Общественный строй в древних Афинах. Реформы Солона.



Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством.

Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты – были зачислены в один четвертый и последний разряд.

По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. В Собрании каждый имел право высказаться и каждый вопрос тщательно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных.

Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения.

 

Государственный строй в древних Афинах. Реформы Клисфена, Эфиальта и Перикла.

Гос. Уст-во Афин можно охар-ть как полит.организацию своб. граждан, обеспеч. защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­рат. республику,в которой афинские граждане-мужчины пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Осн. органами власти и управления Афин. Гос-ва являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов. Верховным органом властибыло народное собрание – эклессия. Эклессияпринимала з-ы, решала вопросы войны и мира, избирала долж-хлиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сро­ков полномочий, решала дела по продов-му снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осущ-ла контроль за воспитанием юношей.Полис- это полит. Объед-ие, граждане кот. Уч-т в законод. и суд. власти. Полнопр. член такого полиса считал себя ответ-м за все дела гражд- общины, был соц. активным патриотом своего города-гос-ва. Предпол-т, что Эфиальт был представителем высших слоев общ-ва, о чем говорит в частности его избрание на должность стратега. Сущность реформы Эфиальта закл-сь в том, что он, организовав суд. процесс над его коррумп-ми членами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народ. собрания и передал его народ. суду (гелиэе) в (462 г. до н.э.). После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. Реформы: была введена плата судьям, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами, принцип свободы слова.Тер-но вся Аттика была разбита на навкарии. Назревал конфликт между демосом и аристократией. В 594г. Солон был избран архонтом и првел реформы Солона.Отменялась долговая кабала, ликвид-ь все прежние долги, полит.равенство, по имущ-цензу все были разбиты на 4 разряда - пентакосимедимны, всадники, зевгиты и феты. Создан совет 400 (булэ) и расширены ф-ции народного собрания - они оттеснили от власти ареопаг и архонтов. Клисфенсвоими реформами продолжил дело Солона. Разделил Аттику на 3 зоны и вместо 4 племенных фил ввел 10 территориальных. Совет 400 стал советом 500 (по 50 ч. От каждой филы). Создана коллегия стратегов (1 ч. От филы), ввел остракизм и суд “черпаков”. Реформы Клисфена завершили формирование афинского полиса. В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен инициирует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территориальных

фил, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане).

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан-ремесленников, купцов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - емы. Их было около ста.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.

В 462 г. до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопаг становится чисто судебным органом.

К середине V в. до н. э. уходят в прошлое разряды, введенные - Солоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец, и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

 

8.Государственный и общественный строй Древней Спарты.

Спартанское гос-о возникло в IX веке до н. э. в рез-е завоевания обширной тер- Леконики, где проживали архейские племена, дорийцами. Установление общест- порядков и госу.строя Спарты связывается с именем Ликурга. Общест- строй С. схранял пережитки первобытнообщинного строя и был построен на военной орг-. Законы Спарты были направлены на недопущения обр-ярезкой имущественной дифференциации среди “спартанцев”. Было три слоя населения: спартиатами, периеками и илотами. Спартиаты пользовались полит.равами, были обеспечены земельными наделами. Пэриеки могли иметь соб-ь, в отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь в полит.правах. Илоты же имели статус гос.рабов, они не обладали правоспособностью, но могли иметь право соб-и на свои орудия пр-а и свое хозяйство, 50% доходов они обязаны были уплачивать спартиатам. Илоты представляли собой побежденные племена. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Основным органом в Спарте была герусия – совет старейшин, возгл-й все гос.управление. Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, и двух царей. Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов избирали из наиб.известных граждан, достигших 60-ти лет, пожизненно народным собранием, кот.они были бесподконтрольны. Герусия готовила внешнеполит.решения и руководила деят-ью должностных лиц. Она обсуждала предварительно дела, кот.должны были рассм-я в народном собрании. Герусия располагала неогранич.компетенцией, она заседала ежедневно и рук-ла всеми делами. Она же была судебным органом. Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась неответственной за свои решения. Народное собрание (апелла) решающую роль в полит.жизни страны не играло. Созывалось оно от случая к случаю. Учас-ли в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание и сохранившие свои наделы. Собрание было только пассивным властным органом. К ведению народ.собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народ.собрание участвовало в законод-е, решало вопросы войны и мира. Во главе гос-ва стояли два царя, которые выполняли ф-ю военных вождей, были верховными жрецами, осущ-ли суд-ю власть. С теч-м времени важнейшим институтом упр-я стала коллегия эфоров. Они занимали исключ-е пол-е в гос-ве. Их было пятеро. Первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии; Эфоры сост-ли единую коллегию и выносили решения по больш-ву голосов. В их руках целиком находились внеш. сношения, внутр. Упр-е страной. Они осущ-ли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контр-ли деят-ть всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров нах-сь гражданская юрисдикция. Одной из ф-й эфоров был контроль за деят-тью царей с целью не допустить усиления их власти. Эфоры имели право привлекать царей к суду герусии. В своей деят-ти эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения к судебной ответ-ти породила злоупотребление ими своей властью.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!