Повесть временных лет  как летописный свод.



Вопросы к зачету по истории отечественной литературы

(древнерусская литература и русская литература XVIII в.)

 

Оглавление

Вопросы к зачету по истории отечественной литературы.. 1

(древнерусская литература и русская литература XVIII в.). 1

1. Древнерусская литература. Специфика. Система жанров. 1

Первичные жанры.. 2

2. Повесть временных лет как летописный свод. 4

3. Древнерусская агиографическая литература. 5

4. «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Идейно-художественное единство текста. Композиция. Жанровая природа. 6

5. Повести о борьбе с татаро-монгольским нашествием. Проблематика и поэтика. Образ русской земли. Патриотические идеи. 8

6. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как уникальный памятник древнерусской литературы. Проблематика. Жанровый синтез. 14

7. Эпоха Предвозрождения на Руси. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как образец публицистики. 18

8. XVII век в истории русской литературы. Взаимодействие традиционного и нового. 21

9. Бытовые повести XVII в. 21

"Повесть о Горе-Злочастии". 21

Повесть о Савве Грудцыне. 23

Повесть о Фроле Скобееве. 25

Повесь о Карпе Сутупове. 27

10.    Сатира XVII в. 28

Повесть о шемякином суде. 28

Повесть о Ерше Ершовиче. 29

Праздник кабацких ярыжек. 30

Калязинская челобитная. 31

11.    «Житие Юлиании Лазаревской» («Повесть об Улиянии Осорьиной») как образец агиографии XVII века. 33

12.    Традиции агиографического жанра и их преодоление в «Житии» протопопа Аввакума. «Житие» протопопа Аввакума в контексте русской культуры XVII в. 34

13.    Поэзия С. Полоцкого. Барокко в русской литературе. 38

14.    Петровской эпохи. «Юности честное зерцало». «Гистория о Василии Кориотском». 40

15.    Классицизм как стиль искусства и литературное направление. Классицизм в русской литературе XVIII в. 43

 

Древнерусская литература. Специфика. Система жанров.

10 век. Принятие христианста. Поучение кириллской письменности

Цель написание произведений

 

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной.

Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры

Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

1. Летопись –рассказ об истории человечества

2. - Житие; - нравоучительный рассказ о жизни святых монахов

3. - Слово; - образец торжественного краснорецие

4. - Поучение; - прославленипе добродетелей,обличие пороков

5. - Повесть.

6. Хождение – рассказ о путешествиях

К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

1) Житие -жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святыx. Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни.

Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития

1) Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
Святой рождался святым, а не становился им.

2) Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.

3) Святой не боялся смерти. Заканчивалось житие прославлением святого. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

4) Древнерусское красноречие

5) Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства.

6) В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:

- Дидактическое (поучительное);

- Политическое;

- Торжественное;

- Поучение.

Поучение– разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь.

Политическое

Торжественное

Слово

Слово – сказание о герое. Повесть. «Слово о полку Игореве».

 

Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее

Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии.

Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.

Повесть

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры

Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

Вторичные жанры

  • Летопись
  • Хронограф
  • Чет и минеи
  • Патерик

 

 

Летопись– это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

2)Хронограф

3) Хронограф– это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

4) Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.

5) Патерик – описание жизни святых отцов.

6)Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.

 

 

Повесть временных лет  как летописный свод.

Объединение древнерусских летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестором, Откуда есть пошла Русская .первые правители. Отношение летописца к прошлому. Руси было проникнуто эпическим пафосом. Диалоги героев. нередко и живой диалог. Образцом для позднейших княжеских

речей служила образная речь Святослава к дружине перед битвой с превосходящими силами византийцев: “Уже нам некамося дети, волею и неволею стати противулДа не 374 литература посрамим земле Русские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имам…” (971 г.)
Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Эта тема получила различные формы выражения: эпическую и публицистическую. По представлениям летописцев, история вершилась по воле божьей деяниями князей, а эти деяния оценивались так или иначе в зависимости от того, насколько они отвечали государственно-патриотическим идеалам эпохи. Отдаленное прошлое отражалось в идеализированных повествованиях о первых князьях. Тогдашняя действительность получила в летописи острые нравственно-политические оценки, в которых осуждались княжеские раздоры, начавшие со второй половины XI века угрожать целостности страны. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. Когда феодальное расчленение Киевской Руси стало признанным фактом, общерусские государственные идеи стали проявляться в летописи еще более ясно.
Тема обороны Руси от половцев связывалась в летописи не только с протестом против междоусобной борьбы князей, но и с оценкой положения крестьян, страдавших от набегов внешних врагов. “Повесть временных лет”, как и продолжающее ее летописание, занимает высокое место в средневековой хронографии. Широта исторического и политического кругозора, осознание родства славянских народов, понимание государственных интересов Киевской Руси, стремление осмыслить современность при помощи сопоставления ее с прошлым, высокий патриотический пафос – все эти особенности выделяют “Повесть временных лет” среди других литературных памятников в плане идейном.
Литературно-стилистической особенностью “Повести…” является ее многожанровая и многостилевая структура, охватывающая все богатство изобразительных средств древнерусской письменности. Она вобрала в себя дружинно-эпические предания, записи устных исторических рассказов и родовых легенд, народно-сказочные повествования, пословицы и поговорки, воинские повести и повести о феодальных преступлениях, библейские изречения, фрагменты переводных сочинений, рассуждения о пользе книг поучения церковные (Федосия) и светские (Владимира Мономаха), жития первых русских святых Бориса и Глеба, записи государственных договоров и политических завещаний и т. п. Благодаря универсальности своего содержания и богатству стилистических средств древнерусская летопись отличается от других меньшей схематизацией излагаемого материала, а также не столь односторонней придворно-феодальной и церковной тенденциозностью.
Написанная живым и образным языком, “Повесть временных лет” была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Древнерусская агиографическая литература

Агиография -Богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости .Хорошо разработанной стилистической системе Епифания и Пахомия противостоят в агиографии второй половины XV в., с одной стороны, «неукрашенные» описания жизни святых, рассматривавшиеся, по-видимому, как материал для последующей литературной обработки, а с другой стороны — жития-легенды, основанные на фольклоре и обладающие хорошо разработанными, но не традиционно-агиографическими сюжетами. Пример:Повесть о Петре и Февронии (первоначальный сюжет).  (Петр и Феврония были святыми Муромского княжества

 

Повесть о Петре Ордынском. Близка к «Повести о Петре и Февронии» и другая житийная повесть — о Петре, царевиче Ордынском.[397] И здесь в центре повествования легендарный, не исторический персонаж, и здесь нет темы мученичества и страданий за веру. Герой Жития — благочестивый татарский царевич Петр, которому во сне явились апостолы Петр и Павел, дали два мешка с золотом и велели возвести на эти деньги храм. Для построения храма Петру необходимо разрешение местного ростовского князя, но князь относится к просьбе Петра без большого сочувствия. Фигура этого князя вообще весьма своеобразна. Он вовсе не злодей — скорее положительный персонаж, но вместе с тем расчетливый политик, явно подтрунивающий над благочестивым царевичем: «Владыка тебе церковь устроит, а аз место не дам. Что сотвориши?». Петр, ссылаясь на повеление апостолов, смиренно соглашается купить у князя, «елико отлучит благодать твоя от земли сия». Услышав эти слова и увидев мешки в руках Петра, князь решает про себя извлечь пользу из «ужасти» Петра и владыки (архиепископа), потрясенных чудом: «У тебе колико отлучить от ужасти владыки, от святых апостол» (с. 101). Здесь явная игра со словом «отлучити», имеющим в первом случае скромно-благочестивый, а во втором — откровенно циничный смысл. Князь требует за землю для храма столько золотых монет, чтобы ими можно было обложить весь участок, уступленный Петру. Петр соглашается, приобретает участок с находящимся на нем озером, окапывает его рвом и выкладывает по границам своего участка столько денег (вынимая их из волшебных мешков), что ими наполняют посланные князем возы и колесницы. После построения храма Петр собирается вернуться к себе в Орду, но князь уговаривает его жениться в Ростовской земле. И опять мотивы поведения князя откровенно практичны: «Аще сей муж, царево племя [родственник хана], идет в Орду, и будет спона граду нашему… Петр, хощеши ли, поимем за тя невесту?» (с. 102). После смерти Петра «в глубоце старости» на земле, отданной ему князем, был устроен монастырь.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 879; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!