Искусство рационального предположения 1 страница



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Чтобы глубоко и разносторонне изучить философию, необходимо ощутить подлинный «вкус» философской проблематики, самому окунуться в мир философской мысли, непосредственно познакомиться с многочисленными идеями и концепциями философов. И самый верный способ достижения этих целей – прочитать и законспектировать первоисточники. Чтение произведений великих мыслителей, благодаря которым их авторы вошли в духовную историю человечества, призвано помочь курсантам и студентам окунуться в лабораторию творчества того или иного философа, почувствовать атмосферу эпохи написания работы.

Учебно-практическое пособие «История философии» в условиях дефицита времени отведенного на самостоятельную работу, ограниченности библиотеки в наличии этих произведений, в какой-то мере призвано решить проблему непосредственного ознакомления курсантов, слушателей и студентов с классическими философскими произведениями и делает более доступными эти тексты объединением их в одном учебном пособии.

Более того, каждый из фрагментов произведений предваряется краткими биографическими справками, в которых сообщаются сведения о философах и их основные идеи, а так же своеобразным поисковым алгоритмом. Смысл алгоритма - постановка перед обучающимся вопросов, ответы на которые он может найти в рекомендованном для изучения фрагменте. Это позволяет решить следующие проблемы:

• курсанты, слушатели и студенты не теряют основных мыслей произведения, так как во­просы выступают в роли путеводителя;

• вопросы заставляют курсантов, слушателей и студентов выделять собственно философ­ский аспект произведения;

• вопросы помогают курсантам, слушателям и студентам увязывать положения источника с современными событиями, с практической деятельностью;

• конспекты курсантов, слушателей и студентов получаются более полными, материал соответствует проблемам, выносимым на семинарские занятия, зачеты и экзамены.

Вместе с тем, вопросы только ориентируют курсантов и студентов на изучение первоисточников, но не регламентируют, какой материал должен быть в конспекте, не дают готового ответа, а направляют на творческий поиск существенных положении конспектируемого произведения.

Важным этапом изучения первоисточника является его чтение. Практика показывает, что читать произведение надо как минимум дважды. Первый раз в быстром темпе (бегло) все произведение или раздел (главу, параграф), чтобы получить общее представление о тексте. Повторно читать работу необходимо медленно, вникая в смысл каждого слова, предложения, не механически, а творчески, активно сопоставляя мысли автора с собственными мыслями, выделяя самое существенное, основное.

Выделенное основное и должно стать содержанием конспекта.

Записи конспекта - дело индивидуальное, но существуют общие правила: краткость, четкость, разборчивость и полнота изложения сущности про­изведения (или отдельной его части). На практике сложились различные приемы записей прочитанного: план, аннотация, цитаты, тезисы, конспект. Общепринято, что записи прочитанного должны быть менее тек­ста первоисточника в 7-15 раз.

Конспект способствует глубокому осмыслению курсантами, слушателями и студентами содержания и сущности того или иного фило­софского труда, закреплению в памяти изученного, помогает впоследствии быстро восстановить в памяти то, что им когда-то было прочитано.

Обобщая практику конспектирования, можно выделить следующие основные требования к содержанию конспекта:

• четко выделить название работы (новая страница), автора и источник;

• выяснить исторические условия и причины написания работы;

• кратко изложить главные мысли произведения;

• проследить органическую связь идеи работы с достижениями науки и техники на нынешнем этапе, современными событиями социальной жизни, юриди­ческой практикой;

• увидеть внутреннюю логику произведения, выделить философ­ский аспект.

Итогом изучения первоисточника должно стать уяснение курсантом, слушателем и студентом:

• своеобразия исторической обстановки написания философского произведения;

• сущности  теоретических философских положений и выводов;

• значения теоретических положений для последующей учебной деятельности и практической работы.

Учебно-практическое пособие «История философии» составлена в соответствии с рабочей учебной программой курса «Философия» по специальностям 030501.65 – «Юриспруденция» и 030505.65 – «Правоохранительная деятельность» и направлению 030500.62 – «Юриспруденция».

Составители надеются, что представленный материал будет использован не только для устного изучения и конспектирования философских произведений, но и для написания докладов, рефератов, подготовки курсовых работ не только по философии, но по и другим общегуманитарным и социально-экономическим, а также общепрофессиональным дисциплинам, что позволит существенно расширить кругозор всех интересующихся историей и наследием философской мысли.

Лао-цзы

 

 

 

 

Лао-цзы (6-5 в в до н.э.) – древнекитайский философ, основатель даосизма. Биография Лао-цзы состоит из легенд. Его называли «Старым философом», «Старым учителем». Основу учения Лао-цзы составляла метафизика космогенеза, цикличность которого он выражает в системе взаимосвязанных категорий-тавтологий. В своем трактате «Дао де дзин» Лао-цзы называет высшую истину и высшую реальность мироздания словом «Дао» и подчиняет ему всё универсальное и беспредметное начало – великий путь.

Лао-цзы протестует против насильственной смерти и ее самой распространенной причины – войны. В политике Лао-цзы ратует за претворение в жизнь мудрыми правителями принципа «у-вей» (недеяния) – (суть данного принципа, может быть приблизительно выражена словами: – не вникать в административную рутину и править незаметно).

Считается, что за историю своего существования основной трактат Лао-цзы «Дао де дзин» породил в Китае более 700 комментариев, из которых более 250 сохранились до наших дней. К этому следует добавить более 300 комментариев в Корее и Японии.

 

Задания для конспектирования

 

1. Перечислите все возможные свойства, определения, эпитеты безымянного дао и дао, имеющего имя.

2. Приведите аргументы даосов против человеколюбия и справедливости. Зачем нужен ритуал, с их точки зрения?

3. Что называется в даосизме высшей добродетелью, законом небесного дао, глубочайшим дэ, глубокой мудростью?

4. Что такое постоянство и что дает человеку знание о нем?

5. Почему совершенномудрый предпочитает недеяние?

 

 

«Дао дэ дзин»

 

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.

Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному.

 

   Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, но прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.


Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки — полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие.

 

Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцем всех вещей.

Если притупить его проницательность, освободить его от хаотичности, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение, [я лишь знаю, что] оно предшествует небесному владыке.

 

Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.

Разве пространство между небом и землей не похоже на кузнечный мех? Чем больше [в нем] пустоты, тем дольше [он] действует, чем сильнее [в нем] движение, тем больше [из него] выходит [ветер].

Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру.

 

Превращения невидимого [дао] бесконечны. [Дао]—глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения — корень неба и земли. [Оно] существует [вечно] подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.

 

Небо и земля — долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.

Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это от того, что он пренебрегает личными [интересами]? Напротив, [он действует] согласно своим личным [интересам].

 

Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао.

[Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как и вода], должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении [страной] должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку [он], так же как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок.

 

Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить. Если [чем-либо] острым [все время] пользоваться, оно не сможет долго сохранить свою [остроту]. Если зал наполнен золотом и яшмой, то никто не в силах их уберечь. Если богатые и знатные проявляют кичливость, они сами навлекают на себя беду.

Когда дело завершено, человек [должен] устраниться. В этом закон небесного дао.

 

Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно новорожденному? Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе если следовать мягкости? Возможно ли осуществление недеяния, если познать все взаимоотношения в природе?

Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином — вот что называется глубочайшим дэ.

Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают, двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность [чего-либо] имеющегося зависит от пустоты.

 

Пять цветов притупляют зрение. Пять звуков притупляют слух. Пять вкусовых ощущений притупляют вкус. Быстрая езда и охота волнуют сердце. Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последнего и ограничивается первым.

 

Слава и позор  подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни. Что значит, слава и позор подобны страху? Это значит, что нижестоящие люди приобретают славу со страхом и теряют ее также со страхом. Это и называется — слава и позор подобны страху.

Что значит, знатность подобна великому несчастью в жизни? Это значит, что я имею великое несчастье, потому что я [дорожу] самим собой. Когда я не буду дорожить самим собой, тогда у меня не будет и несчастья. Поэтому знатный, самоотверженно служа людям, может жить среди них. Гуманный, самоотверженно служа людям, может находиться среди них.

 

Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.

Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом дао.

 

В древности те, кто был способен к учености, знал мельчайшие и тончайшие [вещи]. Но другим их глубина неведома. Поскольку она неведома, [я] произвольно даю [им] описание: они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительными, как будто боялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто переходили по тающему льду; они были простыми подобно неотделанному дереву; они были необъятными подобно долине; они были непроницаемыми подобно мутной воде. Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым. Это были те, которые своим умением сделать долговечное движение спокойным, содействовали жизни. Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового.

 

Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. [В мире] — большое разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покои называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется [достижением] ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и [в результате] к злу. Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрел справедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует дао. Тот, кто следует дао, вечен и до конца жизни [такой государь] не будет подвергаться опасности.

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.

 

Когда устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются «верные слуги».

 

Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат; когда будут устранены человеколюбие и «справедливость», народ возвратится к сыновней почтительности и отцовской любви; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти три вещи [происходят] от недостатка знаний. Поэтому нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные [желания] и освобождаться от страстей.

 

Когда будет уничтожена ученость, тогда не будет и печали. Как ничтожна разница между обещанием и лестью и как велика разница между добром и злом! Надо избегать того, чего люди боятся.

О! Как хаотичен [мир], где все еще не установлен порядок. Все люди радостны, как будто присутствуют на торжественном угощении или празднуют наступление весны. Только я один спокоен и не выставляю себя на свет. Я подобен ребенку, который не явился в мир. О! Я несусь! Кажется, нет места, где мог бы остановиться. Все люди полны желаний, только я один подобен тому, кто отказался от всего. Я сердце глупого человека. О, как оно пусто! Все люди полны света. Только я один подобен тому, кто погружен во мрак. Все люди пытливы, только я один равнодушен. Я подобен тому, кто несется в мирском просторе и не знает, где ему остановиться. Все люди проявляют свою способность, и только я один похож на глупого и низкого. Только я один отличаюсь от других тем, что вижу основу в еде.

 

Содержание великого дэ подчиняется только дао. Дао бестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи, Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают вывшей действительностью и достоверностью.

С древних времен до наших дней его имя не исчезает. Только следуя ему, можно познать начало всех вещей. Каким образом мы познаем начало всех вещей? Только благодаря ему.

 

В древности говорили: «Ущербное становится совер­шенным, кривое — прямым, пустое — наполненным, ветхое сменяется новым; стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получить многое ведет к заблуждениям». Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, коему необходимо следовать в Поднебесной. Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истиной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной.

Слова древних: «Ущербное становится совершенным...» — разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству.

 

Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и земля. Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, тем более человек. Поэтому он служит дао. Кто [служит] дао, тот тождествен дао. Кто [служит] дэ, тот тождествен дэ. Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто тождествен дао, приобретает дао. Тот, кто тож­дествен дэ, приобретет дэ. Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное. Только сомнения порождают неверие.

 

Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий дао, не делает этого.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!