Анализ фрагментов текста хрестоматий



Анализ хрестоматийного фрагмента текста связан с минимализированным обращением к первоисточнику. В задании представлены выдержки из известных работ крупнейших философов в подборке, отражающей наиболее их характерные идеи, также являющиеся маркерами, как и в предыдущем задании, но с меньшей степенью очевидности. Эти ключевые идеи представлены не в стерильном виде дискурса учебника, а они как бы завуалированы стилем изложения самого философа, наслоениями перевода, стилистикой архаичных оборотов. Эти особенности создают некоторые препятствия для процедуры распознавания, но именно они и являются ценными для дальнейшего продвижения в работе с философским текстом.

 

Пример выполнения

По фрагменту работы философа необходимо определить его имя, соответствующее ему направление, и обосновать свой ответ.

«Истинной является лишь одна субстанция… И иная субстанция, чем бог, не может ни быть, ни быть понятой… Атрибутами единой субстанции являются мышление и распространенность, или природа…, но они не ограничены лишь мышлением и распространенностью; субстанция имеет бесконечное число атрибутов, которые в единичных (конечных) вещах проявляют себя как модусы. То, что характеризуется этими модусами, имеет в отличие от субстанции и ее атрибутов существование, покоящееся на внешней причине, которой свойственны не только конечность, но и изменение и движение … Человек же – модус особого вида, так как для него характерна распространенность, как для других тел, но ему присуще и мышление, из чего вытекает, что свобода для человека – это единство воли и разума; размеры же его реальной свободы определяются ступенью разумного познания».

1. Определить имя философа: словосочетание «истинной является лишь одна субстанция», а также понятия «атрибуты» и «модусы» указывают на автора приведенного фрагмента текста – Б. Спинозу.

2. Он являлся представителем, на что в тексте также есть указание в абзаце о человеке: «размеры же его реальной свободы определяются ступенью разумного познания», т.к. обоснование возможностей человеческого разума является характерной чертой данного направления.

3.  Формулировки, позволившие определить имя философа и выражающие его основные идеи: «истинной является лишь одна субстанция»,«человек же – модус особого вида»,«свобода для человека – это единство воли и разума». В этом фрагменте узнается известное изречение Б.Спинозы, автора пантеистического учения «о единой субстанции»: «Свобода есть осознанная необходимость».

Практические задания

по теме философия Нового времени и Просвещения

Текст 1

 «Знание и могущество совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие… Логика, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению заблуждений.., чем отыскания истины. Поэтому она более вредна, чем полезна… Познание, которое мы обычно применяем в познании природы, мы будем называть предвосхищением природы, потому что оно поспешно и незрело. Познание же, которое должным образом извлекает из вещей, мы будем называть истолкованием природы… Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, но тот способ использования опыта, который теперь люди применяют, слеп и неразумен… они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало продвигаются вперед».

 

Текст2

 «Такая общая власть, которая была способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно, путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставлять делать других в целях сохранения общего мира и безопасности…».

 

Текст3

 «Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. Некоторые считают, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия.., так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди, исключительно при помощи своих природных способностей, могут достигнуть всего своего знания… Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место.., и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена… С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится всё более и более заметным… Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения».

 

Текст4

 «… В обширном нашем мире всё происходит математически, то есть безошибочно, так что, если бы кто-нибудь сумел в достаточной мере проникнуть в более составные части вещей и к тому же обладал достаточно памятью и разумением для того, чтобы учесть все обстоятельства и не оставлять ничего без внимания, то он был бы пророком и видел бы будущее в настоящем, как в зеркале. Ведь точно так же, как мы можем утверждать, что цветы и… животные сформированы уже в семени…, точно так же мы можем сказать, что весь будущий мир уже задан в мире современном, так что никакое обстоятельство извне не может ему помешать, ибо вне мира не существует ничего. Эта безошибочность предопределенности может служить нам успокоением души».

Текст5

 «Ничего подобного тому, что философы называют материальной субстанцией, не существует… Я вижу эту вишню, я осязаю её, я пробую её; и я убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать; следовательно, она реальна. Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню… Отсюда следует, что когда я вижу, осязаю, испытываю вкус, я убежден, что вишня существует или является реальной; её реальность не есть нечто отвлеченное от этих ощущений… Не сомневаюсь даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами которых касаюсь своими руками. Единственная вещь, существование которой я отвергаю, - это то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Разумеется, атеистам будет не

 

Текст 6

 «…Идея причинности должна происходить от какого-нибудь отношения между объектами, и отношение это мы должны теперь постараться открыть… Предполагать, что будущее соответствует прошлому, побуждает нас лишь привычка. Когда я вижу бильярдный шар, двигающийся по направлению к другому, привычка немедленно влечет мой ум к обычно имеющему место действию, и предвосхищает то, что я затем увижу, заставляя меня воображать второй шар в движении… Силы, которые действуют на тела не известны. Мы воспринимаем только свойства тех сил, которые доступны ощущениям. И на каком же основании должны мы думать , что одни и те же силы всегда будут сочетаться с одними и теми же качествами?.. …Что касается доказательства истинности христианской религии, то они являются еще более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств».

Текст7

 «Я замечаю двоякое неравенство в человеческом роде: одно естественное или физическое, установленное природой (различия в возрасте, здоровье и т.д.), другое же может быть названо нравственным или политическим… Неравенство усиливается и растет в зависимости развития наших способностей и успехов человеческого ума… Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства.., роскошь, развращенность и рабство во все времена становились возмездием за наше надменное стремление выйти из счастливого невежества, на которое нас обрекла вечная Мудрость… Народы! Знайте раз навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук ребенка опасное оружие. Все скрываемые от вас знания являются злом, от которого она вас охраняет, и трудность изучения составляет одно из немалых её благодеяний. Люди испорчены, но они были бы еще хуже, если бы имели несчастье рождаться учеными».

 

Текст 8

 «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Её совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. Другие нам неизвестны, потому что действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своих первопричин… Поднимемся же над облаками предрассудков. Выйдем из окружающего нас густого тумана… Будем остерегаться разгула воображения…, особенно религии, ибо она противоречит всем принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое познание…»

Текст 9

«… Начала, какие я предлагаю в этой книге, суть самые истинные начала, с помощью которых можно достичь высшей ступени мудрости… Два основания достаточны для подтверждения этого: первое, что начала эти весьма ясны, и второе, что из них можно вывести все остальное… А что они (начала) вполне явны, легко показать, во-первых, из того способа, каким эти начала отыскиваются: именно должно бросить всё, в чем мне мог представиться случай хоть сколько-нибудь усомниться… Итак, должно понять, что для того, кто стал бы сомневаться во всем, невозможно, однако, усомниться, что он сам существует, в то время, как сомневается; кто так рассуждает и не может сомневаться в самом себе, хотя сомневается во всем остальном, не представляет собою того, что мы называем нашим телом, а есть то, что мы именуем нашею душою или сознанием. Существование такого сознания я принял за первое начало…».

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!