Фильтры восприятия. Виды фильтров. Трансформация реальности в результате действия фильтров.



Психотехнологии коммуникативного менеджмента

Субъективная реальность

Категория субъективной реальности. Структура иллюзии восприятия. Уровни сенсорной культуры личности.

1. Человек принимает решения и действует, реагируя не на реальный мир, а на его карту, модель, создаваемую его психикой. Такую карту\модель реальности мы будем называть субъективной реальностью личности.

2. Однако – и это первый принцип психотехнологии – карта не есть территория. Это означает, что субъективная модель реальности отличается от самой реальности – так же, как меню отличается от пищи, в нем обозначенной.

3. Отличия карты от территории:

a. Карта упрощает реальность =>риск потери важной для принятия решения информации (см. «Фильтры восприятия»)

b. Карта отражает не только территорию, но и особенности картирующего субъекта

i. Проекции

ii. Эмоциональные искажения

iii. Проблемы и противоречия

c. Карта устаревает в момент ее создания

i. Мы строим отношения с прошлым, а не с настоящим (подробнее см. http://ig-romanov.livejournal.com/21833.html

ii. Общение с прошлым основано на механизме иллюзий восприятия.

4. Карты разных людей различаются между собой.

5. Не бывает правильных и неправильных карт. Бывают более или менее эффективные.

6. Неразличение карты и территории приводит к синдромам патологии коммуникации:

a. Иллюзия «карт-клонов» («все карты такие же, как у меня»)

b. Иллюзия «правильной карты» («моя карта правильней твоей»)

c. Иллюзия «реальности номинализаций» («я вижу, что наша любовь ушла»)

d. Иллюзия «чтения мыслей» («ты меня не любишь, потому что поздно приходишь домой»)

e. Иллюзия «внешнего контроля» («ты меня расстраиваешь»)

 

Иллюзия восприятия – искаженное, неадекватное отражение реально существующего предмета и его свойств.

Динамика процесса восприятия (структура):

I. Перцептивные действия:

1. Обнаружение – первичное выделение комплекса стимулов из огромного потока информации, принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же объекту.

2. Различие – формирование перцептивного образа – эталона.

II. Опознавательные действия:

3. Идентификация - поиск в памяти аналогичного или близкого ощущения.

4. Опознание - отнесение воспринятого объекта к определённой категории с поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих гипотезу и окончательный вывод о том, что это за объект.

Уровни сенсорной культуры

1.отсутствие сенсорной культуры( люди живут с своей реальности, в их уникальной галлюцинатортой реальности)

2.Люди живут в галлюцинаторной реальности, но пользуются универсальными галлюцинациями(нормативное восприятие)

3. галлюцинаторная реальность(не то, как мы болеем, а то, как мы живём). Люди понимают, что она галлюциноторная и относятся к ней как к набору наиболее вероятных гипотез.

Категория знака. Виды знаков. Структура знака по Ч. Пирсу

1. Субъективная реальность, будучи своеобразной картой, моделью реальности, состоит из знаков (слов, идей, образов) и их отношений между собой, и является знаковой системой.

2. Разные аспекты знаковых систем изучает наука семиотика.

1. . Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого). Например, дорожный знак - табличка, которая ОЗНАЧАЕТ, с какого момента водитель должен применить то или иное правило дорожного движения. Слова ОЗНАЧАЮТ те или иные явления, а погоны на военной форме ОЗНАЧАЮТ звание военнослужащего. То есть знак - некий объект, который важен не сам по себе, а отражает другой объект или явление.

2. выделяют три вида знаков: 1) индексальные знаки; 2) иконические знаки; 3) символы. Индексальные знаки, или знаки-признаки, — как ясно из названия, являются признаками чего-либо. След на песке, дым от огня, симптомы болезни — это признаки явлений, к которым индексные знаки привязаны причинно-следственной связью.

3. Иконические знаки, или знаки-копии — это такие знаки, у которых означающее структурно или качественно похоже на обозначаемое. Например, план сражения является иконическим знаком сражения — они подобны. А икона святого прямо изображает лик святого (отсюда и название — иконические).

4. Но высшей формой знака как абстракции являются символические знаки, или знаки-символы. Например, слово. Связь между формой и содержание символических знаков установлена произвольно, по соглашению между людьми касательно именно этого знака.

5. Структура знака

a. Ф. де Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее).

b. Ч. Пирс использовал три составляющие знака:

i.Объект (денотат)

ii. Знаковая форма (репрезентамен)

iii. Смысл (интерпретант)

6. Смысл – сущность объекта в соотношении с потребностями человека. Например, дверь может иметь смысл «защиты от грабителей» (препятствие), а может – «источника сквозняка» (угроза).

7. Смысл знака определяется контекстом – знаковой системой (текстом), которая содержит этот знак. Так, например, окружность может восприниматься как цифра «ноль» или как буква «о» в зависимости от того, «красный» или «синий» контекст мы выбираем для интерпретации.

  Д  
5 О 4
  М  

8.

 

8. Первичные, минимальные частицы смысла называются семами. Любое понятие представляет собой набор сем («семантическое облако»). В семантическом облаке выделяют:

a. центральные семы (атомы смысла, обязательные для определения понятия). Ключевая сема, которая определяет содержание понятия, называется архисемой.

b. периферические семы (атомы смысла, необязательные, которые могут определять, а могут и не определять понятие).

Фильтры восприятия. Виды фильтров. Трансформация реальности в результате действия фильтров.

1. Реальность представляет собой бесконечный объем взаимно трансформирующихся материи и энергии. Чтобы описать эту бесконечность, нужно бесконечное количество информации.

2. Человеческий мозг не может вместить бесконечность информации и вынужден фильтровать ее, оставляя для моделирования реальности только самую важную с точки зрения эволюции.

3. Выделяются три вида фильтров:

a.Физиологические

i. Большая часть информации не воспринимается, потому что человек не имеет органов чувств для восприятия энергии такого типа (или за счет ее недосягаемости для восприятия)

ii. Энергия/материя, которую способен воспринять человек, воспринимается в определенном диапазоне. За границами диапазона энергия/материя не воспринимается.

iii. Даже та энергия/материя, которую находят наши органы чувств, перекодируется мозгом посредством знаковых форм, не имеющих отношения к реальности (цвет – феномен, порождаемый нашим мозгом и не существующий нигде, кроме нашего мозга).

b.Социальные

i. Язык (см. «Язык как один из фильтров восприятия»)

ii. Культурные тексты (см. «Культурные тексты как фильтры восприятия»)

c.Личностные

i. Личный опыт человека (см. «Этапы развития личности в психоаналитической традиции»)

ii. Родительские «завещания»

4. Фильтры формируются в течение исторически долгого времени, и не успевают за изменениями, происходящими быстро.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!