Часть. Adagio – Allegromolto.



Это первая кульминация цикла. Здесь заявляется основной драматический напряженный тонус высказывания, основное конфликтное состояние души героя. Вступление: медленное, напоминает балладно эпические вступления, такие как в балладе Шопена соль минор ->славянское начало. Тема раздумья в низком регистре прерывается острыми фанфарами, потом постепенно начинает зарождаться ГП, в конфликтных звучаниях ум7, на фоне тремоло струнных, пробиваются её интонации. Тема раздумья в низком регистре прерывается острыми фанфарами, потом постепенно начинает зарождаться ГП, в конфликтных звучаниях ум7, на фоне тремоло струнных, пробиваются её интонации. Но ритмика зарождающейся темы не характерна для типичной европейской ГП: острое синкопирование, которое свойственно для чешской польки и одновременно для афроамериканского фольклора. Это общая черта польской и афроамериканской музыки + общее использование нестандартных ладов: натуральный минор, пентатоника, поэтому до конца не ясно, чьи это черты, польские или афроамериканские. Вступление заканчивается на органном басу.

Экспозиция: ГП – 3х частная. Это лейт-тема всей симфонии (как у Бетховена в 5ой, у Чайковского), она появляется в самых ответственных моментах. Состоит из двух элементов: 1) более близок негритянской музыке. Крупное синкопирование, плагальный оборот, тембр валторн. 2) более спокойный, напоминает польку, мелодия кружится вокруг первого стержня. Разработка: активно звучит фанфарная тема. Реприза: динамическая. СП – как часто бывает у Чайковского, её нет. Она сливается с ярким развитием ГП. ПП – контраст к ГП, мотивы ностальгической (в смысле Родины) лирики. Приглушенная по звучанию полька у флейты и гобоя. Соль минор (тональность одноименная параллельной, то есть по классическим образцам здесь должен быть соль мажор, такое тональное строение имеет 1 ч симфонии 4 Чайковского). Потом возникает типично славянская ладовая переменность из соль минора в си бемоль мажор. ЗП – соль мажор, более умиротворенная, сдержанная лирика, близка колыбельному жанру в негритянском варианте. Синкопирование, пентатоновые обороты. Тембр флейты в первой октаве передаёт тембр женского негритянского голоса. Разработка: волнообразная, преобразуется ЗП, в ней появляются героические ноты. Героическая, эмоциональная окраска. Все остальные темы тоже преображаются, переосмысляются, активно развиваются. Реприза: совпадает с кульминацией 3ей волны разработки, в общем достаточно традиционная. Кода: напряженный тонус развития, это вторая разработка. 1 ч завершается грозным звучанием лейт-темы.

2 часть. largo.Форма сложн 3х частная, с двойной серединой. Des-dur(своеобразна, не классич). Лирико-созерцательное содержание, воплощение каких-либо духовных ценностей (природа, фольклор, история, лирика чувств). Программа – по сборникам стихотворных повестей Генри Лонгфелло об индейском вожде Гайавате, глава 20 «Песни о Гайавате», эпизод, связанный с погребением его жены Миннегаги (перевод «смеющаяся вода»). «В лесу глухом и тёмном, под печальною цикутой». Кроме этого во 2ч индейского ничего нет, прежде всего, нет индейского тематизма. Мелодика синтезирует истоки афроамериканские и славянские, и в процессе развития всё более остро и настойчиво пробивается эмоциональный мотив тоски по Родине, по прекрасному и недосягаемому идеалу, душевному покою и счастью – то есть содержание 2ч более обще человечно и романтично, нежели конкретная жанровая картина. Вступление: красочная цепь аккордов, ррр, духовики, модуляция из ми минора 1 ч к Des-dur2ч, такое необычное соотношение Дворжак делает, потому что хочет отстранить действительные конфликты 1ч и уводит нас в мир души, возвышенного созерцания, лирического размышления. «А» - основная тема части. Близка жанру спиричуэле (духовное негритянское песнопение), хотя есть и черты славянской колыбельной. Сдержанность, духовная созерцательность, замкнутость в состоянии глубокой скорби и смирении. Некая гармония возвышенной скорби – эмоциональное состояние темы. Язык: пентатоновые обороты. Des, solo англ рожка, а, затем, соло струнных. Это близкие человеческому голосу тембры, средний регистр, хоральный аккомпанемент. Изумительная по красоте тема. «В» - первый эпизод середины cis-moll, из 2ух элементов: 1) тема плача у гобоя и флейты на фоне трепетно-прозрачного тремоло струнных. Открытая эмоция, беззащитность, горестность, щемящие чувства. 2) шествие – неумолимый тихий шаг, пиццикато контрабасов, протяжно-тоскливый напев у дер. дух, образ более объективный, внешний. 1) Варьированный повтор, тема оплетается взволнованными подголосками. 2) варьированный повтор, вместо пиццикато контрабасов – шаги тремолируют. «С» - второй эпизод середины, Cis-dur(обратите внимание!!! не Des-dur, как в крайних частях, точнее иной эмоциональный колорит тональности). Образ: пастораль, безмятежное, летнее, свежее, ясное дыхание летней природы. Средства выразительности: журчащая мелодия гобоя, щебечущие тремоло флейты. Однако, расцветание этого образа подстерегает и прерывает грозное звучание лейт-темы у тромбонов – в данном случае воплощает новое роковое начало. После нее радостные звучания сворачиваются, тускнеют. Всё возвращается на круги своя. «А» - реприза, спиричуэлз. Завершается реприза задушевной каденцией скрипки, утешением души. Кода: строгая цепь аккордов у дух, симметричная аккордам вступления.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!