса, знать основные его понятия, уметь анализировать основные концепции и теоретические и методологические установки религиозно-феноменологического исследования, демонстрировать хорошие навыки работы со специальной литературой и умение грамотно формулировать и обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам и проблематике курса. Выполнить все контрольные задания на оценки «хорошо» и «отлично».

На оценку «удовлетворительно»: слушатель должен знать специальную терминологию курса, знать отдельные основные понятия, уметь анализировать основные концепции религиозно-феноменологического исследования, демонстрировать необходимые навыки работы со специальной литературой и умение формулировать собственную точку зрения по отдельным вопросам и проблематике курса. Выполнить все контрольные задания на положительную оценку.

На оценку «неудовлетворительно»: слушатель должен продемонстрировать фрагментарное знание курса, отсутствие целостного представления о тематике и проблематике дисциплины, поверхностное знакомство со специальной терминологией курса, неумение работать со специальной литературой.

 

Вопросы к экзамену

1. Понятие религии (этимология, определения и основные характеристики).

2. Устройство мира и место в нем религии в представлениях homo religiosus.

3. Основные характеристики сакрального и профанного пространств.

4. Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм; всеобщность религии.

5. Религиозный опыт и его критерии.

6. Религиозность неписьменных народов: спиритизм, фетишизм, тотемизм; космогония и космография. Шаманизм. Понятие магизма.

7. Религиозность палеолита. Религиозные представления и культы неолита и ранних земледельческих цивилизаций на примере культуры мегалитов.

8. Ведийская религия: самхиты, пантеон, культ.

9. Брахманизм: космогония, космогоническое и внутренне жертвоприношение.

10. Упанишады. Концепция Атмана-Брахмана. Учение о сансаре и мокше.

11. Классический индуизм: смрити, тримурти. Варнашрама (варны, ашрамы, дхарма)

12. Классический индуизм Бхагавадгита, тримарга, раджа-йога

13. Средневековый индуизм: агамы и тантры, пуджа, свами, гуру. Путь достижения мокши в трех основных направлениях средневекового индуизма.

14. Общие системообразующие принципы ортодоксального индуизма. Инклюзивизм. Коммунализм.

15. Социально-религиозный контекст возникновения буддизма. Жизнеописание Будды Шакьямуни.

16. Учение буддизма: четыре благородные истины, восьмеричный благородный путь.

17. Буддийская психология: анатмавада, абхидхарма. Буддийская космология.

18. Тхеравада: палийский канон, архаты, ареал распространения. Махаяна: литература сутр, путь бодхисаттвы, пантеон; ареал распространения

19. Махаяна: описание реальности в мадхьямаке и йогачаре.

20. Ваджраяна: мантраяна, традиция махасиддхов, тантрические практики.

21. Основные школы тибетского буддизма и их отличия от традиционного.

22. Культы Майтрейи и Амитабхи. Их догматическая (с православной т. зр.) несостоятельность.

23. Дзэн (чань) буддизм.

24. Основные религиозно-философские представления древнего Китая: культ Неба, государя и предков.

25. Конфуцианство: благородный муж, ритуал, человечность.

26. Китайский синкретизм.

27. Даосизм. Понятие Дао в конфуцианстве и даосизме.

28. Даосизм. Религиозное учение даосизма о бессмертии души и его отличие от христианского вероучения.

29. Синтоизм: священные тексты, пантеон, культ Императора, буддийско-синтоистский синтез

30. Иудаизм. Основные различия между раввинистическим иудаизмом и иудаизмом Второго Храма

31. Иудаизм. Сравнительная характеристика направлений иудаизма в отношении богослужения, норм кашрута и др. предписаний

32. Иудаизм. Раввинистическая концепция Двойной Торы и православная концепция Предания

33. Иудаизм. «Тринадцать догматов веры» Маймонида и Никео-Константинопольский символ веры

34. Иудаизм. Мессианские чаяния в современном хасидизме.

35. Ислам. Жизнеописание Мухаммада и версии происхождения его пророческой миссии

36. Ислам. Коран. Сунна. Хадисы и сахихи.

37. Ислам. «Пять столпов Ислама» и другие основы мусульманской веры (иман).

38. Ислам. Мазхабы: их основатели, отличительные особенности.

39. Ислам. Течения и секты ислама: шиизм, исмаилизм, ахмадие, суфизм.

40. Ислам. Смысл покаяния в исламе и христианстве

41. Ислам. Социальные и политические идеалы ислама (в т.ч. в отношении к иноверным).

42. Ислам. Взаимоотношения ислама с иудаизмом и христианством.

Ислам. джихад и его понимание мусульманами в наши дни.


[1] Для тех, кто интересуется этими вопросами, рекомендуется обратиться к учебным пособиям Д. В. Деопика «История Древнего Востока» и А. В. Постернака «История Древней Греции и Древнего Рима».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!