Мотив безумия в «Гамлете», «Короле Лире» Шекспира и «Дон Кихоте» Сервантеса, его роль в произведениях.



Обратимся к великому безумцу Сервантеса Дон-Кихоту. Значение этого персонажа выходит за рамки ближайшей цели автора - дискредитировать рыцарство и рыцарские романы. Эта ближайшая цель романа привела к блестящим результатам. Издание рыцарских романов прекратилось. Если бы только в этом заключалось значение романа, то о нем бы скоро забыли. Но роман стал бессмертным. Ему посвящена большая философская и литературоведческая литература. "Дон-Кихот" приобрел общечеловеческое значение, стал нарицательным именем с положительным и отрицательным значением. Обыватель увидел в нем только комические и отрицательные черты безумца, отрешенного от действительности, и чудачества, которые могут вызвать только смех. Но гуманисты всех времен увидели в Дон-Кихоте не только бедного безумца, но и человека с возвышенной душой, мыслителя, полного благородства и высоких стремлений. И в наше время был создан художественный фильм "Дети Дон-Кихота", в котором врач родильного дома усыновлял детей, покинутых матерями. Соседи прозвали его Дон-Кихотом.

Великие поэты-романтики Байрон и Гейне видели противоречивость и несовместимость идеальных устремлений Дон-Кихота с сатирической направленностью романа. Гейне в детстве проливал слезы над страданиями Дон-Кихота, а в зрелом возрасте увидел в нем величайшую сатиру на восторженность и отрицательные ее последствия.

Оценка романа великими поэтами грешит односторонностью. Ту же односторонность можно отметить в сопоставлении Дон-Кихота и Гамлета Тургеневым. Мы не можем себе позволить обсуждать здесь философские, психологические и литературоведческие вопросы, которые возникли в связи с великим произведением Сервантеса. Наша задача - обсудить характер "безумия" Дон-Кихота.

"Безумие" Дон-Кихота носит характер паранойяльного бреда. При этом бред носит систематизированный характер. Бредовыми являются не идеальные нравственные устремления Дон-Кихота, а форма и способы их исполнения. Можно думать, что у благородного рыцаря уже наступило возрастное снижение психики, проявляющееся в сентиментальности, неадекватном восприятии сентиментальных рыцарских романов, неспособности реально оценивать свои физические возможности. При этом состояние и поведение Дон-Кихота, особенно взаимоотношения его с людьми разных сословий, описаны Сервантесом на уровне лучшей реалистической литературы. Может показаться неправдоподобной возможность дряхлеющего старика переносить все трудности и опасности в экстремальных для него ситуациях, в которых он так часто и долго оказывался. Но и здесь Сервантес оказался на высоте своего гения. Он мог учитывать известное положение, выраженное в афоризме - "Великие цели рождают великую энергию" даже в немощном теле. Правдивым является и описание смерти великого страдальца, когда сознание его прояснилось, как последняя вспышка некогда сильного духа.

Есть некоторое сходство в психопатологическом плане между Дон-Кихотом и королем Лиром. Известно, что Л.Н. Толстой не жаловал Шекспира. Он не видел, в частности, художественной правды в характере и поведении короля Лира. Неправдоподобным ему представлялось отречение Лира от своей любимой дочери. Но все алогичные поступки Лира вполне объяснимы старческим снижением психики, критичности и самокритичности. Трагедия одряхлевшего короля и отца состоит в том, что он оказался в полной зависимости от лукавых, жадных и жестоких дочерей. Об этом ему постоянно твердит его верный шут. Вместе с тем мы не можем свести содержание трагедии к старческому снижению личности Лира. Для Шекспира "Король Лир" - это трагедия социальная. Не случайно он погрузил Лира в бездну народных страданий, дал ему испить их в полной мере.

Из женских типов Шекспира одним из самых очаровательных нам представляется Офелия. Может быть наше отношение к этому персонажу усилено великолепным исполнением роли Офелии А. Вертинской. Но и Белинский видит в Офелии существо кроткое, цельное, любящее, "сотканное из эфира и света". Она создана для чувства тихого, спокойного и глубокого. Как существо нежное и слабое, Офелия не выдерживает трагическую ситуацию и впадает в "безумие." Она трагически погибает не с отчаянием в душе, а "угаснет тихо, с улыбкой и благословением на устах, с молитвой за того, кто погубил ее"; "угаснет, как угасает заря на небе в благоухающий майский вечер".

Чтобы понять характер "безумия" Офелии, остановимся несколько больше на ее характере и поведении. Офелия способна только любить. И в этом ее характер сродни чеховской Душечке. Ее интеллект не столь высок, чтобы понять и разделить философскую суть страданий Гамлета. Офелия способна увидеть или угадать его глубокий, незаурядный ум, но не понимает его содержания. Как и все ее окружение, она связывает "странное поведение" Гамлета с "помешательством". В отличие от Дездемоны и Корделии у Офелии нет выбора между отцом и возлюбленным: она одинаково предана обоим; рассказывает отцу о письмах и подарках Гамлета; невольно, не осознавая этого, играет неблаговидную роль в сговоре отца и короля против Гамлета. Примечателен рассказ Офелии отцу о встрече с Гамлетом вскоре после его свидания с призраком-отцом:

Офелия не поняла своего возлюбленного, хотя его безмолвные жесты были красноречивее слов.

Вскоре Гамлет убедился в том, что Офелия является послушной исполнительницей воли отца и короля. Предвидя последующие трагические события, он с горечью и сарказмом предлагает ей уйти в монастырь.

Примечательно поведение Офелии в сцене "Мышеловка":

Гамлет. Сударыня, могу я прилечь к вам на колени? (Ложится к ногам Офелии).

 Офелия. Нет, мой принц.

 Гамлет. Я хочу сказать: положить голову к вам на колени?

 Офелия. Да, мой принц.

 Гамлет. Вы думаете, у меня были грубые мысли?

 Офелия. Я ничего не думаю, мой принц.

 Гамлет. Прекрасная мысль - лежать между девичьих ног.

 Офелия. Что, мой принц?

 Гамлет. Ничего.

Далее Гамлет отвечает на вопросы и реплики Офелии в том же фривольном и двусмысленном тоне, как например:

Офелия. Вы колки, мой принц, вы колки.

 Гамлет. Вам пришлось бы постонать, прежде чем притупится мое острие.

 Офелия. Все лучше, и все хуже.

Для нежной, чуткой и незащищенной души Офелии трагическая смерть ее отца, ссылка в безвестность возлюбленного были тяжелым потрясением, которое ей было не под силу преодолеть. Это и привело Офелию к "безумию". Характер этого "безумия" можно отнести по психиатрической нозологической классификации к одной из форм психогенно-реактивных состояний. Различают две основные их группы:

 Примитивные психогенно-реактивные состояния с инфантильной, ажитированной, нарочито дурашливой или другими примитивными реакциями.

 Сложные психогенно-реактивные состояния с разной степенью сложности личностной переработки травмирующей ситуации. Они могут носить характер бредовых фантазий, в которых реальность перемежается или сплетается с вымыслом.

Во всех случаях психогенно-реактивные состояния являются защитной реакцией на чрезмерную, непереносимую психическую травму. Эта защитная функция их связана с дезорганизацией сознания разной степени выраженности и сложности.

Психогенно-реактивное состояние у Офелии можно рассматривать как уникальную форму, относящейся ко второй группе их классификации. В ее измененном сознании, в ее песнях и репликах перемежаются чувство любви ко всем близким, тревога за сосланного в безвестность возлюбленного. В ее порой фривольных песнях близкие видят не только безумие, но и осмысленные иносказания. Измененное сознание избавляет Офелию от страха, когда она оказалась в гибельной ситуации. Она погибает с песней на устах, в которой можно угадать молитву и благословение дорогих ей людей.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1756; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!