А. Дворжак. Симфония 9 ми минор. «Для нового мира».



Билет. Младо-романтические школы

 

История возникновения. Шуман о Н.Ш: «Искусство всегда будет большой фугой, где каждый раз тему будет проводить новый голос». (В европейский хор будут вступать новые Н.Ш.). появление Н.Ш. важно для искусства 19 века. В отличие от универсального интернационального классицизма 18 века, где господствовали «центростремительные силы», то есть всё стремилось к универсальному варианту. Тогда композиторы основных стран (Италия, Германия, Франция) не стремились показать свои национальные особенности, а создавался общий интернациональный универсальный функциональный стиль. В 19 веке в искусстве обозначались «центробежные явления», то есть появление национальных культурных центров, хотя был центр-Париж, который привлекал музыкантов всех стран, но сама эстетическая концепция романтизма предполагает не только важную роль индивидуальности, но и роль народного и национального компонента в искусстве любой страны, и в искусстве любого художника => 19 век – век появления национальной школы.

Н. Ш. и их особенности в первой половине века и во второй половине века отличаются.

1ая половина – первые Н. Ш. самые яркие – Польша, Венгрия, РОССИЯ!!! Все они разные: для Шопена (Польша) родина стала романтической мечтой, недосягаемым идеалом, и трудно сказать, чего в Шопене больше: национального или общеевропейского. У Листа (Венгрия) тоже были особенности: сначала с радостью уехал из дома, а потом в зрелом возрасте понял, что по национальности он венгр, что для композитора важен национальный компонент, и стал горячим патриотом. Ещё там был Глинка, но об этом позже. 2ая половина– черты Н.Ш. стали определяться более единообразно. Есть общие черты. Может, потому, что романтизм стал достаточно традиционным стилем (не смотря на то, что романтизм не предполагает традиционности). Выдвигаются младо-романтические Н.Ш. и доходят до европейского уровня мастерства. Это Чехия (Сметана, Дворжак) и Норвегия (Григ).

Сметана, Дворжак, Григ – наиболее типичные и яркие представители Н.Ш.

Общие черты: всем им свойственен патриотизм, который проявлялся в их жизни и многогранной деятельности (все переживают трудные ситуации, которые связаны с борьбой за независимость).

Все вносят вклад в образование; все помогают становлению национального театра; пропагандируют на гастролях муз. культуру своей страны.

Этот патриотизм проявляется в их творчестве (обращение к национальным образам). Стилистика их опирается на особенности национального музыкального мышления (национальные жанры, язык). НО: характеры, менталитет, природа, история, фольклор этих стран различны => творчество каждого из них индивидуально (у Сметаны и Дворжака оно ближе друг к другу, Григ – иное).

Общее: так как к середине 19 века накапливаются определенные традиции романтиков, но национальные композиторы заново создают национальную культуру => они СИНТЕЗИРУЮТ в своем творчестве романтические и классические черты мышления (отчасти, это влияние Брамса, который начал этот синтез, отчасти то, что они первые создают национальные новые жанры, которые должны быть классическими образцами (не смотря на романтические особенности мышления). + синтез европейского и национального.

ЧЕХИЯ: первая из славянских стран была замечена в Европе возрождение – Ян Гус (и его последователи – гуситы) ректор Пражского университета. Он создал национальную орфографию, национальную церковь, потом его убили, начались гуситские войны (5 крестовых походов). С начала 17 века до начала 19 века была «Габсбургская ночь» - когда Чехия была присоединена к Австро-Венгрии, был запрещён чешский язык, сожжены чешские книги, и национальные интересы не учитывались ни в экономике, ни в культуре. Но чехам удалось сохранить свою самобытность (в большей степени в фольклоре, в музыке). В 18 веке в странах Европы существовало много педагогов и музыкантов – чехов, и даже была поговорка: «Чехия – консерватория Европы». Имена (18век): Ян Черногорский («чешский Бах», педагог Глюка), ВойцехЖивный (педагог Шопена), ВенцельРужичка (педагог Шуберта), Антонин Рейха (педагог Листа, Берлиоза, Гуно, Франка), + Мангеймский оркестр: Стамиц, Рихтер, Канабих, +Ян Прач (помог составить графу Львову первое собрание русских народных песен).

Начало 19 века – возрождение Чехии и её культуры. Группа культурных деятелей – «Будители» (пробуждали культуру от габсбургскойночи). Середина 19 века – расцвет чешской культуры (появилась кафедра чешского языка в университете. Открылась пражская консерватория, появились в театрах спектакли на чешском языке, появилась национальная литература, музыка).

Имена: писатель Карл ЯромирЭрбви (собиратель фольклора), прозаик Божена Немцова, поэт Ян Неруда, музыка Шкроуп (пьеса «Филловачка» с хором про Родину, который сейчас составляет часть гимна Чехии)

А. Дворжак. Симфония 9 ми минор. «Для нового мира».

Программной эту симфонию назвать нельзя, в принципе это – инструментальный классический симфонический 4хчастный цикл, лирико-драматический по содержанию. 2ая часть сначала была опубликована как симф поэма «Легенда» по книге Генри Лонгфелло (американский поэт, который был увлечен индейскими легендами), собрание поэтических сказаний.

История создания. В 90е годы Дворжак был очень стеснён в материальном плане и принял предложение из Americaвозглавить Нью-Йоркскую консу, причём только что открытую, и по контракту он проработал там 3 года. Потом уехал, соскучился по родине и по семье (у него, между прочим, было 6 детей). То, что он увидел в Америке, его потрясло: бездушный дух бизнеса, которому наплевать на высокое искусство, он увидел, что жизнь в Америке конфликтна и не так благополучна, как казалось – внутренняя борьба, протесты (массовки). Он сочувствовал несправедливо угнетённым неграм и индейцам. В хорошем смысле его поразил американский фольклор, связанный в основном с коренным индейским и афроамериканским фольклором. Поэтому в симф 9, кроме драматического содержания есть своеобразный фольклорный национальный синтез. Сливается в одно целое фольклор славянский, индейский и афроамериканский. Этот синтез можно обнаружить практически в каждой теме симфонии.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!