Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?



Определение человека как особого существа дает представление о ней как о противоречивое единство природного, социального и духовного. В философской литературе сложились несколько позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена.

Если рассматривать природныесоставляющие человека, то их основой являются физиологические процессы: обмен веществами, энергией, генетические явления, нервно-мозговые, электрохимические и другие процессы. В этом смысле между человеком и высшим животным существенной разницы нет (кроме прямо хождения, развитых рук, большого и развитого мозг, способности к членораздельной речи). Однако если абсолютизировать в человеке только природное, биологическое, то мы не сможем объяснить другие аспекты человеческой жизни и будем вынуждены объяснять их лишь непреодолимый качествами.

К основным социальным факторам относят труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение. Так, на определенном уровне антропогенез в процессе мутаций, трудовой деятельности, общения и формирования духовности перешел с биологического развития на путь становления социальных существ, в результате чего сформировалась человек как природно-социальное существо.

Кроме того, человек еще и духовное существо - обретение духовности есть основная цель, назначение, даже предназначение человека: лишь с достижением стадии духовности природно-социальная человеческая индивидуальность может реализовать себя как личность. Ведь духовность человека - это умение мечтать, фантазировать, творчески совершенствовать мир, стремясь сделать его лучше. Итак, духовно развитый человек - такой, который осознает самого себя и может сознательно управлять своими поступками, подчиняя их нормам морали и права, направляя их на достижение общественно значимых целей, это человек, внутренним регулятором поведения которого является совесть.

Личность характеризуется комплексом факторов, нельзя с полной уверенностью сказать, чего в человеке больше, ведь каждый индивидуален. Именно поэтому различные основные факторы: биологические, психические и социальные, в разном соотношении приводят к возникновению нового качественного состояния - человеческой личности.

 

Как понимать высказывание В.И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит  его».

Классические материалисты рассматривали отношение материи и сознания отношение как одностороннее: материя воздействует на сознание и определяет его. Сознание они понимали только как отражение материи. Они знали лишь одну форму взаимоотношения материи и сознания – познание, т.е. превращение материального в идеальное. С точки нового материализма отношение материи и сознания является двусторонним. Не только материя воздействует на сознание, но и последнее через практику воздействует на материю. Сознание не только отражает мир, но обратно через практику воздействует на него, преобразует его.

В психотерапии широко известен метод плацебо, заключающийся в том, что больному вместо настоящего лекарства дают «пустышку» – безвредное и не оказывающее никакого физиологического воздействия вещество. И вот что выяснилось – во многих случаях плацебо лечило ничуть не хуже, чем подлинное лекарственное средство. Медики и психологи ранее объясняли это исключительно восприимчивостью пациентов к внушению, не догадываясь, что здесь есть и другие причины. К ним относится так называемый эффект материализации, запускаемый мыслью и словами врача. В результате полностью неактивный препарат оказывает такое же физиологическое действие, как и активный. Подобный эффект широко и не без успеха используется не только в медицине, но и, допустим, в психологии, в средствах массовой информации.

Таким образом, кроме познавательного отношения материи и сознания существует еще и практическое их отношение. Постоянно происходит процесс не только превращения реального в идеальное, но и идеального в реальное. И второй из названных выше процессов представляет собой основу первого. Практическое отношение материи и сознания лежит в фундаменте их познавательного отношения.

Постоянно через практику воздействуя на объективный мир, сознание все глубже и глубже его отражает. Весьма авторитетные теоретики пришли к выводу, что сознание наблюдателя – такой же необходимый элемент Вселенной, как и она сама, и именно мысленная деятельность человека творит Вселенную.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 601; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!