Управлять государством должны мудрецы, обладающие дэ. При этом способ передачи власти не имеет большого значения.



Правитель обязан быть справедливым и старательным, заботиться о благе подданных и являться моральным эталоном для всех.

На протяжении практически всей истории Китая сосуществовали и боролись друг с другом два основных направления: 1. конфуцианство и 2. легизм.

Основное внимание и главные усилия Конфуция были направлены на отработку эталона высшей морали, должного поведения, на создание идеала совершенного человека. Совершенный человек должен основывать своё поведение и поступки на нормах обязательного и чётко расписанного ритуала (ли), который необходимо знать в совершенстве; также было необходимо обладать добродетелью (дэ), гуманностью (жень), чувством долга и справедливостью (и).

Суть социального порядка Конфуций видел в том, чтобы в обществе всё было прочно и стабильно, чтобы все находилось на своих местах и каждый знал свои права и обязанности.

Этот принцип был направлен на укрепление устоев и восстановление формализации отношений, опираясь при этом на ритуал. Этот ритуал (ли) выступает в качестве основы правосознания. То, что соответствует ему – соответствует справедливости, правде, праву, санкционированным в конечном счёте волей Неба и нормами истинного пути (дао).

Вторым направлением был легизм (школа законников). Его возникновение связано с именем крупнейшего администратора Шан Яна. Он создал концепцию государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения. Не столько закон, сколько государство выступает у Шан Яна высшим смыслом деятельности. Закон же в форме системы наказаний – это средство достижения высшей цели. Достигнуть же её можно только введением системы жёстких регламентов, за невыполнение которых должны следовать суровые санкции.

Следует отметить, что система традиционного китайского права может быть сведено к наказанию за проступки. Для правового мышления китайцев характерна уверенность в существовании правовой нормы, санкционированной Небом и Дао, причём эта норма является для них необходимой и достаточной.

Особенности и основные этапы эволюции правовой системы России.

Начиная изучать правовую систему России, необходимо обратиться к её формированию в 10-11 вв. К источникам древнерусского права относились:

- обычное право; - договоры с Византией и немецкими городами; - византийское законодательство;  - церковное право Византии; - уставы князей;- Русская Правда (первый сборник обычного права).

В период образования русского централизованного государства система источников права претерпевает определённые изменения.

Русская Правда утрачивает силу с 14 века и её место занимают жалованные и устные грамоты.

Губные грамоты, издававшиеся с 30-х гг. 16 века по просьбе местного населения.

Уставные земские грамоты (50-е гг. 16 века).

Судебники. Они являлись первыми крупными правовыми актами, созданными государственной властью (1497, 1550, 1589). В них право ещё не делится на отрасли, однако можно выделить материальное и процессуальное право. Судебники действовали на территории всей страны.

Стоглав (1551 г.), который наряду с Судебниками произвёл систематизацию обычного права, продолжавшего действовать.

Указанные книги приказов.

Соборное Уложение 1649 г. Это – первый полномасштабный кодекс России. В нём можно выделить отрасли права (уголовное, административное). После принятия Уложение было напечатано и разослано на места для сведения населения и чиновников.

До конца 17 века русское право развивалось самобытно, несмотря на некоторые заимствования законодательных актов Византии и Великого княжества Литовского. С начала 18 века начался императорский период истории государства и права России. Основными источниками права в этот период стали нормативные акты, изданные государственной властью. К ним относились:

Регламенты 2. Манифесты 3. Именные 4. Указы 5. Уставы

В первой половине 19 века была осуществлена кодификация русского права. Все существующие законы были сведены в единую систему. В 1835 г. введён в действие Свод законов Российской Империи.

Говоря о советском периоде развития отечественного права, следует обратить внимание на то, что преемственность по отношению к предыдущему периоду развития практически отсутствует. Законодательство Российской Империи было отменено, и в течении нескольких лет (1918-1922) его заменяло «революционное правосознание», являвшееся на практике беззаконием и вопиющим произволом. Общий уровень правового развития населения был крайне низким, вследствие чего нельзя было осуществить какие-либо эффективные меры по наведению правопорядка. Кроме того, пришедшие к власти большевики вообще отрицали необходимость существования права.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!