Философских определений глоссария и словарных статей



…Важно не спешить говорить, а готовиться расслышать,

 каким будет слово, которое скажет или не скажет мысль.

Союз мысли и слова достоин того чтобы о нем думать.

Владимир Бибихин. Молчание // Язык философии

Учитывая приведенное выше обоснование «трудности» философского языка, вызванной необходимостью «деавтоматизации стереотипного мышления», этот процесс вполне логично начинать со знакомства с философской лексикой и философской терминологией. Опыт «распаковки» отдельных понятий, не обязывающий на первоначальном этапе к необходимости постижения сложных концепций, может дать своего рода «настройки вхождения в философский дискурс, определенной «пробы» соприкосновения с его спецификой.

Следует при этом отметить, что философские термины и философская лексика с точки зрения семантики и функционирования не идентичны обще- или специально-научным терминам, обладая целым рядом существенных отличий: «за термином всегда стоит предмет мысли, но не мысли вообще, а специальной мысли, ограниченной определенным полем»[19], философский термин соотнесен одновременно и со специальной мыслью и с мыслью вообще. Философская лексика тем более не порывает связи со словами общеупотребительного языка.

Под философским термином прежде всего имеются в виду специальные терминологические философские слова (такие как «трансцендентальный», «имманентный», «акцидентный», «априори», «самотрансцендирование» и др.) или словосочетания, фигурирующие в собственно философских текстах («понятие материи», «абсолютный дух», «феноменологическая редукция», «трансцендентальное единство апперцепции» и др.).

К философским терминам следует также относить и «авторские» философские термины, т.е. появившиеся первоначально в текстах одного философа. «Авторские» термины могут быть специальными терминологическими, например, «вот-бытие», «бытие-при-внутримировом-сущем» М. Хайдеггера, или могут выражаться общеупотребительным словом, но получающим терминологический статус «авторского» термина, например, «непостижимое» Л. Франка.

Таким образом, понятие философской лексики включает специальные философские термины и неспециальную философскую лексику. Специальный философский термин может быть авторским и неавторским; неспециальная философская лексика, в свою очередь, также может быть авторской и неавторской.

Итак, в качестве первоначального опыта «вхождения в философский дискурс» мы предложили три разновидности работы с внеконтекстуальными философскими понятиями:

1) обзорное ознакомление с историко-философским курсом через дефиниции глоссария в таблицах терминологического соответствия;

2) тестовую «распаковку» философских формулировок из словарных статей;

3) и опыт самостоятельного авторского «перевода» языковой словарно-академической конструкции в текст, приближенный к обыденному сознанию, доступный пониманию человеку, только начинающему осваивать философское знание.

 

 

Таблицы терминологического соответствия

В данном случае предлагается ознакомление с тематикой курса «со стороны терминологии», где работа с таблицей предполагает введение в общее поле материала истории философии. Это достаточно свободное задание, жестко не привязанное к формулировкам глоссария. Поэтому глоссарий в самом общем виде соотносится с тематическими ячейками таблицы, а не буквально и не дословно. Задачей является соотнесение темы ячейки таблицы (в левой колонке) со смыслом терминов представленных в глоссарии (в правой колонке).  

Таблица 1

Темы историко-философского курса Соответствующие понятия  из глоссария «авторские» термины
1 Философия Античности:истоки формирования, характерные черты, представители  
2 Философия Средневековья: соотношение веры и разума; представители  
3 Философия Возрождения: проблема переосмысления идеи Бога; представители  
4 Философия Нового времени: обоснование Разума; представители  
5 Немецкая классическая философия: вершина развития философской классической традиции; представители  
6 Философия марксизма: философия, которая «должна изменить мир»; представители  
7 Современная западная философия: неклассические основания понимания мира и человека; представители  
8 Постнеклассическая философия: плюрализм и диалогичность в постижении реальности; представители  

 

Пример заполнения ячеек

1. Итак, заполняем ячейку 1. «Философия Античности:истоки формирования, характерные черты, представители».

2. Прежде всего, нужно определить понятия, с которыми соотносятся категории глоссария; в нашем случае это: «античная философия», «истоки формирования», «характерные черты».

3. Далее из глоссария в эту ячейку выбираем понятия: а) метафизика, натурфилософия, рефлексия, философия и т.д., т.к. они отражают античную философию. б) мифология, религия, предфилософия, политеизм, архэ и т.д. – эти понятия отражают истоки формирования философии; в) космоцентризм, натурфилософия, антропоцентризм – эти понятия отражают черты античной философии.

4. Представители: а) ранний период (космоцентризм, натурфилософия); Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) – наивные материалисты; Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) – основатели метафизики; Гераклит – основатель диалектики; Пифагорейская школа (Пифагор) – заложены основы идеализма; Анаксагор и Эмпедокл – механистические материалисты; б) классический период (антропоцентризм). Демокрит (атомистический материализм), софисты (релятивизм), Сократ (этический рационализм), Платон (объективный идеализм), Аристотель (систематизация философского знания); в) поздний (греко-римский) период (этическая проблематика); эпикурейская школа, школа стоиков, школа скептиков, школа неоплатоников.

Практическое задание

Заполните вышеприведенную таблицу по алгоритму примера заполнения ячейки 1. «Философия Античности:истоки формирования, характерные черты, представители».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!