Наиболее близко к сравнительному правоведению находится теория государства и права, с которой оно взаимодействует на разных уровнях.



По мнению О.Ф. Скакун, задачей сравнительного правоведения служит детализация основных семей правовых систем, их групп, правовых средств регулирования общественных отношений в сравнительно-правовом аспекте.

Таким образом, сравнительное правоведение как юридическая наука занимает самостоятельное место в системе юридических наук, активно взаимодействуя с ними.

Учение Р. Давида о правовых семьях. Критерии классификации.

Под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Наиболее известная классификация правовых систем была проведена французским ученым Рене Давидом.

Р. Давид разделяет все существующие в мире национальные правовые системы на следующие группы:

- правовые семьи: романо-германскую, именуемую иногда "континентальной"

- англосаксонскую, или семью "общего" права;

- социалистическую; мусульманское, индусское, иудейское право; а также правовую семью стран Дальнего Востока и стран Африки.

Романо-германская правовая семья. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и моралиВ романо-германской семье начиная с XIX века господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.

Семья общего права - включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до сего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву.

Социалистические правовые системы составляют третью правовую семью, отличающуюся от двух первых.

Руководители социалистических стран видят цель в создании общества нового типа, в котором не будет государства и права. По этой причине единственным источником социалистического права является революционное творчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого коммунистической партией.

В мусульманских странах внимание сконцентрировано на идеальной системе - мусульманском праве, связанном с религией ислама. Примерно то же самое можно сказать об иудейском праве.

Право, связанное с религией или с определенным мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И, тем не менее, такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы.

Религиозное правосудие в мусульманской правовой системе

СМ ВОПРОС 14

Дальневосточная концепция права.

Согласно традиционным китайским представлениям правитель получает от Неба право на осуществление власти (тянь-мин). Однако, Небо может сменить правителя (го-мин). Власть должна осуществляться достойным, который обладает справедливостью (дэ).

Выделяется естественное право – установления Неба, его воля, в духе которой должны формироваться отношения в семье и поддержание, воспитание которых является обязанностью правителя и чиновников.

Кроме того, санкционированное этической нормой (Небом) естественное право превалирует над правом позитивным.

Китайская традиция сформулировала несколько основных постулатов политической и правовой культуры:

Управление государством осуществляется по мандату Неба, а в качестве критерия смены этого мандата выступает этическийдетерминат, реализующийся в форме обладания сакральной благодатью (дэ), которая может накапливаться и иссякать на протяжении династического цикла.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!